Как спасти Social Security
Переоценить значение государственной пенсионной системы (Social Security retirement benefits) для наших стариков невозможно. Почти каждый третий американский пенсионер живет исключительно на государственную пенсию, не имея других источников доходов. И если раньше он жил относительно спокойно, то сейчас ему все чаще приходится затягивать пояс.
Все это происходит из-за того, что, несмотря на все свои достоинства и достаточно успешную историю, экономическая и демографическая ситуация сложились так, что государственная пенсионная система зашла в тупик. Вернее, сегодня она находится на перекрестке, и от того, в каком направлении она двинется дальше, зависит ее дальнейшее существование, а значит - благополучие будущих пенсионеров.
Большинство экономистов из обеих партий прогнозируют, что если Social Security будет продолжать существовать в нынешнем режиме, то к 2037 году эта программа сможет выплачивать американцам лишь часть положенных пенсий. Не больше 77%. В таком усеченном режиме эта система сможет просуществовать достаточно долго. Налоговых сборов хватит до 2088 года, когда уровень выплат пенсий понизится еще на 5%.
Оптимисты считают, что даже в таком виде существование пенсионной системы – благо. И не стоит ничего предпринимать. Просто уменьшится государственная пенсия.
Вы представляете себе, что значит для пенсионера, который полностью зависит от государственных пособий, отнять примерно четверть его дохода?!
Экономисты разного толка (консерваторы и либералы) уже давно придумывают разные способы, чтобы спасти (и оживить) государственную пенсионную систему. Либералы хотят обложить дополнительными налогами работодателей, консерваторы ищут выход во вложении фондов Social Security в биржевые акции, приносящие 10-12% годового дохода, или в создании дополнительных пенсионных счетов, на которые каждый работающий американец сможет отчислять деньги.
Совсем недавно коннектикутский конгрессмен Ларсон внес на рассмотрение Палаты представителей билль под названием “Social Security 2100 Act” (the 2100 Act), задача которого «сохранить пенсионную систему и улучшить (увеличить) пенсионное покрытие для следующего и настоящего поколений».
Сам по себе закон довольно велик, и я не буду полностью на нем останавливаться, однако в нем есть три момента, которые, если будут приняты, могут вдохнуть новую жизнь в пенсионную систему, и облегчат жизнь американским пенсионерам.
Изменение корректировки прожиточного уровня (Cost of Living Adjustments)
С 1975 года государственные пенсии по Social Security ежегодно автоматически увеличиваются на процент инфляции – это так называемая корректировка прожиточного уровня. В 1980 году такая корректировка составила 14,3%, а в некоторые годы достигала - 0. Не было в эти годы инфляции. Однако это замечательное решение, привязывающее пенсию к инфляции (ведь пенсия не должна уменьшаться из-за роста цен), на сегодняшний день совершенно не функционально.
Дело в том, что корректировка производится в зависимости от потребительского индекса цен, который ежеквартально публикует Bureau of Labor Statistics. По этому индексу составляется официальный уровень инфляции в стране, который весьма далек от реального положения вещей.
“РБ” уже писал о том, какими методами пользуются составители этого списка, когда, по их данным, инфляция нынче составляет всего 2%, а большинство продуктов первой необходимости подорожало на 17-25%. Поэтому для стариков, рассчитывающих только на пенсию, недавнее решение об автоматическом повышении пенсий в 2015 году на 1,7% выглядит настоящей издевкой.
Ларсон предлагает изменить систему таких корректировок, и увязать их не с потребительским индексом, а с другими индексаторами. Например, изменять величину пенсии в зависимости от потребительского индекса для пожилых (Consumer Price Index for Elderly Consumers).
Этот индекс, его составляет все то же Bureau of Labor Statistics, также страдает погрешностями в подходе, однако он подсчитывается с учетом потребительской активности именно этой части поколения. То есть в него не включены многочисленные товары, которые не интересуют стариков, а вместо них в списке представлена стоимость лекарств, медицинских услуг, а также других предметов, нужных пенсионерам.
Так как рост стоимости медицинских услуг в нашей стране в несколько раз выше уровня инфляции, то такие изменения имеют прямой смысл и хоть немного замедлят обесценивание государственной пенсии.
Увеличение минимума пенсии, облагаемого налогом.
Многие американцы до выхода на пенсию не понимают, что эти государственные бенефиты также облагаются налогом. В зависимости от дохода пенсионера до 85% его государственной пенсии может облагаться налогом. Правда, существует минимальный порог дохода, ниже которого налоги не взимаются.
Что любопытно, этот минимум – 44 000 долларов в год на семью – был установлен много лет назад, и с тех пор никогда не менялся. А так как средний уровень зарплат, а, следовательно, и пенсии, за несколько десятилетий подрос, то все больше пенсионеров вынуждены платить налоги государству.
Государству такой подход, безусловно, выгоден, хотя оно оправдывается тем, что полученные деньги направляются в систему Social Security. Для пенсионеров же это серьезный удар по карману.
Либералы не раз выступали против такого усиленного налогообложения пенсионеров, но кроме желания отменить не предложили ничего существенного. А отказаться от дополнительных доходов наше государство не хочет. Да и вряд ли такая мера найдет одобрение в Конгрессе.
Ларсон в этом вопросе придерживается более продуктивной позиции: он не требует отменить налог, а предлагает изменить минимум облагаемой налогом пенсии, и привести его в соответствие с реалиями современной экономики. Такой шаг сохранит налогообложение пенсий и позволит пенсионерам получать значительно больше. Ларсоновский минимум – 50 000 долларов на человека и 100 000 долларов на семью.
Увеличение налога Social Security
Так как эти изменения приведут к увеличению пенсий и уменьшению налогов, а это прямой удар по пенсионной системе, Ларсон предлагает увеличение федерального налога на Social Security.
Сейчас налог на Social Security составляет 6,2 % от дохода на сотрудника и работодателя при максимальном доходе 117 000 долларов. Ларсон предлагает постепенно, начиная с 2018 года, повышать этот налог на пять сотых процента в год с тем, чтобы к 2037 году он составил 7,2%. Такое повышение, по мнению экономистов, сможет уберечь государственную пенсионную систему от коллапса и позволит не снижать уровень пенсий.
Все эти предложения, на мой взгляд, выглядят вполне реально. И, главное, они нацелены на благосостояние американцев.
Безусловно, план Ларсона – не панацея, и он нуждается в доработке. Но также верно и то, что в нынешнем состоянии наша пенсионная система обречена. Если в 1960 году на одного пенсионера трудились 5 с лишним американских рабочих, в 2009 – всего 3, то в 2030 эта пропорция будет составлять - 2,2 к 1. И не думаю, что они сумеют его прокормить.
Так что перемены в системе необходимы и чем раньше законодатели на Капитолии договорятся, чем раньше все это будет одобрено вашингтонской администрацией, тем легче будет нынешним и будущим пенсионерам. А билль Ларсона – верный путь в этом направлении.
Марк Ветров