Своей жизнью он был обязан... навозной мухе

История далекая и близкая
№45 (707)

Сергей Дебрер
В Германии умер последний из дотянувших до наших дней личных адъютантов Гитлера бывший оберштурмбаннфюрер СС Фриц Даргес.
В 1934 году 21-летний Даргес добровольно вступил в СС. И сразу перед ним открылись все пути. Его приняли в юнкерское училище СС. По его окончании в 1935 году присвоили первое офицерское звание унтерштурмфюрера. В 1936 году его, младшего офицера без роду и племени, но искренне преданного идеям национал-социализма,  назначают адъютантом рейхсляйтера НСДАП Мартина Бормана. Но канцелярская работа Даргесу не по душе – он рвется в бой. И в октябре 1939 года, будучи уже членом НСДАП и в звании оберштурмфюрера, его направляют в войска СС (Waffen SS) и назначают командиром танкового полка дивизии SS «Deutschland». Он участвует во Французской кампании лета 1940 года, а уже осенью получает предложение, от которого, как говорится, нельзя отказаться. О Даргесе вспоминает сам Гитлер, которому тот был представлен еще в 1934 году на съезде НСДАП в Нюрнберге («в той беседе фюрер был приветлив со мной, добросердечен, но смотрел оценивающе», - вспоминал потом Даргес). Смотрины увенчались триумфом: с осени 1940 года Даргес - адъютант фюрера, отвечая за его распорядок и программу дня. Молодой офицер, да еще с боевым опытом (хотя какой уж там был боевой опыт, если Франция капитулировала практически без единого выстрела!), пользовался полным доверием своего патрона.
 
Все эти откровения Даргес незадолго до своей смерти, наступившей 29 октября 2009 года, охотно поведал прессе. Но стоило спросить его, например, о подробностях принятия «окончательного решения» еврейского вопроса или о болезненных проявлениях психики Гитлера, или о признании фюрером своих ошибок – ведь всему этому Даргес был очевидцем, - он как «преданный фюреру истинный ариец»  отказывался от комментариев и замыкался в себе. Зато с удовольствием рассказывал о последнем дне своей службы адъютантом фюрера. Этим днем стало 19 июля 1944 года – канун дня покушения на Гитлера, вошедшего в историю как «Заговор 20 июля».
«Это было в ставке «Вольфшанце», что рядом с Растенбургом в Восточной Пруссии (ныне польский город Кетржин. – С.Д.), - ностальгически повествовал Даргес. - В помещении, где проходило оперативное совещание, было душно, несмотря на распахнутые окна. И внутрь залетела пара толстых навозных мух. Они громко жужжали, садились на разложенные на столе карты, а одна даже села на плечо Гитлеру. Это вызвало в нем раздражение, и он велел мне их выгнать. Я начал за ними гоняться, но безуспешно. И тогда шутя я предложил поручить уничтожение крылатых насекомых второму адъютанту – подполковнику авиации фон Белову. Гитлера моя реплика еще больше разъярила, и он закричал: «А вас, Даргес, на Восточный фронт!»  И первым же курьерским самолетом я был отправлен в Берлин.
В момент покушения я сидел в одном из столичных кинотеатров и смотрел  фильм. Какой – я сейчас не помню. Но когда после сеанса я вышел на улицу, Берлин был словно на осадном положении. В участии в заговоре 20 июля меня не подозревали. Обиды на своего фюрера за то, что он меня отстранил, я не держал никогда. Напротив, я ему благодарен: ведь офицер, который меня сменил, погиб от взрыва бомбы полковника Штауффенберга» (Клаус фон Штауффенберг – один из руководителей заговора 20 июля. – С.Д.).
Уже через три дня изгнанный из ставки неудачливый мухолов, получив назначение на должность командира танкового полка дивизии СС «Викинг», оказался на Восточном фронте. Воевал он лихо: как отмечено в его послужном списке, в одном из боев соединение под командованием оберштурмбаннфюрера (подполковника) Даргеса уничтожило 30 советских танков. За восемь дней до капитуляции Германии, 30 апреля 1945 года, он был награжден высшей степенью Железного креста (высшей награды Третьего рейха) - Рыцарским крестом.
После разгрома гитлеровской Германии Даргес попал в плен к американцам, но те передали его англичанам. Был осужден, а освободившись из лагеря, осел в британской зоне оккупации, на территориях которой позднее и была образована земля Нижняя Саксония (так он и оказался в гор. Целле, где и умер). Работал дилером автоконцерна Opel. После выхода на пенсию имел и дополнительный приработок: по цене 30 USD за штуку выставлял на интернет-торги Ebay свои фотографии с автографом. Впрочем, делал он это не из алчности, а тщеславия ради. Средств у него хватало: в 2000 году им лично были профинансированы съемки документального фильма «Hitlers Krieg im Osten» («Война Гитлера на Востоке»). 
В интервью, данном им за несколько недель до смерти, на вопрос – прожил бы он свою жизнь, доведись ему начать все сначала, так же, как прожил? – полуглухой и полуслепой старик в инвалидной коляске твердо заявил: «Да. Нашей мечтой было создание великого германского Рейха».
Известно, что Даргес последние несколько лет работал над мемуарами, опубликовать которые он завещал только после своей смерти. Но рассчитывать, что в них содержится какая-то сенсация, вряд ли стоит. В последнее время кто только из бывшей челяди фюрера не делился с прессой своими воспоминаниями! И его личная медсестра, и секретарша, и телефонист, и даже кухарка. Но все они категорически не желали признать, что их «приветливый и добросердечный» шеф был монстром. Видимо, тех же оценок следует ожидать и от адъютантских мемуаров.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir