Два шага вперед и взгляд назад
В мире
В редкий для Грузии период относительного политического затишья парламент страны сделал сразу два примечательных шага. Один из них – с оглядкой в прошлое, другой – с прицелом на ближайшее будущее. И оба они призваны послужить далеко идущим целям.
Спустя почти 16 лет после гибели первого президента страны Звиада Гамсахурдиа решено создать временную парламентскую комиссию по изучению обстоятельств его смерти. Разбираться будут 11 компетентных должностных лиц в течение 3-х месяцев.
Гамсахурдиа, потерпевший в гражданской войне поражение от Эдуарда Шеварднадзе и скрывавшийся в дальнем селе региона Самегрело, погиб в январе 1994-го. Охрана нашла его наутро с простреленной головой, было объявлено, что он застрелился, но в Грузии многие убеждены, что его убили.
Сторонники первого президента, которых в народе окрестили «звиадистами», не раз требовали разобраться в этом темном деле. Они до сих пор вспоминают слова экс-министра госбезопасности Игоря Гиоргадзе о том, что Шеварднадзе тогда отметил: живой Гамсахурдиа ему ни к чему. И созданная наконец комиссия собирается допросить не только Эдуарда Амвросиевича, но и всех тогдашних высоких чинов и сподвижников Гамсахурдиа.
Сам Шеварднадзе приветствовал появление этой комиссии и объявил, что готов сотрудничать с ней: «Накопилось очень много вопросов, на которые нет ответов, и будет хорошо, если эти обстоятельства станут всеобщим достоянием. Если бы тогда врачам дали возможность осмотреть труп, все было бы ясно».
В общем, машина расследования запускается, но при этом нельзя не задаться вопросом: почему именно теперь понадобилось разгребать давнюю историю? По мнению большинства экспертов, это сделано, чтобы отвлечь внимание народа от более актуальных проблем. Ведущий политолог Рамаз Сакварелидзе так и заявил: «У грузин действительно есть эмоциональная травма из-за гибели первого президента, на это и рассчитывают нынешние власти. Но даже расследование убийства Джона Кеннеди до сих пор не удовлетворяет общественность - пролить свет на свершившееся когда-то невозможно. Практически такая же судьба ждет и расследование гибели Гамсахурдиа».
Есть и другое мнение: это делается не для установления истины, а для того, чтобы еще раз показать людям, к каким результатам привела страну та трагедия. То есть делается превентивный шаг перед новым витком противостояния, которое обещала оппозиция. Но есть и еще одно – «этнополитическое» объяснение.
Обеим сторонам противостояния надо пополнять свои ряды, а весьма многочисленные мегрелы – огромный кладезь людских ресурсов. Фактически они не поддерживают ни власть, ни оппозицию, для них идеальное государство – то, которое было при их кумире Звиаде. При этом они заполонили Тбилиси, у жителей которого Саакашвили проиграл все выборы, их регион стратегически важен - граничит с Абхазией, где все оставшиеся грузины – опять-таки мегрелы.
Можно сказать, сейчас ведется борьба за «души» из Самегрело, и примечательно, что противники власти начали ее первыми. Именно парламентская оппозиция предложила создать комиссию по выяснению обстоятельств гибели Гамсахурдиа. А экс-премьер Зураб Ногаидели ввел в правление своей оппозиционной партии личность, одиозную для грузинской общественности, но очень почитаемую в Самегрело.
Бородатый гигант Лоти Кобалия командовал гамсахурдиевской Национальной гвардией, а при Шеварднадзе был приговорен к пожизненному заключению. В частности, и за то, что лично расстреливал пленных. Саакашвили недавно помиловал его, а теперь он вернулся в политику в рядах оппозиционной партии, вдруг ставшей отрицать его военные преступления.
Ясно, что властям надо было делать ответный ход, и они не просто поддержали идею о создании «комиссии для разборки». Объявлено, что эту комиссию может возглавить старший сын Гамсахурдиа – Константин, лидер партии «Свобода». Вместе с некоторыми другими оппозиционерами он отказался от депутатского мандата, но согласия у них не получилось. Теперь возможность разобраться в смерти отца вернула его вместе со «Свободой» в ряды парламентариев. И всем ясно, что отныне мегрелы будут больше прислушиваться к голосу законодательного органа. А если комиссия еще и установит, что их кумир был убит, то симпатии распространятся и на всю нынешнюю власть. И Саакашвили не надо будет беспокоиться ни за итоги майских выборов местных самоуправлений в одном из самых больших регионов, ни за поддержку на тбилисских митингах.
