Свят диктат, свят, свят...
Жители Тель-Авива, проезжающие или проходящие по мосту «Ла-Гардиа», были немало удивлены, когда на одном из зданий дважды за неделю поменялся огромный рекламный плакат. Сорокаметровой растяжкой, рекламирующей продукцию фирмы «Fox», были прикрыты выбитые окна и обшарпанный фасад бывшего производственного корпуса, который хозяева строения не могут ни привести в порядок, ни сдать внаем уже не первый год. Вместо этой непрезентабельной для центра города картины взорам прохожих и проезжих предстали широко известная израильская манекенщица Бар Рафаэли и ее коллега Ноам Тор, ставший популярным после реалити-шоу «Выживание».
Одна из самых привлекательных в мире блондинок и мускулистый секс-символ Израиля-2009 сфотографированы лежащими на белых простынях. Оба – в фирменных джинсах от «Fox», а Бар почти под подбородок прикрыта легким одеялом. Казалось бы, все более чем пристойно, хотя и выглядит очень эффектно. Однако любоваться красотой и молодостью Рафаэли и Тора потенциальным покупателям одежды фирмы «Fox» оставалось недолго: через несколько дней рекламный биллборд сняли. На сменившем его полотнище тоже были изображены Бар и Ноам, но – только по плечи и плотно одетые. Теперешнее их облачение не могло бы вызвать никакого протеста даже у старой девы, служащей завучем по воспитательной работе в сельской школе-интернате.
Что же вогнало в расходы одну из крупнейших фирм по производству модной одежды, заставив ее уничтожить рекламную растяжку площадью 400 квадратных метров и стоимостью более 250 тысяч шекелей (около 80 тысяч долларов)? Простой намек. Правда, исходил он от очень влиятельной ультраортодоксальной организации, носящей громкое название «Пост святости и воспитания» и пользующейся всемерной поддержкой ШАС и других религиозных партий правящей коалиции.
«Начальник караула» раввин Мордехай Балуй предупредил, что его паства объявит фирме бойкот, если она не снимет с перекрестка нескромный, с точки зрения истово верующих иудеев, рекламный плакат. Раввин Балуй погрозил пальцем: «Не балуй!», и «Fox» подчинился. Хотя, повторим, настоящей «обнаженкой» на первом плакате даже не пахло, и подчеркнем, что вывешен он был не в районе компактного проживания ортодоксальной общины, а на оживленном перекрестке центра Тель-Авива, где сосредоточены, в основном, офисы и небольшие предприятия.
Так на счет еврейских ультраортодоксов была записана еще одна маленькая, но победа над здравым смыслом и обществом, кормящим своих строгих «постовых». Наверное, ее можно считать некой компенсацией за почти полное поражение, которое «стражи устоев» потерпели в те же самые дни.
Несколько лет назад, уже, разумеется, в XXI веке, в Иерусалиме появились «кошерные» автобусы. Их пустили по нескольким городским маршрутам, проредив ими «трефные», то есть обычные. На вид они ничем не отличаются от прочих – та же светло-зеленая раскраска, тот же логотип «Эгеда» - крупнейшего транспортного кооператива страны – на боках. Разница единственная: в передние двери этих автобусов женщинам вход воспрещен, им позволено заходить только с задних дверей и занимать места исключительно на последних сиденьях. Впереди имеют право размещаться лишь мужчины. Если водитель носит черную кипу, то есть если он ортодоксально верующий (таковых в «Эгеде» немного), то сам строго проследит за тем, чтобы дамы не проникали на мужскую половину автобуса, а теснились с детьми, колясками и кошелками на «камчатке». Если же за рулем человек светский, ему приказано это делать под угрозой увольнения.
Коли этих автобусов было бы на маршруте строго определенное число, они были бы легко узнаваемы и ими пользовались одни лишь представители ультраортодоксальной общины Иерусалима, возмущения горожан, наверное, не было таким сильным. Ну, подошел к остановке «странный» автобус, и вам, госпожа пассажирка, не нравится, что вас не считают за человека, а вам, господин пассажир, - что не разрешают ехать рядом с женой, подругой или знакомой, – так подождите еще четверть часа, пока не придет обычный рейсовый. Имейте, как говорилось когда-то, классовое самосознание. Однако в часы “пик”, когда на столичных остановках скапливаются десятки людей, а автобусы идут переполненными, горожанам не до политкорректной жертвенности. Так возникают толчея у дверей, гвалт и неразбериха, вспыхивают перепалки с водителями. Однажды конфликт в «кошерном» автобусе обернулся жестоким избиением. Два года назад пятеро ультрарелигиозных молодчиков напали на пассажиров автобуса - женщину и солдата Армии обороны Израиля, которые находились в салоне “слишком близко” друг от друга. Пострадавшие подали жалобу в полицию на своих обидчиков и «Эгед», но бородатых громил так и не нашли, расплачиваться за происшедшее пришлось кооперативу.
