Роковое число “111”

Америка
№49 (711)

Барак Обама, как известно, намерен провести ряд серьезных, дорогостоящих реформ, направленных на существенное изменение не слишком привлекательной ситуации, сложившейся в Соединенных Штатах. В их числе и реформа образования, как составляющая успеха американской экономики в целом, как один из ключевых вопросов внутренней политики президента страны.  
 Проблема назрела в первую очередь потому, что уровень знаний современных американских школьников не только оставляет желать лучшего, но и начал заметно пасовать на международных рейтингах.
Едва ли не в каждой своей речи Обама говорит о необходимости улучшения системы образования. Для Америки это уже становится традицией. Те же задачи выдвигали и его предшественники. В частности, Джордж Буш осуществил реформу, получившую название “Ни одного ребенка за бортом” (No Child Left Behind). Суть реформы заключается в том, что хронически неуспевающие учащиеся из какой-либо конкретной, не справляющейся со своими обязанностями государственной школы могут быть переведены в более сильную, даже если она платная, т.е. рассчитанная на детей из состоятельных семей. Плата за обучение в этих случаях покрывается из федерального бюджета. А “проштрафившаяся” школа подлежит реформированию. Если же и эти меры не приведут к ожидаемым результатам, школу могут лишить учащихся, иными словами, закрыть.
В отличие от бушевской реформа Барака Обамы, на которую будет выделено свыше $4 млрд, называется “Гонка за первенство”. Ее цель – преодолеть отставание США от других стран по качеству школьного образования. Реформа предусматривает соревнование штатов и школьных округов между собой в борьбе за федеральные фонды. Барак Обама предлагает увеличить давление не на учащихся и не на их родителей, а на педагогов – т.е. людей, непосредственно ответственных за уровень образованности учеников и тот объем знаний, который дети получают в стенах школы.
 Программа “Гонка за первенство”, объясняет Обама, предоставит финансовые льготы тем штатам, которые займутся преобразованием школ с низким уровнем обучения, а также привлекут к работе высококвалифицированных преподавателей и директоров.
Надо сразу оговориться, что конкретных поэтапных разработок либо еще нет, либо они не обнародованы. В общих же чертах реформа системы образования должна заключаться в следующем: учителям вменяется в обязанность следить за уровнем подготовки учащихся, собирающихся поступать в высшие учебные заведения.
На привилегированное, можно сказать, положение попадают “чартерные” школы – в плане финансового стимулирования. “Чартерные” школы, возникающие, как правило, на основе обычных, получают “хартию” (лицензию) на право преподавать и самостоятельно распоряжаться выделенными им средствами, за что обязуются обеспечивать высокий и качественный уровень преподавания.
Особое внимание будет уделяться базовым предметам. А математическому и научному обучению в школе отныне придается статус национального приоритета.
Для повышения профессионального уровня педагогического состава страны в целом студенты педагогических институтов будут стимулироваться серьезными льготами при плате за обучение, но взамен должны будут отрабатывать волонтерами как минимум 4 года в нуждающихся школах. Высококвалифицированные и ответственные учителя будут поощряться дополнительными льготами и бонусами. А ответственность они должны нести в первую очередь за успеваемость учеников.
Вот, пожалуй, и все, что известно о готовящейся реформе. 7 ноября Палата представителей США, с минимальным перевесом голосов, одобрила законопроект реформы образования, предложенный президентом и его командой. Следующим этапом станет обсуждение законопроекта в Сенате. Выступая перед собравшимися в одной из школ Мэдисона (столицы штата Висконсин), Обама объяснял принципы распределения фондов федеральной программы в рамках готовящегося проекта.
- Если штат хочет увеличить свои шансы на получение дотации, – сказал он, – ему придется собрать информацию об успеваемости учеников за определенный год и на всем протяжении учебы и предоставить эту информацию учителям, чтобы они могли воспользоваться ею для улучшения своего преподавания. Именно так учителя смогут определить, что им надо в классе делать по-другому. Именно так директора смогут определить, какие перемены требуются в наших школах.
Он также выразил несогласие с бытующей в американских школах тенденцией не судить о компетентности учителя по успеваемости его учеников лишь на том основании, что такой подход якобы подрывает эффективность обучения.
В США, как известно, никогда не было единой образовательной системы. Каждый штат, каждое учебное заведение самостоятельно определяли программу, педагогические методы и задачи обучения. Только в середине XIX в правительство начало проявлять интерес к статистике в этой области, а с середины ХХ нашлись и весьма эффективные рычаги воздействия на образовательный процесс на федеральном уровне – финансовые вливания.