Позаботившись таким образом о раскладе сил на внутренней арене, парламент обратил взоры на арену международную.Несколько парламентских комитетов постановили создать специальную рабочую группу, которая разработает формы протеста против проведения Олимпийских игр-2014 и позаботится, чтобы бойкот им объявили как можно больше стран. Для этого в нее включают не только представителей различных государственных структур, экспертов, но и живущих за рубежом грузин.
Чем же объясняется протест против того, чтобы зимняя Олимпиада проводилась в Сочи? Главное, что подчеркивают грузинские парламентарии: Олимпийские игры являются символом мира и не могут проводиться страной, “ведущей неприкрытые военные действия на территории соседнего государства и осуществляющей его аннексию”. Второе: подготовка к этим соревнованиям наносит серьезный урон экологии Грузии и всего региона – стройматериалы для олимпийских объектов берутся из Черного моря и прибрежной полосы в Абхазии. Третье: Северный Кавказ небезопасен, он и так продолжает бурлить, а проведение Игр у границ Чечни и Ингушетии может еще и спровоцировать всплеск террористической активности в регионе. И, наконец, самое главное: «Если Олимпиада пройдет в Сочи, процесс отделения Абхазии от Грузии примет необратимый характер. Россия максимально попытается во время Игр обеспечить приезд в Абхазию как можно большего количества иностранных туристов, установить соответствующие связи, и это станет основой для начала окончательного отделения региона».
Вообще-то Грузия еще в конце прошлого года обратилась в Международный олимпийский комитет (МОК) с объемным посланием, подписанным президентом Национального олимпийского комитета (НОК) и шестнадцатью грузинскими олимпийскими чемпионами. Его смысл таков: мы не бойкотируем Олимпиаду, мы лишь просим МОК перенести Игры-2014 в более безопасное место.
Впрочем, против этой Олимпиады выступали даже США – во время российско-грузинской войны американские конгрессмены предложили лишить Россию права проводить ее. Но ни моральные аспекты, ни вопросы безопасности, ни экологические проблемы во внимание приняты не были. Теперь в Грузии говорят о прямом бойкоте Олимпиады – по аналогии с Москвой-80, куда в знак протеста против советского вторжения в Афганистан не приехали спортсмены из США и Западной Европы.
В Тбилиси утверждают, что сейчас мир имеет дело с той же страной-агрессором, что и в 1980 году. Кое-кто из парламентариев даже предложил провести в Грузии альтернативные Игры доброй воли, как это было в Сиэтле. Но глава Департамента спорта вполне разумно ответил, что «на создание минимальной олимпийской инфраструктуры нужны миллиарды и Грузия реально может провести у себя только лыжные виды спорта». Так что решено остановиться на широкой пропагандистской кампании, которая должна разъяснить миру необходимость бойкота Игр-2014 или переноса их в другое место.
В Москве уверены, что новый шаг Тбилиси – очередной глас вопиющего в пустыне. А глава пресс-службы российского НОК Геннадий Швец заявил без всяких экивоков: «Пупок развяжется препятствовать России провести эту Олимпиаду... Если какая-то страна отказывается от участия в Олимпийских играх, то к ней применяются санкции.
В частности, ее спортсмены лишаются права вступать и на следующей Олимпиаде. Это будет касаться и Грузии, если ее команда не приедет в Сочи. А возможности Грузии оказать давление на МОК - бредни».
Да и грузинский политолог Гела Николеишвили заявил газете GeorgiaTimes: «У нас, к сожалению, все подчиняются пиару. На самом деле бойкотировать Олимпиаду в Сочи может только Грузия. К ее призыву, особенно после доклада Тальявини, никто не присоединится. Да, ситуация с Абхазией и Южной Осетией болезненна для Грузии, но мировое сообщество не готово поставить знак равенства между афганскими событиями и августовской войной».
И все же в Грузии надеются на успех новой «антисочинской» кампании. Но при этом в Совете национальной безопасности «проговорились» о ее главной цели: «Только демилитаризация Абхазии, допуск в нее международных наблюдателей, достойное возвращение беженцев и отказ России от ее признания вновь вернут запланированные в Сочи Игры в рамки олимпизма». Получается, что, если это чудо произойдет, сразу исчезнут проблемы и безопасности, и экологии? В то, что Абхазию ждет такое будущее, мало кто верит. Как и в успех бойкота. Похоже, в своей новой кампании грузинские парламентарии просто руководствуются основным олимпийским принципом: «Главное – не победа, а участие».
