“Пора страстей и вдохновений”: Эдинбургская сокровищница
Не довелось нам с вами, дорогие читатели (если, конечно, вы не из племени фанатично плавающих и путешествующих), побывать в Шотландии.
Но вот теперь FrickCollection явил нам такую благость - экспозицию десяти шедевров из Шотландской Национальной Галереи!
Так что открылась перед нами редкая возможность, не покидая Нью-Йорк, посетить Эдинбург.
Представьте себе, что мы оказались перед красивейшим, построенным знаменитым шотландским архитектором Уильямом Плэйфейром зданием этого всемирно известного шотландского музея, и вошли в его сводчатые залы. Поразило не только число выдающихся произведений искусства, но и их “избранность”, лучшее из лучшего, созданного за столетия.
Сюда пришли полотна из многих коллекций, начиная с собрания великого шотландского, а затем и английского короля Джеймса, сына Марии Стюарт и наследника Елизаветы IАнглийской, - не только мудрого правителя, но и писателя-гуманиста, философа, знатока искусства и первого в Британии коллекционера.
Из всех своих раритетов шотландские искусствоведы для демонстрации в Нью-Йорке выбрали 10 сверхшедевров, разместившихся сейчас в Восточной галерее музея Фрика.
И первое, на чем останавливается взгляд, что заставляет немедленно к нему подойти, - огромное полотно в центре зала. Взволновавшая в своё время Европу и продолжающая волновать всех, кому посчастливилось её увидеть, картина Джона Сарджента “Леди Эгню”.
Сарджент. Единственный американский художник, которого снобистская Англия назвала великим. Тот, о ком Огюст Роден сказал: “Сарджент - это Ван Дейк нашего времени”.
Да, Сарджент может быть причислен к когорте величайших портретистов мира, потому что в портретах его кисти всегда (всегда!) было соединение пристального наблюдения за моделью и углублённого психологического анализа, способности по крупицам составлять картину психофизического состояния человека, проникать в его душу.
Всё это и в портрете леди Гертруды Эгню, дочери и жены видных адвокатов, принадлежавших к “сливкам” лондонского общества.
Художник показал прекрасную женщину, не слишком счастливую в браке, осиянную умом, добротой и не умирающей мечтой о настоящей любви.
Бережная, тонкая колористика, импрессионистическая техника, которую Сарджент соединил с реалистическим видением личности и даже с элементами предвосхищенного им экспрессионизма. Здесь, в этом портрете, как и всюду у великого портретиста, - Homoesse, человек, как он есть.
“Аллегория”. Даже если бы под картиной не было подписи, мы бы узнали почерк Доменикоса Теотокопулоса - гениального Эль Греко: черты его миросозерцания, остроту видения, экспрессивность каждого образа, оригинальность и смелость философских и колористических решений, необычайную эмоциональность...
Мальчик старается зажечь тоненькую свечку от большой горящей свечи. Разве подобной попытки, так же, как и контраста аллегорических света и тени, не было в жизни каждого из нас?
С какой проницательностью и знанием природы человеческой угадал это Эль Греко!
В нынешнем году мир отмечает четырёхсотлетие со дня смерти гения, оттого во многих музеях - выставки его невероятно выразительной живописи.
Рядом с той экспозицией, о которой мы беседуем, в Овальном зале собраны фриковские полотна великого грека, о котором совсем недавно наша газета рассказывала (Выпуск №957 “Эль Греко во всеоружии”. Архив газеты - на сайте “Русского Базара” по адресу: www.rusbazaar.com).
Но вернёмся к сокровищам шотландцев.
Ещё одно, даже издали узнаваемое полотно. Темпера и масло, но прозрачность акварели. Поэзия женственности и поэзия материнства. Нежность и полётность. Боттичелли.
Ну, конечно же, это гениальный Сандро Боттичелли, его “Дева, поклоняющаяся спящему Младенцу”.
Умилительное, без всякой взрослости и намёка на божественность дитя, единственное для юной матери, а потом и для людей.
Аллан Рэмси - портрет жены художника, портрет его Маргарет.
И не слишком-то она красива: нос длинноват, маленькие глазки будто запали. Но она умеет любить. И она любима!
Как сумел отразить это в портрете живописец - непостижимо, но это подлинный портрет любви. Взаимной и нерушимой. И какова колористика - все оттенки и переливы коричневого. Талант.
Диего Веласкес с его миропониманием, образностью, чёткостью и прорисовкой деталей; Жан Антуан Ватто, заставляющий убедиться в том, что в жизни есть место веселью; дивные философские пейзажи Томаса Гейнсборо и Джона Констебля;
Джошуа Рейнольдс и Генри Рэйбёрн, которого шотландцы почитают художником величайшим... Что и подтверждает портрет полковника МакДонела: портрет хоть и представительский, парадный, но он в полной мере передаёт характер человека слова и чести, недюжинного, храброго и уверенного в себе.
Уважаемые читатлели, идите в музей FrickCollection. Он расположен на 1 East70 Street, на углу 5 авеню (поезд метро 6 до 68 Street). В воскресенье, с 11 до часа дня, вход бесплатный.
М. Шкляревская