Памяти Эдуарда Гуфельда

Шахматно-шашечный клуб
№42 (338)

(19 марта 1936 - 23 сентября 2002)

Как уже сообщалось, на 67-м году жизни скоропостижно скончался большой друг нашей «Школы», выдающийся гроссмейстер, заслуженный тренер Грузии и СССР Эдуард ГУФЕЛЬД.
Читатели помнят его «футбольный сухой лист» и бессмертную «Джоконду», рассказ о «миролюбивом» Тигране Петросяне, о неразгаданной связи с Космосом и, конечно же, недавнюю историю «О новом Наполеоне» (РБ, 208, 288, 303, 311, 325).
Немало работ Художника, талантливого шахматного журналиста есть еще в «нашем портфеле». Со временем надеемся опубликовать эти бессмертные полотна на страницах «РУССКОГО БАЗАРА», как дань памяти одному из самых известных наших читателей. Еще совсем недавно, буквально дней за 10 до печального события, он звонил из Лос-Анджелеса, делился планами, рассказывал о своем фильме, посвященном шахматам.

С воспоминаниями о друге сегодня у нас известный израильский журналист Вадим ТЕПЛИЦКИЙ.
В Лос-Анджелесе после непродолжительной болезни скончался выдающийся деятель современного шахматного движения, международный гроссмейстер, член ФИДЕ, член Международной Ассоциации спортивных журналистов, автор свыше 40 книг, дорогой мой друг Эдуард Ефимович ГУФЕЛЬД.
Я впервые увидел его в 1972 году на Киевском телецентре, куда его пригласили, чтобы он рассказал об участии в международном турнире. Высокий, стройный, он вызвал переполох среди женского персонала телецентра.
– Этого красивого парня привел ведущий шахматных передач Абрам Хавин, - слышал я восхищенные возгласы.
– Где его мастер откопал?
Тогда я и познакомился с Эдиком (так называли его друзья и тогда, когда гроссмейстер достиг пенсионного возраста).
Наша дружба длилась до конца его жизни.
Эдуард родился в Киеве 19 марта 1936 года. Его отец погиб на фронте.
С мамой эвакуировался в Самарканд. Вернувшись в Киев, пошел в первый класс, увлекся ... футболом, рядом с домом был Республиканский стадион.
В 11 лет пришел в шахматный клуб «Спартака». Здесь оценили его дарование, трудолюбие, любознательность. Медленно поднимался по шахматной лестнице, помогли руководители секции Дворца пионеров. В 17 лет он стал чемпионом Украины среди юношей.
В книге «Эдуард ГУФЕЛЬД», Москва, 1985, подготовленной совместно с гроссмейстером, я писал: «Спортивный характер Гуфельда уже тогда жаждал борьбы: турниров, матчей, поединков». На протяжении всей своей жизни он становился победителем многих турниров. В 1967 году стал международным гроссмейстером, через 10 лет ему было присвоено звание заслуженный тренер Грузии и СССР. Среди его воспитанниц чемпионка мира Майя Чибурданидзе.
Веселый, остроумный, талантливый шахматист, педагог, тренер, он побывал почти на всех континентах, был и у нас, в Израиле. Дружил с Робертом Фишером. После того как Эдуард перебрался в США, мы переписывались, перезванивались, всегда я чувствовал его внимание и заботу. В своей книге «ЕВРЕИ В ИСТОРИИ ШАХМАТ», Израиль, 1997, жизни и творчеству Эдуарда Гуфельда я отвел, как мне кажется, достойное место.
Э. ГУФЕЛЬД – автор большого числа бесценных шахматных книг, в которых, прежде всего, он отмечал, что шахматы – это искусство.
Искусству он отдал свою жизнь... Много людей на земном шаре, узнав о кончине Гуфельда, тяжело воспримут боль утраты.
Мне жаль, что нынешнее поколение молодых шахматистов мало знакомо с творческим наследием своих старших коллег, блиставших в середине-конце ХХ века. А какие замечательные партии оставил нам Гуфельд! Взять хотя бы партию с В.Багировым, Кировабад, 1970, занявшую второе место в конкурсе Белградского телевидения на лучшую партию ХХ века (1973 год). По красоте она уступила лишь партии Ботвинник – Капабланка, где Ботвинник провел изумительную комбинацию ходом Са3!!
Свое творение Гуфельд назвал «Моя Джоконда»!
Сегодня мир скорбит в связи с кончиной Эдуарда Ефимовича ГУФЕЛЬДА.
ВЕЧНАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ.

* * *
Многократный чемпион мира по международным шашкам Исер КУПЕРМАН, Бостон.
Ушел от нас Эдуард, или Эдик, как мы с Бронштейном и Липницким называли его в детстве. Громадная потеря для шахмат и для нас всех, его друзей. Еще совсем недавно мы с ним общались, еще недавно он подарил мне свою последнюю замечательную книгу «МОЯ ДЖОКОНДА», а я ему свою «СУДЬБУ ЧЕМПИОНА».
Эдик был выдающимся пропагандистом шахмат на всех континентах, которые он посещал, выдающимся тренером.
Он женился на дочери главного раввина Тбилиси и переехал жить из Киева. Там воспитал чемпионку мира. Мы с ним не раз ездили за границу и жили в одном номере. Мне с ним было очень интересно общаться, и вот его нет. Умер он в Лос-Анджелесе. Ему было всего 66. Весь мир отозвался на его смерть. Например, некролог в газете «New York Times» за 27 сентября, передачи по радио.
ПУСТЬ ЗЕМЛЯ ЕМУ БУДЕТ ПУХОМ.

