Храмовая гора с точки зрения харедим
О жизни ультрарелигиозного сообщества Израиля большинству читателей нашей газеты и поныне известно немногое, а то, что известно, сложилось, в основном, по стереотипным, шаблонным представлениям, которые, как и положено стереотипам, далеко не всегда соответствуют истине. Еще меньше известна публике позиция харедим в отношении мирного процесса. И вот сейчас, в момент острейшей напряженности в Иерусалиме, столкновений в городе, особенно вокруг Храмовой горы, когда в газетах даже стали появляться заголовки “Интифада Храмовой горы”, представители ультраортодоксальных кругов предлагают свое видение решения этой проблемы
Несколько дней назад мне довелось присутствовать при любопытном разговоре… Посол ЕС в Израиле Ларс Фааборг-Андерсен посетил редакцию ультрарелигиозной газеты “а-Модия”, традиционно выражающей интересы последователей “Агудат Исраэль” - одной из старейших партий, чья позиция определяется так: не сионистская, но и не антисионистская. Кстати, газета “а-Модия” в этом году призвала ультрарелигиозное население страны останавливаться, когда звучит сирена в День памяти павших.
Главный редактор этой газеты рав Матитьягу-Ицхак Таненбаум - человек очень известный не только в своей среде. Он служил в ЦАХАЛе, был офицером, в течение многих лет входил в Религиозный совет Иерусалима, он член Совета по телевидению и радиовещанию, член Иерусалимского межкультурного форума, в работе которого участвуют представители разных групп израильского общества. Он не только руководит одним из самых популярных в своей среде изданий, но и пишет книги. Его высказывания показались мне очень интересными, и мне захотелось ознакомить с ними наших читателей.
- Сегодня, когда взаимоотношения между харедим и национально-религиозным лагерем обострились, много споров о том, с кем харедим - с левыми ли правыми, если они вообще с государством, и не слишком ли гибкую позицию они занимают...
- Мы не правые и не левые, мы не националисты и прежде всего мы не фанатики, это я могу сказать со всей ответственностью. История создания Государства Израиль коснулась нас очень близко, разумеется, та ее часть, которая связана с Катастрофой европейского еврейства. Скажу о работниках газеты “а-Модия”... Среди наших сотрудников нет таких, чьи семьи не пострадали во времена Шоа. У всех это личные истории трагической потери близких и родных, истории выживания, возвращения в Эрец-Исраэль. Мы хорошо знаем современную историю - план Бальфура, решение ООН о создании Государства Израиль... Мы, конечно, не сионисты, и я не могу много говорить об этом. Но если не сосредотачиваться на политических интересах, то можно сказать, что евреи поняли, насколько жизнь для них вне Эрец-Исраэль может быть опасна, и решили вернуться.
- А как в вашей среде относятся к арабо-израильскому конфликту?
- По нашему мнению, арабы не поняли того, что произошло в 1949 году. Евреи пришли сюда не для того чтобы им вредить. Все мы потомки Авраама и можем понять друг друга. Я думаю, что если бы палестинские лидеры Махмуд Аббас и Исмаил Хания сели за стол переговоров с израильскими лидерами и при этом - очень важное, самое важное условие! - обязались говорить правду, а кроме того, если бы не было дополнительного влияния со стороны, мы договорились бы. Нет сомнения в том, что мы договорились бы. Но когда Абу-Мазен говорит одно для международного сообщества и другое, когда он обращается к своим избирателям, договориться трудно. Конечно же, он боится, что его уничтожат, как в свое время Садата. Да и непонятно, кто сейчас та сила, с которой можно говорить. Может, это Халед Машаль, а может, “Исламское государство”... Если бы можно было бы вести переговоры с теми, кто принимает решения, я думаю, мы достигли бы соглашения.
Кстати, хочу отметить, харедим никогда не выступали против принципа “Два государства для двух народов”, и, соответственно, если бы речь действительно зашла о приближении к принятию этого решения, мы его поддержали бы. Но условие, как я уже сказал, - правдивость стороны, с которой ведутся переговоры. Иначе никакие беседы не имеют смысла.
Что касается нынешней ситуации, то в ней есть и опасность. Если в конце концов глава палестинской администрации Абу-Мазен, разочаруется в возможности ведения переговоров с Израилем и обратится в Международный суд в Гааге, вернуться на тропу переговоров в дальнейшем будет очень трудно.
- Несмотря на жесткую неуступчивость во множестве самых разных вопросов и проблем, харедим сегодня кажутся едва ли не самыми гибкими в отношении территориальных уступок палестинцам. Это так?
- Мы никогда не откажемся от права евреев на Эрец-Исраэль. В течение тысячелетий мы ощущаем связь с этой землей. Она проявляется во множестве правил и ритуалов, которые сопровождают евреев всю жизнь. Я рассказал послу Европы об одной из традиций... В день свадьбы, один из самых счастливых дней жизни, на голову жениха надевают коробочку, в котором должен быть пепел - в память о наших сгоревших храмах. И это всего лишь одно из многих, очень многих свидетельств нашей связи с Эрец-Исраэль, нашей памяти о том, что было здесь, на этой земле. Когда мой дед приехал сюда, он опустился на колени и целовал эту землю. Связь с ней для нас первостепенна. Здесь жили наши предки, пока не пришли римляне. Кстати, мой дед жил в древнем городе Хевроне и ладил с арабскими соседями. Что касается наших отношений с арабами сегодня, мы исходим из того, что мы, евреи, верим в Б-га и они верят в Аллаха, соответственно, мы должны понимать друг друга.
- Сейчас много говорится о том, что якобы ультрарелигиозные евреи отказываются от права подниматься на Храмовую гору, и это тоже вопреки мнению большинства...
- Хочу пояснить… Ни в коем случае мы не отказываемся от права подниматься на Храмовую гору и молиться там. Я повторяю эти слова при любом подходящем поводе. На днях говорил об этом с видными представителями арабской общины. Сейчас повторяю их для посла Европы. Но с галахической точки зрения, в современных условиях нельзя достичь необходимой ритуальной чистоты для того чтобы подниматься на Храмовую гору, что никак не означает отказа от нашего права молиться в этом месте. Нам очень больно наблюдать сегодня за тем, как по политическим соображениям представители национально-религиозных кругов выступают крайне агрессивно, настаивая на посещениях Храмовой горы. Мы против такого рода провокаций. Постановления о том, что нельзя посещать Храмовую гору, выпускают в эти дни судьи раввинатского суда. Мы против кровопролития. И если бы сейчас люди прислушались к галахической точке зрения, мы преодолели бы эти трудные дни более спокойно.
- Прислушиваются ли к вашим советам те, от кого сейчас зависит решение?
- Мне довелось несколько дней назад участвовать в совещании на очень высоком уровне, где обсуждались варианты урегулирования ситуации вокруг Храмовой горы. На встрече были и представители израильской стороны, и представители Восточного Иерусалима. Рабочих вариантов было три.
Первый - практически закрыть вход на Храмовую гору для всех, и для евреев, и для неевреев, оставив право для ограниченного посещения ее мусульманами в пятницу. Это предложение было отвергнуто.
Второе предложение выдвинул ШАБАК. Оно состоит в том, чтобы на всех подходах к этому месту установить ящики, в которые можно было бы бросать купюры при посещении Горы - 20 шекелей, 5 долларов, 5 евро... Такая мера может показаться странной, но на самом деле у нее есть совершенно определенное значение: она акцентирует внимание на том, что Храмовая гора, помимо всего прочего, еще и туристический объект. Предложение неординарное, творческое и может относиться к разряду думать “ми хуц ле кувса”, то есть выйти за рамки шаблонных подходов. Но и это предложение было отвергнуто собравшимися. На каком же в результате остановились представители сторон?
На том, что необходимо призвать палестинцев прекратить подстрекательство, связанное с Храмовой горой. Сейчас, как мы знаем, практически во всех арабских школах ведется неприкрытая пропаганда, цель которой - внушение подросткам идеи, что евреи не имеют связи ни с этой землей, ни с Храмовой горой. Такие высказывания, такую деятельность надо немедленно остановить. Представители Восточного Иерусалима согласились с этим подходом.
- Сейчас идет много споров по поводу того, войдут харедим в коалицию или не войдут. Говорят, предложения для “Яадут а-Тора” так и ссыплются со всех сторон. И лидер оппозиции Ицхак Герцог зовет вас к себе, и нынешний премьер-министр Биньямин Нетаниягу делает более чем прозрачные намеки на то, что дверь коалиции открыта. Вы часто задумываетесь над вопросом, что было бы, если бы вы были в нынешней коалиции?
- Если бы харедим входили в правительственную коалицию, то, безусловно, провокации вокруг Храмовой горы не были бы такими явными. При нынешнем составе у Биньямина Нетаниягу нет ни малейшей возможности сменить курс, даже если ему этого захочется.
- Спасибо вам за разъяснения.
Виктория Мартынова
“Новости недели”