Спустя почти 16 лет после гибели первого президента страны Звиада Гамсахурдиа решено создать временную парламентскую комиссию по изучению обстоятельств его смерти. Разбираться будут 11 компетентных должностных лиц в течение 3-х месяцев.
Гамсахурдиа, потерпевший в гражданской войне поражение от Эдуарда Шеварднадзе и скрывавшийся в дальнем селе региона Самегрело, погиб в январе 1994-го. Охрана нашла его наутро с простреленной головой, было объявлено, что он застрелился, но в Грузии многие убеждены, что его убили.
Сторонники первого президента, которых в народе окрестили «звиадистами», не раз требовали разобраться в этом темном деле. Они до сих пор вспоминают слова экс-министра госбезопасности Игоря Гиоргадзе о том, что Шеварднадзе тогда отметил: живой Гамсахурдиа ему ни к чему. И созданная наконец комиссия собирается допросить не только Эдуарда Амвросиевича, но и всех тогдашних высоких чинов и сподвижников Гамсахурдиа.
Сам Шеварднадзе приветствовал появление этой комиссии и объявил, что готов сотрудничать с ней: «Накопилось очень много вопросов, на которые нет ответов, и будет хорошо, если эти обстоятельства станут всеобщим достоянием. Если бы тогда врачам дали возможность осмотреть труп, все было бы ясно».
В общем, машина расследования запускается, но при этом нельзя не задаться вопросом: почему именно теперь понадобилось разгребать давнюю историю? По мнению большинства экспертов, это сделано, чтобы отвлечь внимание народа от более актуальных проблем. Ведущий политолог Рамаз Сакварелидзе так и заявил: «У грузин действительно есть эмоциональная травма из-за гибели первого президента, на это и рассчитывают нынешние власти. Но даже расследование убийства Джона Кеннеди до сих пор не удовлетворяет общественность - пролить свет на свершившееся когда-то невозможно. Практически такая же судьба ждет и расследование гибели Гамсахурдиа».
Есть и другое мнение: это делается не для установления истины, а для того, чтобы еще раз показать людям, к каким результатам привела страну та трагедия. То есть делается превентивный шаг перед новым витком противостояния, которое обещала оппозиция. Но есть и еще одно – «этнополитическое» объяснение.
Обеим сторонам противостояния надо пополнять свои ряды, а весьма многочисленные мегрелы – огромный кладезь людских ресурсов. Фактически они не поддерживают ни власть, ни оппозицию, для них идеальное государство – то, которое было при их кумире Звиаде. При этом они заполонили Тбилиси, у жителей которого Саакашвили проиграл все выборы, их регион стратегически важен - граничит с Абхазией, где все оставшиеся грузины – опять-таки мегрелы.
Можно сказать, сейчас ведется борьба за «души» из Самегрело, и примечательно, что противники власти начали ее первыми. Именно парламентская оппозиция предложила создать комиссию по выяснению обстоятельств гибели Гамсахурдиа. А экс-премьер Зураб Ногаидели ввел в правление своей оппозиционной партии личность, одиозную для грузинской общественности, но очень почитаемую в Самегрело.
Бородатый гигант Лоти Кобалия командовал гамсахурдиевской Национальной гвардией, а при Шеварднадзе был приговорен к пожизненному заключению. В частности, и за то, что лично расстреливал пленных. Саакашвили недавно помиловал его, а теперь он вернулся в политику в рядах оппозиционной партии, вдруг ставшей отрицать его военные преступления.
Ясно, что властям надо было делать ответный ход, и они не просто поддержали идею о создании «комиссии для разборки». Объявлено, что эту комиссию может возглавить старший сын Гамсахурдиа – Константин, лидер партии «Свобода». Вместе с некоторыми другими оппозиционерами он отказался от депутатского мандата, но согласия у них не получилось. Теперь возможность разобраться в смерти отца вернула его вместе со «Свободой» в ряды парламентариев. И всем ясно, что отныне мегрелы будут больше прислушиваться к голосу законодательного органа. А если комиссия еще и установит, что их кумир был убит, то симпатии распространятся и на всю нынешнюю власть. И Саакашвили не надо будет беспокоиться ни за итоги майских выборов местных самоуправлений в одном из самых больших регионов, ни за поддержку на тбилисских митингах.