* * *
Международный гроссмейстер, почетный вице-президент ФИДЕ, доктор психологических наук, профессор Николай КРОГИУС, Нью-Йорк.
Об Эдуарде Гуфельде трудно писать еще и потому, что невозможно в кратких заметках описать творческую не тривиальность и разносторонность этого яркого, талантливого человека.
Мы познакомились в 1953 году в Харькове на первенстве СССР среди юношей. Эдик выступал в составе команды Украины. И сейчас мне видится красивый юноша с добрыми и внимательными глазами, который часто оказывался в центре внимания. В нем привлекала неизменная доброжелательность и незаурядное чувство юмора. Особенно любил он остроумные и безобидные «розыгрыши». Вспоминаю его партию с Винокуром (РСФСР), в которой противник потребовал признать ничью в связи с троекратным повторением позиции. В частности, трижды на полях е2 и а2 оказывались ладьи белых. Когда судья собрался зафиксировать этот результат, Гуфельд неожиданно заявил:
– Возражаю!
– Почему? – удивился судья.
– Видите ли, ладьи менялись местами – во всяком случае один раз ладья е2 стояла на а2, а другая, что сейчас на а2, была на е2.
Читатель понимает, что «возражения» надуманы – шахматные ладьи еще далеки от персонификации, но судья, столкнувшись с необычной ситуацией, был обескуражен. «Что же делать?» - спросил он. «Надо к тыльной стороне ладей приклеить их обозначения и считать, где и как они повторяют свои индивидуальные передвижения», - не моргнув глазом, продолжал Эдуард. Затем не выдержал и под общий хохот подписал ничейный исход.
В последующие полвека мы прошли практически бок о бок по полям многочисленных шахматных сражений, творческих поисков, побед и отдельных неудач.
Эдуард добился многого – стал видным гроссмейстером, автором нескольких содержательных книг, проявил себя как великолепный тренер Майи Чибурданидзе, Ефима Геллера, команд Украины, Грузии, Советского Союза, а также шахматистов Индии, Малайзии, а в последние годы – способной молодежи США. Особо хочется отметить его неутомимую подвижническую деятельность по пропаганде шахмат в различных странах мира: Грузии, Новой Зеландии, Туниса, Австралии. Везде он умело доказывал, что шахматы обладают богатейшими средствами воспитательного и образовательного характеров. Наряду с пропагандой шахматной культуры Э.Гуфельд по праву должен быть назван главным защитником шахматного искусства, сохранения и приумножения эстетических ценностей, содержащихся в шахматной игре от тенденций ограничить или вообще отмести эту сторону шахмат.
В конце 80-х годов мне (тогда вице-президенту ФИДЕ) удалось добиться назначения Эдуарда Гуфельда председателем вновь созданной Комиссии ФИДЕ по шахматному искусству. На этом посту он развил кипучую деятельность, с завидной энергией искал и находил возможности для стимулирования творческих показателей, учреждения призов за красоту, за нахождение новых идей.
По его настоянию были опубликованы лучшие партии за последние 50 лет, собраны наиболее содержательные игры из югославского «Информатора». С особой настойчивостью он противостоял попыткам современных «деятелей» выхолостить творчество, сведя все только к спортивным результатам. Справедливо он отстаивал классический контроль времени, говорил о пороках «быстрых» шахмат.
У него было много интересных, перспективных планов, но увы...
Случившееся печально, горько и несправедливо.

* * *
Международный гроссмейстер Сергей ШИПОВ, ведущий эксперт одного из наиболее популярных шахматных сайтов - www.WorldChessRating.ru комментирует ряд партий Э.Гуфельда, в которых «искусно снят был скальп» с трех чемпионов мира В.Смыслова, М.Таля и Б.Спасского.
Это удалось немногим... Посмотрите, как Эдуард Ефимович (тогда еще просто Эдик) победил Михаила Нехемьевича (тогда еще просто Мишу) на его поле - в гонке атак при разносторонних рокировках.
Э.ГУФЕЛЬД - М.ТАЛЬ, чемпионат СССР, Тбилиси, 1959
23.h5 Гуфельд первым начинает реальную атаку. 23...Лa6 24.hg hg 25.Лg2, защищая пешку f2, не из жадности, а чтобы черные фигуры не проникли в первый ряд! 25...b3! Таль не был бы Талем, если бы не попытался запутать соперника. В тактике он был невероятно силен, и это помогало ему выходить «сухим» из воды в самых отчаянных ситуациях. Но это не тот случай! 26.ab a4 27.Кh4! ab 28.Лxg6 Лfa8!
А вдруг Гуфельд зевнет мат? Ферзь-то такой вкусный... 29.cb! Фf7 Или 29...Лa1+ 30.Kрc2 Фf4 31.Фe3! 30.Лxg7+! Энергичное продолжение атаки! В стиле молодого Таля, который сидел напротив. 30...Kрxg7 31.Кf5+ Kрg8 32.Фg4+ Лg6 33.Кe7+! Это уже избиение. 33...Kрg7 34.Кxg6 Фxb3 35.Кxe5+ Kрf6 36.Фg6+ Kрxe5 Если у вас есть выбор в цейтноте - съесть ферзя или поставить мат в два хода - непременно берите ферзя, так как мата может и не оказаться! Так Гуфельд и сделал - 37.d4+!, и черные сдались. А мат в два хода все же был - 37.f4+ Kрd4 38.Фg1!


comments (Total: 2)

А правда, что Гуфельд обучал Майю Ч. с ее юных лет не только искусству шахмат, но и искусству любви?

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Why you forgot checkers? You need to change your name - ChessClub instead ChessCheckersClub. <br>Sorry, your reader. <br>I wait for checkers articles.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir