Пока не поздно...
В минувшем сентябре, незадолго до Международного дня борьбы с самоубийствами, ВОЗ опубликовала статистические данные о распространенности этого явления в мире. Израиль оказался в опубликованном списке на 90-м месте - намного дальше, чем, скажем США или Южная Корея. Согласно отчету ВОЗ, в 2013 году на 100 тысяч жителей в нашей стране совершалось 6 самоубийств, что, во-первых, на 8% меньше, чем в 2000-м, а во-вторых, является одним из самых низких показателей в мире
Однако на прошедшей недавно в Явне конференции школьных советников и психологов к данным отчета Всемирной организации здравоохранения отнеслись без особого оптимизма.
По словам выступившей на этом форуме главы минздрава Яэль Герман, как минимум часть самоубийств, совершенных в прошлом и нынешнем году, вполне можно было предотвратить.
Это заявление вызвало бурную дискуссию среди участников конференции. При этом все они признавались, что хотя бы раз в жизни сталкивались со случаями, когда школьники вынашивали планы самоубийства или даже предпринимали реальные попытки свести счеты с жизнью, так что речь идет и в самом деле о весьма распространенном среди подростков явлении.
- Увы, далеко не всегда мы можем разгадать эти мысли подростков и заметить какие-то странности в их поведении, - рассказала одна из выступавших на конференции школьных психологов. - Я хорошо помню случай самоубийства одной из учениц школы, в которой я проходила стажировку.
Девушка забеременела и, как выяснилось позже, не посвятила в эту свою тайну даже близких подруг, не говоря уже о родителях. В один из дней она просто не пришла в школу. Классная руководительница позвонила ей и поинтересовалась, почему та отсутствует, а в ответ услышала: у меня просто нет настроения идти в школу.
Возможно, этот ответ должен был насторожить педагога, но так как девушка говорила совершенно спокойно, в ее голосе не было никаких признаков истерики или тревоги, учительница просто выговорила ей за прогул и повесила трубку. Когда брат девушки первым из семьи вернулся с работы, он нашел в спальне ее бездыханное тело.
Мы долго анализировали этот случай с коллегами, а также на общем педсовете, и все сошлись во мнении, что не было абсолютно никаких признаков, по которым можно было бы предугадать суицидальные намерения девушки.
Абсолютно никаких!
Взявшая слово советница одной из школ центра страны заявила, что верит в возможность предотвращения самоубийства, но для этого следует обращать внимание на любые изменения в поведении подростков и порой идти на самые решительные меры, даже если они могут казаться неоправданными.
- Я приведу пример из моей практики, - продолжила она. - Несколько лет назад ко мне подошла ученица десятого класса и рассказала, что ее подруга вдруг стала одеваться во все черное, слушает исключительно депрессивную музыку и постоянно пребывает в мрачном настроении.
Речь шла об одной из лучших учениц класса, и когда я стала расспрашивать учителей, они в один голос уверяли меня, что девушка по-прежнему преуспевает в учебе и они не заметили никаких особых перемен в ее поведении.
Ну, стала надевать черную юбку и черную водолазку, так она в черном просто очень элегантно смотрится! Тем не менее, я решила действовать и вызвала в школу родителей девочки, чего она мне, кажется, до сих пор не может простить.
В течение двух лет она отказывалась со мной разговаривать, за спиной обвиняла в том, что я напугала ее родителей, из-за чего те стали слишком сильно влезать в ее личную жизнь и т.д. Но вы не представляете, как я недавно было счастлива, когда на торжественной церемонии этой девушке вручили диплом лучшей ученицы школы!
Я и сегодня уверена, что спасла жизнь этой девочки, которую, вне сомнения, ждет блестящее будущее. Поэтому хочу сказать вам: когда речь идет о подобных подозрениях, не надо бояться, что своими действиями мы можем испортить с кем-то отношения, навлечь на себя чей-то гнев. К сожалению, подобный риск - это тоже часть нашей работы.
- Я тоже считаю, что проблеме самоубийств уделяется недостаточно внимания в наших школах, - присоединилась к этому мнению глава отдела чрезвычайных ситуаций минпроса доктор Йохи Симантов. - Мы видим определенные позитивные сдвиги на этом направлении, но ситуация все еще далека от той, к которой мы стремимся.
К примеру, многие школьные психологи боятся открыто задать ребенку вопрос о том, нет ли у него мыслей о самоубийстве. Сами они мотивируют это тем, что тем самым могут невольно вложить в голову ребенка такую мысль.
Так вот, я убеждена, что все наоборот. Если у психолога или советника достанет смелости и уверенности в себе, чтобы задать ребенку подобный вопрос, нередко он услышит в ответ: “Наконец хоть кто-то меня понимает!”.
В этом случае ребенку или подростку куда легче рассказать о том, что с ним на самом деле происходит, какие проблемы его беспокоят. А вот оставаться наедине со своими мыслями ему крайне тяжело.
Следует отметить, что проблема самоубийств остро стоит не только в подростковой среде. По официальным данным минздрава, ежегодно в Израиле совершается порядка 500 самоубийств и 6 тысяч попыток самоубийства. При этом еще приблизительно 23% таких попыток не попадают в какие-либо отчеты и, соответственно, остаются вне официальной статистики.
Легко заметить, что эти данные минздрава (которые, кстати, никто никогда не скрывал) несколько выше, чем те, что приводятся в последнем отчете ВОЗ.
Кроме того, по данным д-ра Тали Браун, ежегодно в израильском обществе происходит немало самоубийств, которые просто остаются незамеченными обществом. Исследовательская группа д-ра Браун изучала отчеты службы скорой помощи за 2005-2008 годы, и на основании полученных данных был сделан вывод, что многие смерти в указанный период, официально считавшиеся связанными с несчастными случаями, автокатастрофами, внезапными сердечными приступами и т.д., с большой степенью вероятности были не чем иным как самоубийствами. Это означает, что реальное количество самоубийств в израильском обществе на 20, а возможно, на 30% больше, чем считают в минздраве.
- В рамках того же пилотного проекта нас попросили проверить случаи загадочных смертей, имевших место в 2008-2010 гг. в Рамле и Реховоте, и среди них мы также нашли немало случаев, наводящих на мысль о том, что речь идет не о трагической случайности, а о сознательном уходе из жизни, - рассказывает д-р Таль Браун. - В Рамле, к примеру, по меньшей мере 5 из 14 случаев таких смертей с высокой степенью вероятности были именно самоубийствами. В Реховоте, правда, подобных подозрительных инцидентов оказалось заметно меньше - 3 из 26. Сейчас мы собираемся осуществить аналогичную проверку по разным населенным пунктам за 2011-2014 гг., и только после этого можно будет с уверенностью сказать, действительно мы добились какого-то прогресса в борьбе с самоубийствами или речь идет об очередной фикции.
Остается добавить, что совсем недавно, всего несколько месяцев назад, в стране начал действовать пилотный общенациональный проект по предотвращению самоубийств, предусматривающий координацию усилий на этом направлении школьных работников, психиатров, полиции, соцработников, активистов молодежных движений и т.д.
Как выяснилось, до недавнего времени такой координации вообще не существовало, так как, к примеру, ни полицейские, ни психиатры отнюдь не спешили оповестить другие структуры, когда им становилось известно о суицидальных наклонностях того или иного попавшего в поле их зрения субъекта.
Объяснить это просто: любой подобный отчет влечет за собой множество бюрократических процедур и дополнительную ответственность, а этого, понятно, и чиновники, и врачи, и полицейские стараются избегать.
В рамках проекта все вышеперечисленные инстанции обязаны отчитываться о подобных случаях или возникающих подозрениях, эти отчеты попадают в единую информационную сеть и позволяют с очень высокой степенью вероятности отслеживать потенциальных самоубийц.
В настоящее время проект реализуется в девяти населенных пунктах - Рамле, Реховоте, Беэр-Якове, региональном совете Гезер, Лоде, Ришон ле-Ционе, Нес-Ционе, Ашдоде и Модиине. В ближайшее время к проекту будут подключены и аптеки - их обяжут отчитываться обо всех подозрительных случаях закупки большой партии лекарств, включая и такие “безобидные” как акамоль и дексамоль.
В то же время психологи настоятельно рекомендуют каждому из нас обращать внимание на любые изменения в поведении окружающих. Наши внимание и чуткость могут не только выявить потенциального самоубийцу, но и удержать его от рокового шага.
P.S. В ЦАХАЛе не скрывают озабоченности тем фактом, что в последние недели трое бойцов дивизии “Гивати” покончили жизнь самоубийством, застрелившись из личного оружия.
Речь не идет о коллективном суициде: самоубийства были совершены в разные дни и, судя по всему, не связаны между собой. Однако чрезвычайно показательно, что все трое покончивших с собой юношей принимали участие в операции “Несокрушимый утес”.
Следователи не исключают, что причиной самоубийства могла стать тяжелая психологическая травма, полученная в ходе операции.
В связи с этим всем участникам операции разосланы sms-сообщения с указанием телефонов, по которым они могут обратиться за психологической помощью, если чувствуют в этом необходимость.
Петр Люкимсон
“Новости недели”