Все ли в порядке в Королевстве Датском?

В мире
№4 (719)

Боюсь, что в упомянутом королевстве не все в порядке. Не в том смысле, что датчанам плохо живется. Или «гостям королевства». Полагаю, что и те, и другие чувствуют себя прекрасно. Вполне возможно, что вторым живется даже лучше. А также и тем из первых, кто горой стоит за вторых. Но в том, что касается освещения событий, происходящих в мире, Дания, несомненно, подвержена самым противоречивым веяниям. И это настораживает.
После того, как именно здесь были придуманы, нарисованы и опубликованы карикатуры на пророка Мухаммеда, стало ясно, что ждать ответа недолго. И в самом деле, прошло не так много времени, и еще один «храбрый датчанин», Майкл Андерсен, снял фильм «Миф о религиозном экстремизме в Центральной Азии». Для тех, кто до сих пор думает, что «центральная Азия» - это Монголия, сообщаю: так после развала СССР так стали называть то пространство, которое прежде именовалось Средней Азией.
Вклад Андерсена в современную мифологию, а иначе трудно и назвать тот жанр, в котором снят его фильм, поистине велик. В своем фильме этот кинематографист утверждает, что экстремизм и терроризм, эти две беды бывших советских среднеазиатских республик, есть не что иное, как продукт деятельности президента Узбекистана Ислама Каримова. Думаю, что необходимо также сообщить читателям, что фильм Майкла Андерсена транслируется с 20 января на англоязычном канале «Аль Джазира», а интервью, которое автор фильма дал агентству «Фергана.ру», активно перепечатывают русскоязычные исламские интернет-ресурсы, такие, как, например, украинский сайт «Ислам для всех».
В своем интервью Андерсен говорит о том, что он много лет прожил в Центральной Азии (будем придерживаться современной терминологии) и воочию наблюдал, как диктаторы этого региона используют «так называемую угрозу «экстремизма», чтобы иметь возможность задавить любого, кто с ними не согласен, нацепив на него ярлык «экстремиста» или «террориста». Андерсен мотивирует свое желание снять фильм тем, что, по его мнению, «западные политики «покупаются» на пропаганду таких людей, как узбекский диктатор Ислам Каримов».
После прямого вопроса журналиста «Ферганы», действительно ли исламский терроризм является мифом, датчанин начал осторожничать. Все не так просто, сказал он. Раньше экстремизм действительно не был угрозой, но сейчас – да, является, благодаря таким, как Каримов. В девяностые годы прошлого века, когда центрально-азиатские лидеры начали пугать мир так называемым «экстремизмом» и «радикализмом», угроза была крайне мала, закончил свою мысль Андерсен.
Интересно было бы узнать, что это означает, когда об Андерсене говорят, что он «много лет прожил в Центральной Азии». Жил ли он в Узбекистане в те годы? Если да, то он должен помнить, что «исторически довольно умеренный ислам», как он это называет, был результатом того, что в начале девяностых подверглось не критике даже, а обструкции. Ислам здесь был «умеренным» лишь потому, что все аспекты религиозной жизни контролировало советское государство. Можете говорить что угодно, но лишь поэтому среднеазиатские республики СССР были изолированы от влияния набиравших в то время силы экстремистских исламских течений. И если кто-то теперь скажет, что это было плохо для жителей этих республик, то ему следует напомнить: вместо того чтобы класть голову на плаху за возможность исповедовать любые исламские доктрины, даже и самые экзотические, мужчины среднеазиатских республик в меру своих способностей и предоставлявшихся им возможностей занимались тем, чем и занимались испокон века мужчины этого региона. Они работали, растили детей, торговали, обманывали понемногу государство, которое тоже их обманывало. В общем крутились. За гранью, как говорится, дружеских штыков, заслонявших их от влияния не в меру идеологизированных религиозных деятелей зарубежья.
Это – плохо?
Но вот наступила перестройка. Гласность. Транспарентность, иными словами. И вдруг стало известно, что религиозные руководители Средней Азии – агенты КГБ. Экая новость! В Ташкенте, помнится, начались многочисленные демонстрации верующих (мусульман конечно же), требующих сменить этих руководителей на «независимых». Сменили. Потом пошли разговоры о том, что служители культа, мол (опять же мусульманские), неграмотны. Самоучки почти. В крайнем случае, окончившие какие-то местные медресе. А надо, мол, учить их в Саудовской Аравии да в Египте. Сказано – сделано. Ну, давайте еще вспомним, что «в ту пору война была». Афганская. И исламский мир отнюдь не питал симпатий к «шурави». И наверняка что-то предпринимал для того, чтобы не только противостоять советам в самом Афганистане, но и по возможности ослабить советский тыл.
Вот в чем истоки экстремизма в Средней Азии. Андерсен ставит все с ног на голову, уверяя публику в том, что экстремизм здесь – реакция на действия режима Ислама Каримова. Впрочем, вполне возможно, что за образец политкорректного сотрудничества светской и религиозной частей населения Андерсен взял практику таджикского президента, который пошел на широкое сотрудничество с религиозной оппозицией вплоть до предоставления ей определенного количества мест в парламенте и правительстве. Однако такой подход кажется неправомерным – Таджикистан до сих пор держится на военном присутствии России, и никто не может поручиться за сохранность здешнего режима в том случае, если 201-я дивизия покинет эту страну.
Умиляет доверчивость датчанина. Вот фрагмент из его интервью:
«Представитель «Хизб ут-Тахрир» в Кыргызстане Дилер Жумабаев сказал мне: «В тюрьмах много наших людей, но есть и целая армия наших людей, которые освободились. После тюрьмы они уже ничего не боятся. Очень, очень скоро мы установим исламский халифат». Но когда я спросил его, будут ли они устанавливать халифат с помощью насилия, он, глядя мне прямо в глаза, ответил: «Нет, конечно, нет. Только силой Корана».
Как хорошо, подумал я после прочтения этого интервью, что в Дании еще никто пока не собирается устанавливать халифат. Даже «силой Корана». Или, по крайней мере, никто еще не говорит об этом открыто. Ведь поэтому Майклу Андерсену пока ничто не грозит. Но уже в следующую секунду я понял, что ему ничто не грозит потому, что он снял фильм, который транслирует «Аль Джазира». А это совсем не то, что рисовать карикатуры.


comments (Total: 3)

"В Коране есть сура, призывающая к прямому убийству иноверцев. Есть сура, декларирующая, что обман и вероломство по отношению к иноверцу - богоугодное дело."
Не претендую на знатока корана.Из того, что знаю.Есть там такой пассаж, что аллах не может простить в принципе.Ответ - Аллах не прощает грех поклонения другим богам, все же остальные грехи прощает, когда пожелает.То есть, если веришь в аллаха и поклоняешься только ему, то чтоб ты ни сотворил(особенно во имя его)то имеешь хороший шанс на прощение.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
davno li vi tam bili. v tex stranax o kotorix pishite iz israilya. eto imenno on vipustil djina,teper ne znaet chto delat.v andijane bili na 99% te kto ne znal chem semiu kormit. pishite o tom chto znaete. u vas dusha ne bolit!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
В Коране есть сура, призывающая к прямому убийству иноверцев. Есть сура, декларирующая, что обман и вероломство по отношению к иноверцу - богоугодное дело. Вот и разбирайся с каждым индивидуумом: "умеренный" ли он мусульманин или истинно верующий.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir