Борьба за власть и никаких реформ
Несмотря на давление, оказываемое на Ясира Арафата как со стороны США и Израиля, так и со стороны внутренней оппозиции, «раис» не спешит с проведением реформ.
«Те, кто думает, что мой патрон станет торопиться, глубоко заблуждается, - заявил в интервью израильскому журналу «Джерузалем рипорт» анонимный источник из администрации палестинской автономии. Он и пальцем не пошевельнет, пока не убедится в том, какие реалии складываются на Ближнем Востоке после возможного удара США по Ираку. По мнению Арафата, нет никакого смысла заниматься реформами в столь нестабильной и непредсказуемой ситуации».
Впрочем, даже если ситуация и прояснится, предупреждают нас эксперты, ожидать широкомасштабных реформ со стороны председателя ООП не приходится. По мнению лидера ПА, которое он неоднократно выражал, кардинальные изменения в структуре власти возможны лишь тогда, когда палестинцы получат полную независимость, другими словами, когда будет образовано палестинское государство. До этого момента говорить о реформах можно лишь в будущем времени. Если, что и предпринимать, считает Арафат, то временные изменения на переходной период.
Безусловно, такая позиция не по душе не только Иерусалиму и Вашингтону, но и уже многим палестинцам. Оппозиция «раису» растет, несмотря на периодические взлеты его популярности, зачастую благодаря неумелым и непродуманным действиям самих израильтян, проводящих одну боевую операцию за другой, но не ставящих перед собой цель избавиться от престарелого председателя ООП. Действия оппозиции внутри автономии?
Внутренняя фронда действительно не оставляет попыток заставить Арафата провести хоть подобие реформ, первым шагом в сторону которых стало бы назначение премьер-министра.
Совсем недавно мнение оппозиции по поводу учреждения этой должностивыразил в своем открытом письме Набил Амр, бывший арафатовский министр, а ныне депутат Законодательного собрания.
«Наступило время перемен, - пишет он в своем письме, опубликованном в одной из газет автономии, - хватит терактов, которые привели нас в тупик. Чего мы добились, отказавшись от предложений президента Клинтона? Ведь возможность образования палестинского государства была близка, как никогда. Арафат должен отказаться от части властных полномочий, передав их премьер-министру».
По мнению сторонников реформ, лучшей фигурой на пост премьера является генеральный секретарь ООП Аббу Аббас (Абу-Мейзен), против кандидатуры которого, указывает «Джерузалем рипорт», не возражает сегодня другой вероятный кандидат на этот пост, спикер Законодательного собрания Абу Алла. Вне всякого сомнения, назначение Абу-Мейзена на пост премьера значительно бы улучшило имидж автономии. Умеренный генсек ООП всегда выступал за мирное решение конфликта с Израилем. Кроме того, у него, в отличие от большинства палестинских официальных лиц, хорошие отношения в Шароном. Это, конечно, не означает, что этот человек будет подыгрывать израильскому коллеге. Два года назад, когда началась «интифада Аль-Акса», Абу-Мейзен в своем интервью «Московским новостям» заявил, что он остается приверженцем мирного договора с Израилем и верит в достижение соглашения. Но это, отметил он, станет возможным лишь при условии безоговорочного вывода израильских войск со всех палестинских территорий и ликвидации большей части еврейских поселений. Так что усиление позиций Абу-Мейзена, авторитет которого очень высок на международной арене, не сулит Шарону ничего хорошего в плане пропагандистского пиара. Попробуй, обвини палестинского премьера в терроризме, если он призывает к миру, прекращению терактов, но настаивает на безусловном выполнении Иерусалимом принятых Советом Безопасности ООН резолюций.
Ситуация, однако, не говорит пока в пользу того, что Арафат пойдет на назначение премьера и добровольное ограничение своей власти.
«До выборов (они назначены на 20 января 2003 года.- М.Т.) этот шаг не будет иметь положительных последствий, - заявил недавно Радван Абу Айяш, член арафатовского кабинета министров, председатель Palestinian Broadcasting Corporation, - Абу-Мейзен - очень подходящая кандидатура, но не сможет самостоятельно действовать в нынешних условиях, ему придется постоянно опираться на поддержку Арафата, оглядываться на него».