В докризисный период власти США считались самым крупным инвестором в мире в сфере образования, что наглядно демонстрируют следующие цифры: В стране, где проживает 4% учащейся части всего населения планеты, на данную сферу приходилось 28% мирового бюджета. И расходы государства год от года росли. Однако данные, полученные исследовательским центром Heritage Foundation, показали, что увеличение затрат на образование в США никак не отразилось на повышении успеваемости школьников. Несмотря на то, что единой образовательной системы как не было, так и нет, а самостоятельность штатов по-прежнему сохраняется, начиная с 1970 г ключевые цели и задачи национального образования определяются и контролируются специальной Комиссией при Конгрессе США.
Выдающийся российский ученый, академик Владимир Арнольд считает, что существует реальная угроза наступления века невежества, что в США, Англии и России школьное образование начало гибнуть в результате реформ, интенсивно проводившихся во второй половине ХХ века. Из американской школьной программы, например, постепенно выхолащивались такие важные предметы, как математика, а математические действия за детей начал делать калькулятор и компьютер.
Несколько лет назад в Калифорнии вокруг методов обучения в школе разгорелись дебаты в верхах, известные как “калифорнийские войны”. Было, в частности, заявлено, что уровень знаний, получаемый тинейджерами в школах штата, недостаточен для поступления в университет. Что молодежь, приезжающая в Америку за высшим образованием из других стран, оказывается, куда лучше подготовлена, чем местные школьники. И как результат при поступлении в университеты китайцы, корейцы, японцы дают фору американцам. В справедливости подобных выводов, думается, успел убедиться и каждый наш соотечественник, чьи дети или внуки в связи с иммиграцией семьи вынуждены были продолжать учебу в американских школах.
Результатом “калифорнийских войн” стала созданная в штате комиссия, которой надлежало определить объем знаний и навыков для абитуриента, поступающего в университет. Комитет по математике возглавил нобелевский лауреат Гленн Сиборг, составивший список необходимых требований к ученику, оканчивающему школу. В виде лакмусовой бумажки Сиборг предложил число 111, которое надлежало собственными мозговыми усилиями разделить на 3. Если вникнуть, большего сказать об уровне подготовки учеников, окончивших школу, уже просто невозможно.
“Оказывается, – рассказывает Владимир Арнольд, – американцы этого не умеют... 80 % современных учителей математики в Америке понятия не имеют о дробях. Они не могут сложить половину с третью. Среди учеников эта цифра составляет уже 95%! 
Однако Конгресс и сенаторы осудили Калифорнию за то, что она посмела усомниться в качестве образования американцев. Ее инициативе старались придать и “расовую” и “политическую” окраску. Два года продолжалась эта битва. И все-таки Калифорния победила.”   
Дальше В. Арнольд рассказывает, как он обсуждал эту проблему с выдающимися математиками Америки: “Я задавал им вопрос: Как вам удалось при столь низком школьном образовании достичь столь высокого уровня в науке? И один из них мне ответил так: Дело в том, что я рано научился “двойному мышлению”, то есть у меня было одно понимание предмета для себя, а другое – для учителей в школе. Мой учитель требовал, чтобы я ему отвечал, что дважды три – восемь, но сам-то я знал, что это шесть... Я много занимался в библиотеках, благо есть прекрасные книги”  
Арнольд Шварценеггер еще в расцвете своего правления – т.е. до того, как он начал экономить бюджетные деньги на всем, включая учебные заведения, студентов и педагогов, – подражая, видимо, традициям американских президентов, решил, что Золотому штату без собственной реформы образования не обойтись. Цель предложенной им реформы заключалась в повышении качества професси-ональной подготовки учащихся, дабы уменьшить зависимость интеллектуального прогресса штата от импорта мозгов из-за рубежа.
За 2004-2005 годы губернатор увеличил расходы на образование более чем на $8 млрд. А испытательный срок для преподавателей растянул с 2 до 5 лет, попутно облегчив процедуру увольнения тех, кто на протяжении 2 лет получал по итогам переаттестации неудовлетворительные результаты. Но все это происходило в обманчиво стабильном штате, пока не разразился финансовый кризис и не выяснилось... этак “внезапно и вдруг”, что богатейший штат страны, а то и мира, на самом деле гол, как сокол, и ему впору не миллиардные дотации делать, а собирать с мира по нитке.
Были реформы образования или не были, “науке неизвестно”, зато то, что известно наверняка, может заставить прослезиться. В Калифорнии, как в самом густонаселённом штате, соответственно наибольшее количество учащихся – 6,5 млн. И при этом она находится на 48-м месте по уровню школьного образования. Занимает штат последние или почти последние места и по обеспеченности учебных заведений финансовыми средствами и персоналом.
И вот теперь, движимый в первую очередь уже соображениями экономии во всем и на всех, губернатор решил поддержать еще одну образовательную инициативу, которая поначалу вызвала у общественности протест и насмешки, но при более вдумчивом подходе многим начала казаться почти гениальной, а с учетом космических темпов развития компьютерных программ и неизбежным будущим наших детей и внуков.
Речь идет о замене громоздких, тяжелых и быстро устаревающих учебников на их электронный эквивалент, представленный в интернете. Весь объем книг и ворох исписанных карандашом бумаг, заменяющих американскому школьнику тетради, в этом случае заменит один bookreader – специальное устройство для письма и чтения, размером с планшет. В выигрыше оказываются все, воодушевленно объясняет губернатор, – учащиеся, которым не придется больше таскать на спине тяжелые сумки, власти штата, которые сэкономят средства на ежегодном выпуске учебников, и даже экология, поскольку меньше придется рубить леса для производства бумаги.
Калифорнийская идея начала распространяться почти с той же скоростью, что и свиной грипп (который почему-то тоже часто называют “калифорнийским”), вызвав серьёзное оживление на рынке электронных книг не только в США, но и во всем мире, особенно в Японии и Германии. Спрос, как известно, рождает предложение. В интернете в свободном доступе появились первые 10 электронных учебников, предназначенных для американских школьников.
С октября в Америке уже начата массовая продажа букридеров iRex производства Philips. Их распространение взяла на себя одна из крупнейших сетей бытовой электроники – Best Buy. А с первой половины 2010 г букридер iRex будет продаваться и в Европе. Его производители убеждены, что когда стоимость одного экземпляра снизится до психологически приемлемой для покупателя планки в $100 –произойдет взрывной рост рынка.
В России тоже на разных уровнях обсуждается вопрос внедрения букридеров в учебный процесс. Но специалисты, не греша оптимизмом, полагают, что для них это станет реально осуществимо лишь лет этак через 10.
Министр образования Калифорнии Глен Томас, кому по сути и принадлежала идея перевода учеников на электронные учебники, считает, что сначала нужно опробовать новую модель образования у себя в штате, а после того, как эксперимент себя оправдает, внедрить его во все школы США. Нововведение, убежден Глен Томас, сэкономит штату миллионы долларов, а стране в целом – миллиарды. По сути с октября эксперимент уже вступил в силу.
В числе неоспоримых преимуществ электронных учебников легкость их обновления на интернете. С печатным вариантом это часто делать не удается. Жизнь не стоит на месте, особенно в наше время. Но педагоги до сих пор вынуждены пользоваться учебниками, переиздающимися из года в год, с давно устаревшим содержанием. Так, по данным департамента образования США, в штате Нью-Йорк школьники по сей день учатся по учебникам, написанным в 1986 г.
Прения на тему, стоит или не стоит внедрять букридеры в учебный процесс, еще не завершились, но проект уже включен в федеральную программу Барака Обамы. Более того, на его реализацию уже выделено $4,35 млрд, которые в виде грантов начнут распределять с 2010 г.
Очень многие ученые во всем мире убеждены, что переход учащихся на электронные книги – неизбежный и закономерный результат научно-технического прогресса человечества в целом. А если так, то, выступив пионером на данной стезе, Шварценеггер имеет все шансы себя увековечить.


comments (Total: 4)

"Всякая порногадость" им и так доступна. И тупые видео-игры впридачу, культивирующие в детях жестокость, цинизм и бессердечие. А видео-учебники может привьют им интерес к знаниям, желание копнуть больше, заглянуть глубже. В бумажном учебнике дальше страницы не заглянешь и не копнешь. А тем, кому это "сто лет не надо", пусть растят себя к работе на плантациях, в магазинах и забегаловках. Такие люди тоже нужны. В этом, кстати сказать, мудрость капитализма.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
А попутно и всякой порно-гадости.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
По-моему в любом случае будущее за интернетом. Это мир без конца и без края. И если ребенок научится правильно им пользоваться, он почерпнет оттуда гораздо больше знаний, чем из любого учебника.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Давление надо оказывать на учащихся. Каждый должен усвоить, что чем больше знаешь, тем больше зарабатываешь, хотя для одарёных бизнесменов знания не так уж важны. В советской школе неуспевающим говорили: ты пойдёшь в ремесленное училище. И ещё одним мотивом для хорошей учёбы и поступления в ВУЗ было нежелание служить в армии - потеряное время.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir