Дорога в Завтра, или Ещё раз о Любви
А.Цирульников. Человек вверх тормашками из деревни Кураульной
Наверное, наболело. И, может, ещё какое-то время продолжала бы настаиваться в душе гремучая смесь раздражения, бессилия, непонимания, если бы недавно я не прочитала на одном из сайтов следующую «новость»: «Юные патриоты поздравят матерей с праздником». За всех не скажу, но лично я не хотела бы, чтобы моя дочь была в числе «юных патриотов», приучаемых к мысли, что поздравлять мам (как в данном случае) или что-либо иное делать только по каким-то «предусмотренным регламентом» дням это нормально. И вообще налицо какая-то бессмыслица. Судите сами, если есть «юные патриоты», значит, по логике, где-то предполагаются и патриоты средних или преклонных лет, а также непатриоты, так что ли?..
Повторяемое на каждом шагу, при малейшем подходящем (а иногда – вовсе не к месту) случае это понятие уже набило оскомину. Иногда оно раздражает, иногда вызывает досаду, а у некоторых людей, из тех, кому сейчас под сорок или чуть больше, - вялую ностальгию по прошлому. Амплитуда противоречивых эмоций благодаря нынешнему засилью псевдопонятий впечатляет и заставляет задуматься. Речь о так называемом патриотизме – несложно предположить мгновенную реакцию со стороны: гневные взгляды «господ» псевдодемократов; недовольные гримасы граждан и гражданок новой псевдоРоссии. Что ж, сразу объяснюсь: в понятиях, к которым прочно прилепилась приставка «псевдо», ничего стоящего и настоящего быть не может, по крайней мере, для меня.
Я люблю свою бедную, больную Родину, но у меня никогда не было ни малейшего желания публично высаживать деревца на энной по счёту аллее Славы или под объективами вездесущих телекамер посещать общие собрания какой-нибудь свежепереименованной партии с новоиспечёнными лозунгами и румяными, воплощающими успешность и обеспеченность лидерами. Эти «милые» забавы лучше оставить меченым честолюбием мальчикам и девочкам, которые на первых порах обычно бывают наивно уверены в серьёзности и востребованности тематических «посиделок», проще говоря, собраний, митингов, пикетов... Подчёркиваю, именно уверены (что, в данном случае, не вызывает ни восторга, ни уважения, разве что мимолётную жалость). Ведь слегка подросшие дети в подавляющем большинстве действительно пребывают в счастливом неведении, чем умело пользуются, прикрываясь щитом патриотизма, взрослые дяди и тёти от политики. Конечно, потом происходит естественный отбор: кто-то осторожно отступает и уходит. Кто-то, поглядывая на уходящих свысока и усмехаясь, остаётся, чтобы со временем пополнить ряды или сменить тех, кто до сих пор не намерялся белья хоть и отменного качества, но снятого-то с заморского плеча. Быть патриотом у нас стало модно, быть патриотом в превосходной спортивной форме - модно вдвойне: а если ты чрезвычайно активен, на тебя делают ставки как на «тёмную», но покладистую, выносливую лошадку, которую в любой момент можно снять с дистанции. А заметили, как много стало «патриотов» – и по телевизору о них похвальные сюжеты с разных каналов транслируют, и в газетах пишут. Вот только в стране у нас что-то никак жизнь не наладится...
Помните приметы патриотизма советского периода? - агитплакаты с громкими девизами висели везде, проворных (или юморных?) расклейщиков не смущала даже близость пивнушек и отхожих мест. Это веселило и на время отвлекало от удручающей панорамы действительности, в которой мало кому удалось избежать традиционных «обрядов посвящения» в октябрята (пионеры, комсомольцы). Если тебя угораздило не «вступить в ряды...», то какой же из тебя патриот? И вступали, и верили, и посещали общие собрания. Но, как ни парадоксально, при зачастую катастрофическом несовпадении ожидаемого и реального мы всё же остались человеками. Даже несмотря на то, что в той нашей «совковой» жизни на фоне общего «энтузиазма в деле строительства коммунизма» патриотику периодически тщательно «зажёвывали» плохо ориентирующиеся в информационно-временном пространстве вожди и их заместители. Так случилось с «пражской весной», с диссидентами, «благополучно» нажившими свой горький опыт. Так случилось с нашими мальчиками, убитыми или пропавшими без вести в далёкой афганской, а позже в нашей – Нагорный Карабах, Осетия, Чечня – земле. Они не успели ни спросить, ни понять: «ради чего?». Как не успели ужаснуться бесславной участи, которую отвели им бездарные политики. По прошествии времени выросшие дети немногих из них да родители, доживающие в нищете и одиночестве остаток жизни, глядя на черно-белые снимки своих красивых отцов или сыновей, наверное, тоже спрашивали тишину: за что? ради чего?
Ради нынешнего засилья одичания, натужного оптимизма и приближающегося к состоянию фатальности дефицита доверия и человечности? Или, может, ради успешно деградирующего поколения тинейджеров, проще говоря, наших собственных детей, с запасом слов «от Эллочки-людоедки» и амбициями уолл-стритских клерков?
Это же для них как грибы расплодились нынче молодежные движения типа «Россия молодая», «Наши», «Поколение»...
Не спорю, объединительное начало, сплочённость – это важно, в особенности в современном, разобщенном обществе. Но настораживает высшая степень публичности, сопровождающая любые мероприятия патриотического (читай, политического) толка, на которых своего рода куратором и образцом, достойным подражания, выступает президент (обойдёмся без заглавных букв)... Какая трогательная, милая картинка наличествует в телевизоре, когда нечаянно набредешь на какой-нибудь новостной эфир: ни больше, ни меньше - «Ленин и дети». Вот только самим детям, увы, неведомо, что все эти «Зарницы» и Форумы на новый лад - та же мутация, та же завуалированная, сдобренная вкусной приправой весьма расплывчатых, но, как правило, многообещающих перспектив кодировка сознания.
Подростковое сознание мобильно, податливо, оно как губка способно многое впитать, но оно малоспособно самостоятельно отделить зёрна от плевел (что, разумеется, только на руку их руководству). Современным детям труднее всего объяснить, разложить по полочкам последствия подобных опытов; они привыкли жить сегодня и сейчас, и радости жизни им тоже нужны именно сегодня. Оглядываться – это труд, огромный, требующий, прежде всего, знания. Если в начинающем жить человеке отсутствует потребность читать, он вряд ли научится сопоставлять, делать выводы, отличать Добро от Зла, а, значит, он никогда не будет владеть Знанием. Ведь что мы имеем сегодня? – всё заранее просчитано, решено и подытожено; всё на блюдечке поднесено... Сколько усилий ради одного: чтобы новое поколение не задумалось всерьёз над творящимся вокруг.
А помните знаменитую фразу: «Знание – сила!»? Речь не о силе, множащейся в результате тренировок или междусобойчиков с заранее чётко прорисованным политузором на фоне красивых окрестностей, к примеру, Селигера, и с которой – «ума не надо». Прежде всего – речь о силе пытливой души и неравнодушного сердца. Мы же в чистом остатке имеем лишь силу тела. А кого-нибудь беспокоит, куда с такими сомнительными характеристиками можно прийти, в какое Будущее? Ответ прост: нужно лишь заглянуть в ближайшую библиотеку, спросить книгу А.Волкова «Урфин Джюс и деревянные солдаты», в которой – отдохните, нострадамусы! - прописан один из самых точных вариантов развития событий.
Между тем Добру, Состраданию, Милосердию – вот чему посредством дружеского симбиоза общения и чтения надо бы учить юные сердца. И ведь учили! Те же кружки юннатов, тимуровцев, исключая занудство и приказные тона, воспитывали в моих ровесниках понимание нужности этой жизни, ответственности за того, кто немощен, кто не умеет себя защитить. Посредством этих первых уроков любви в нас постепенно самым естественным образом вызревала мысль о том, что любое участие в судьбе другого человека или живого существа не имеет ни малейшего морального права быть одноразовым и показушным, оно - для каждого наступившего дня, для каждого встреченного на пути человека, дальнего ли, ближнего. А нашим детям порой то некогда, то неохота заметить прекрасное вокруг, восхититься им, и если не умножить его, то хотя бы не изуродовать. Мы же теперь довольно часто наблюдаем именно разрушение, а порой и циничное уничтожение. При таком раскладе Будущее, может, и наступит, но встретить его окажется некому.
А посмотрите на наших стариков – они-то думать не разучились, вот только помогает ли это им жить? Хоть кто-нибудь поинтересовался, что чувствуют нынешние ветераны, не жалеют ли, что дожили до этих дней?
Но до здоровья ли, когда в некоторых покалеченных беспамятством государствах с помпой отмечаются юбилеи бывших пособников нацистов, когда – там же – день освобождения от фашистов есть день траура...
Загляните в новости: «Напротив бывшего концлагеря Саласпилс может появиться памятник солдатам-гитлеровцам», «Памятник эстонским нацистам “Монстр из Лихула” возвращается», «В Лежневском районе Ивановской области находится монумент нацистам второй Великой Отечественной войны»...
А недавно список позора пополнился свежими фактами и последний пример тому - попытки исказить правду о Голодоморе... Что ещё придёт в голову обезумевшему руководству Украины? Сделают вид, что Бабьего Яра не было вовсе? Или придумают что-нибудь более изощрённое?
Впрочем, они уже придумали: изъять из обращения книги М. Булгакова и В.Маяковского как литературу шовинистического содержания. Кто-нибудь не преминет заметить, что это не имеет отношения к патриотизму. Позвольте возразить, ибо без культуры нет образования, а, значит, и не может быть Человека.
И подобных примеров не убывает. Куда бежать, кому верить? Неудивительно, что старики, да и не только они, спасаются, как умеют: кто – водку пьёт, кто – в Храм идёт. А кто пустил свою жизнь на самотёк да рукой махнул – «гори оно всё ярким пламенем!».
Прежде я с сомнением, непониманием, а порой и с иронией смотрела на людей, принципиально не читающих газеты, забывших о существовании телевизора, по-ребячьи радующихся малейшей возможности покормить птиц или бездомных кошек в скверике, или вообще уехать на природу, подальше от хаоса и шумов города. Я видела в этом вызов, позёрство. Теперь стало очевидным преимущество их выбора, сразу с улыбкой вспоминается знаменитая фраза: «В деревню (к тётке), в глушь!..»
Вот как бы ещё и в детях наших ненавязчиво пробудить потребность хоть изредка оставаться один на один с собой, с Природой, частью которой является любой из нас... Мне жаль, что я не знаю - как... Может, и впрямь надо начать с себя, а там и ответ найдётся?..
Но в одном я уверена: страна, в которой мы сейчас живём, – не совсем Россия (потому и называю её с приставкой «псевдо»). Это её оборотная, тёмная сторона, справиться с которой возможно только всем вместе. И у нас это обязательно получится, но не сегодня и, увы, не завтра.
Мы, возможно, и найдём верный путь, а ступить побоимся, как побоимся разом лишиться многих атрибутов современной жизни, без которых, кажется, пока и дня не мыслим.
А надо-то всего хоть изредка выпускать себя в Тишину, чтобы в ней прислушаться к себе, к звукам настоящего Мира, заждавшегося наших неуверенных шагов, наших глаз, отвыкших от сочных красок и запахов настоящей жизни; нашего слуха, не умеющего ещё различать голоса птиц или зверей... Это же и есть наша подлинная Россия, которая, словно любимая книга детства, всегда рядышком (и в нас самих), и случись с кем-нибудь из нас беда – никому кроме неё до нас не будет дела.
А она как заботливая мать и утешит, и поддержит, и подскажет дорогу, по которой мы подобно детям, взяв друг дружку за руки, неторопливо войдём в наше неповторимое, ни на какие чужие лица и земли не похожее, единственно наше Завтра...
comments (Total: 5)
Starsheskoe bezymie neizlechimo... mozg vysyxaet ot bezdel'ya... i emy yzhe nichego ne pomozhet.