Положить конец этой, мягко говоря, ненормальной ситуации решила группа граждан, объединившаяся в товарищество и подавшая в суд на Министерство транспорта Израиля, благословившее, по мнению заявителей, сегрегацию по половому признаку. Усмотрев в действиях «Эгеда» попытку нарушения прав одних граждан в угоду другим, суд потребовал от Минтранса создать комиссию по проверке законности данного нововведения. Чиновники долго кряхтели и раскачивались - кому же захочется гневить религиозные партии, чьи представители то и дело оказываются у руля ведущих министерств, - и все же на днях экспертная комиссия выдала свое заключение: общественная транспортная компания не имеет права делить автобусы на мужскую и женскую половины. Подобное разделение может проводиться лишь самими пассажирами на добровольной основе, но не в качестве правила, диктуемого государственной компанией. Не согласны? Тогда ездите себе на личных авто или ходите пешком. Тем более что на работу или с работы подавляющая часть «несогласных» не торопится, так как живет на государственные пособия.
Любопытно, что «постовые святости», поставившие израильских транспортников в известную позу, поднадоели уже и самим верующим. На прошлой неделе были опубликованы итоги опроса, согласно которым 29% ультрарелигиозных израильтян, так называемых «харедим», выступают против существования автобусных маршрутов с разделением по половому признаку. Среди тех, кто относит себя к религиозным сионистам, подавляющее большинство (88%) высказались против идеи «раздельной перевозки полов». И в этом они мало отличаются от светских израильтян, 90% которых требуют полной отмены сегрегации полов в автобусах как несовместимой с демократическим характером Государства Израиль.
Если этот инцидент можно считать почти исчерпанным, то следующий только начинается. Некоторое время назад религиозные авторитеты Иерусалима поставили вопрос о так называемых «субботних лифтах». Не только в Израиле, но и по всему миру верующие евреи поднимались в этих лифтах на высокие этажи. Такой, отведенный для субботы подъемник останавливается на каждом этаже, что позволяет не нажимать на кнопку, т.е. не нарушать святость «шаббата». По этому принципу программировались лифты в отелях, больницах, домах престарелых, а также в обычных жилых многоэтажках. И все вроде бы было в порядке. Так нет же! Призвав на помощь познания в безбожной науке физике, раввины решили, что при входе людей в «субботний» лифт нагрузка увеличивается, а вместе с ней и затраты электроэнергии, а это эквивалентно совершению работы. И если этот запрет станет религиозным постановлением, миллионы верующих евреев по всему миру окажутся запертыми в своих квартирах, гостиничных номерах, больничных палатах на 24 часа еженедельно. Правда, не уточняется, как они смогут дважды за этот святой день попадать в синагогу? Или имеется в виду, что именно там следует проводить означенные сутки напролет, спустившись на лифте до наступления «шаббата»? Особенно, надо полагать, это устроит больных, требующих постоянного ухода...
Когда б все это – от сорванного с фасада изображения прекрасной Бар Рафаэли до «половых» автобусов и «зависших в лифтах» – представляло собой просто курьезы израильской жизни, было бы не так тревожно. Кабы такого рода «жестоковыйность» хранилась внутри общины истово верующих людей и не навязывалась остальным – ее можно было бы даже уважать. Но религиозный пресс, под который подкладывают все общество властолюбивые ловкачи, называющие себя политическими лидерами страны, не просто давит, зачастую он жаждет крови. Причем самой настоящей.
Как та, что пролилась из ран 15-летней девочки из Хадеры, которую пырнул ножом взрослый мракобес. Ему показалась неприемлемой майка, в которой юная особа появилась на улице квартала Неве-Халим, и 40-летний «воспитатель» решил за это лишить ее жизни.
Год с небольшим тому назад группа наемных мордоворотов ворвалась в квартиру женщины, чей внешний вид показался живущим по соседству ультраортодоксам «нескромным». Несчастную били долго и старательно, отрабатывая «святые» деньги.
А вот совсем недавний. Раввин Йоэль Кравис, увидев на «мужской» стороне одной из иерусалимских улиц (в Святом городе не только автобусы поделены) случайно забредшую в этот район женщину, сначала брызнул ей в лицо слезоточивым газом из баллончика, а затем начал жестоко избивать.
...Слово «скромность» выше употреблено не раз и не случайно закавычено. Позже все задержанные (а таковых, что называется, капля в море) признались, что они либо принадлежат, либо действовали по заказу группировки «Охрана скромности». На ее счету ряд насильственных преступлений, совершенных в отношении как религиозных, так и светских израильтян. Если первых они наказывают за недостаточно строгое следование традициям, то вторых вообще не держат за людей.
Страшно, что все свои злодеяния «Охрана нравственности» совершает под эгидой «защиты ценностей иудаизма» и фактически не несет за них уголовной ответственности. Чаще всего юридическая система, также находящаяся под жестким прессингом религиозной политики, изыскивает возможности наказать этих преступников не слишком строго. И, наверное, самым серьезным за последние годы экзаменом для нее станет дело раввина-садиста Элиора Хена, обвиняемого в жестоких истязательствах малолетних детей и в прошлую среду экстрадированного в Израиль из Бразилии, где он пытался скрыться. Хэн мучил и калечил ребятишек, доведя одного из них до состояния комы и не оставив на теле второго и трети необожженной кожи, тоже из соображений «нравственности». Станет ли он в Израиле символом неотвратимости наказания за оскорбление человеческого достоинства, насилие над личностью и злодейское мракобесие, какими бы высокими принципами они ни прикрывались? Посмотрим...