Но состоятся ли вообще выборы? Ответить на этот вопрос непросто. Отношение к ним со стороны Шарона и президента Буша более чем холодное. Во-первых, оба хотели бы видеть хотя бы движение Арафата в сторону реформ, во-вторых, и в Вашингтоне, и в Иерусалиме начали отдавать себе, наконец-то, отчет в том, что преждевременный уход «раиса» и победа на выборах экстремистов может еще более обострить обстановку.
Многие палестинские наблюдатели указывают и на присутствие ЦАХАЛа на «территориях» как фактор, играющий против выборов. Как можно проводить предвыборную кампанию в условиях блокад, ограничения передвижения, комендантского часа? Дата выборов приближается, а мы не имеем даже центральной избирательной комиссии?
Надо сказать, что лагерь т.н. «реформистов» далек от единства. Если Набил Амр, Абу-Мейзен, Абу Алла придерживаются здравой позиции в отношении Израиля, настаивая на возвращении к столу переговоров, то такие известные критики Арафата, как Мустафа Баргутти и Хайдар Абд аль-Шафи, считают, что «реформы» должны идти под знаком объединения всех палестинцев в рамках коалиции, в которую должны войти и представители ХАМАСа, и «Исламского джихада».
По мнению Абд аль-Шафи, Арафат является помехой союзу всех сил автономии, так как он не желает ни с кем делить власть, не стремится к созданию единого, руководящего центра интифады. Политическая дезорганизация, наблюдаемая сегодня в автономии, на руку, считает он, и председателю ООП, и Шарону.
«Шарон - то заявил, что Норвежские соглашения мертвы, - возмущается Баргутти, - но от Арафата этих слов мы не слышим. Нам же сегодня просто необходимо отказаться от «Осло», провести изменения в избирательном законе и двигаться к независимости другим путем, не надеясь на благосклонность противной стороны».
Реакция на эти слова Арафата?
Глава автономии продолжает маневрировать, как бы не замечая критиков. Выступая на последней сессии Законодательного собрания, Арафат не сказал ничего нового, в какой уже раз попытавшись, как говорится, раздать всем сестрам по серьге. Он осудил террор против гражданских лиц, несколько раз помянул «моего друга, покойного Ицхака Рабина», заявил, что достижение мира- его цель. Эти слова, безусловно, были направлены в сторону международного общественного мнения и израильтян, в первую очередь, левого лагеря.
В то же время «раис» потрафил и собственным непримиримым, ублажив тем самым агрессивную часть «улицы». В своей речи он решил опустить один из параграфов в подготовленном ему тексте выступления, где осуждались самоубийцы, и не призвал своих соплеменников отказаться от нападений на солдат ЦАХАЛа и поселенцев.
Такая двойственность не помогла, правда, Арафату удовлетворить всех недовольных, что и выразилось в вотуме недоверия его правительству. Кое-кто в Израиле посчитал это началом заката «эры Арафата».
«Ему недолго осталось пребывать у власти», - заявил, например, глава военной разведки, генерал-майор Аарон Зэеви.
Не слишком ли оптимистический прогноз?
Генерал выдает желаемое за действительное, считают источники в автономии. Арафат умеет работать с оппозицией, действуя по принципу - разделяй и властвуй.
Баргутти слишком разошелся? Ничего, успокоится, когда ему предложат министерский пост. Вотум недоверия? Но ведь многие из тех, кто голосовал против Арафата, слишком зависят от него, от его моральной и финансовой поддержки.
Эксперты считают, что все, чего смогут добиться фрондирующие депутаты от своего лидера, это удаление из кабинета министров фигур, обвиняемых в коррупции, таких, как Ясио Абдель-Раббо, Набил Шаат, Джамил Тарифи.
До окончания «эры Арафата» еще далеко. Престарелый лидер уже не такой всевластный правитель, как прежде, но низвергнуть его с пьедестала очень непросто. Как бы ни мечтал об этом Зэеви...