Позаботившись таким образом о раскладе сил на внутренней арене, парламент обратил взоры на арену международную.Несколько парламентских комитетов постановили создать специальную рабочую группу, которая разработает формы протеста против проведения Олимпийских игр-2014 и позаботится, чтобы бойкот им объявили как можно больше стран. Для этого в нее включают не только представителей различных государственных структур, экспертов, но и живущих за рубежом грузин.
Чем же объясняется протест против того, чтобы зимняя Олимпиада проводилась в Сочи? Главное, что подчеркивают грузинские парламентарии: Олимпийские игры являются символом мира и не могут проводиться страной, “ведущей неприкрытые военные действия на территории соседнего государства и осуществляющей его аннексию”. Второе: подготовка к этим соревнованиям наносит серьезный урон экологии Грузии и всего региона – стройматериалы для олимпийских объектов берутся из Черного моря и прибрежной полосы в Абхазии. Третье: Северный Кавказ небезопасен, он и так продолжает бурлить, а проведение Игр у границ Чечни и Ингушетии может еще и спровоцировать всплеск террористической активности в регионе. И, наконец, самое главное: «Если Олимпиада пройдет в Сочи, процесс отделения Абхазии от Грузии примет необратимый характер. Россия максимально попытается во время Игр обеспечить приезд в Абхазию как можно большего количества иностранных туристов, установить соответствующие связи, и это станет основой для начала окончательного отделения региона».
Вообще-то Грузия еще в конце прошлого года обратилась в Международный олимпийский комитет (МОК) с объемным посланием, подписанным президентом Национального олимпийского комитета (НОК) и шестнадцатью грузинскими олимпийскими чемпионами. Его смысл таков: мы не бойкотируем Олимпиаду, мы лишь просим МОК перенести Игры-2014 в более безопасное место.
Впрочем, против этой Олимпиады выступали даже США – во время российско-грузинской войны американские конгрессмены предложили лишить Россию права проводить ее. Но ни моральные аспекты, ни вопросы безопасности, ни экологические проблемы во внимание приняты не были. Теперь в Грузии говорят о прямом бойкоте Олимпиады – по аналогии с Москвой-80, куда в знак протеста против советского вторжения в Афганистан не приехали спортсмены из США и Западной Европы.
В Тбилиси утверждают, что сейчас мир имеет дело с той же страной-агрессором, что и в 1980 году. Кое-кто из парламентариев даже предложил провести в Грузии альтернативные Игры доброй воли, как это было в Сиэтле. Но глава Департамента спорта вполне разумно ответил, что «на создание минимальной олимпийской инфраструктуры нужны миллиарды и Грузия реально может провести у себя только лыжные виды спорта». Так что решено остановиться на широкой пропагандистской кампании, которая должна разъяснить миру необходимость бойкота Игр-2014 или переноса их в другое место.
В Москве уверены, что новый шаг Тбилиси – очередной глас вопиющего в пустыне. А глава пресс-службы российского НОК Геннадий Швец заявил без всяких экивоков: «Пупок развяжется препятствовать России провести эту Олимпиаду... Если какая-то страна отказывается от участия в Олимпийских играх, то к ней применяются санкции.
В частности, ее спортсмены лишаются права вступать и на следующей Олимпиаде. Это будет касаться и Грузии, если ее команда не приедет в Сочи. А возможности Грузии оказать давление на МОК - бредни».
Да и грузинский политолог Гела Николеишвили заявил газете GeorgiaTimes: «У нас, к сожалению, все подчиняются пиару. На самом деле бойкотировать Олимпиаду в Сочи может только Грузия. К ее призыву, особенно после доклада Тальявини, никто не присоединится. Да, ситуация с Абхазией и Южной Осетией болезненна для Грузии, но мировое сообщество не готово поставить знак равенства между афганскими событиями и августовской войной».
И все же в Грузии надеются на успех новой «антисочинской» кампании. Но при этом в Совете национальной безопасности «проговорились» о ее главной цели: «Только демилитаризация Абхазии, допуск в нее международных наблюдателей, достойное возвращение беженцев и отказ России от ее признания вновь вернут запланированные в Сочи Игры в рамки олимпизма». Получается, что, если это чудо произойдет, сразу исчезнут проблемы и безопасности, и экологии? В то, что Абхазию ждет такое будущее, мало кто верит. Как и в успех бойкота. Похоже, в своей новой кампании грузинские парламентарии просто руководствуются основным олимпийским принципом: «Главное – не победа, а участие».
comments (Total: 45)