Требуется генеральный прокурор
Неожиданная отставка министра юстиции Эрика Холдера, первого афроамериканца на этом посту, поставила президента Обаму в нелегкое положение - ему срочно нужно искать замену одному из ближайших помощников.
Журналисты называют чуть ли не десяток претендентов на это место, но на самом деле выбор у Обамы невелик, потому что новому министру юстиции и генеральному прокурору страны придется разгребать завалы, которые остаются после ухода обамовского соратника. А это настолько тонкое, деликатное дело, что чужого или случайного человека подпускать нельзя. Ведь не каждый умеет хранить грязные секреты администрации, так как это делал Эрик Холдер.
Политологи обвиняют Холдера чуть ли не во всех смертных грехах: он систематически нарушал законы страны, поступая так, как выгодно его начальнику Обаме; он саботировал исполнение принятых Конгрессом законов; он тормозил расследование опасных для демократов дел, или, наоборот, инициировал расследования республиканцев, когда это нужно было президенту. Он лгал под присягой, превышал полномочия, натравливал подчиненных на политиков и активистов оппозиции.
В общем, на своем посту Холдер сделал все, чтобы настроить всю юридическую систему на работу в пользу администрации Белого дома.
Самым ярким примером «деятельности» министерства юстиции при Холдере стал саботаж расследования нарушений налогового управления (IRS), которое пыталось своими методами прижать консервативные неприбыльные организации. Несмотря на неоднократные требования республиканцев из Палаты представителей, минюст так и не нашел поводов для того, чтобы расследовать беспредел, происходящий в налоговом управлении.
И таких случаев за всю карьеру Холдера – десятки.
Но, обвиняя Холдера, не стоит забывать, что в нынешней политической системе задача министра юстиции состоит в том, чтобы оправдать все незаконные действия своего шефа-президента и его администрации. Так что любой министр юстиции независимо от партийной принадлежности подвергается активным нападкам оппозиционной партии.
В свое время демократы, находившиеся тогда в оппозиции, добились отставки генеральных прокуроров в администрации Джорджа Буша-младшего – Джона Эшкрофта и Альберто Гонсалеса, который пытался выгнать федеральных прокуроров, назначенных при администрации Клинтона. Гонсалеса, как и Холдера, обвиняли в лжесвидетельстве под присягой. Но ему, в отличие от нынешнего министра, пришлось уйти в отставку.
В действиях Холдера нет ничего удивительного, разве что он, как и вся обамовская администрация, действовал с особой наглостью и цинизмом, без оглядки на закон и законодателей. Обаме будет нелегко найти замену чиновнику, готовому ради начальства идти на нарушения закона с такой легкостью.
Порученец Обамы уже давно собирался на покой. Первые слухи о его грядущей отставке появились еще в 2012 году, однако, тогда президент уговорил его остаться. В начале этого года Холдер вновь заявил, что собирается уходить. Либеральные журналисты утверждали, что он устал бороться с консерваторами, которые не только ставят палки в колеса его либеральным начинаниям, но и замучили своими безосновательными придирками и расследованиями. Предполагалось, что он доработает до Рождества, но Холдер предпочел уйти раньше. Почему?
Консервативные политологи уверены, что министр испугался. До сих пор все его сомнительные действия и решения прикрывал президент и демократы в Сенате. Даже вынесенная Палатой представителей резолюция о недоверии министру, который отказывался сотрудничать с законодателями и предоставить им требуемую информацию, обычно это заканчивается отставкой чиновника, не произвела никакого эффекта. Обама в очередной раз доказал, что ему наплевать на Конгресс, где засели его политические противники, и оставил Холдера на посту.
Теперь, если республиканцы после осенних выборов получат контроль над Сенатом, ситуация изменится, и генеральному прокурору уже не удастся уйти от ответственности. Так что Холдер не случайно начал собирать чемоданы. Ну а последней каплей стало решение федерального суда, принятое за день до его отставки. Это решение обязывает министерство юстиции раскрыть материалы, касающиеся провальной операции Агентства по борьбе с нелегальным алкоголем, табаком и оружием (ATF) Fast and Furious, в результате которой автоматическое оружие из США переправлялось мексиканским наркокартелям.
Законодатели на Капитолии уже давно требуют предоставить им эти документы, однако до сих пор Холдеру и администрации Обамы удавалось обходить под разными предлогами эти требования. Последний раз Обама даже использовал «президентскую привилегию», которая позволяет скрывать информацию.
Теперь же после решения суда отказаться от сотрудничества с законодателями будет гораздо трудней. И, наверное, это, судя по реакции министра юстиции, опасно для администрации. Возможно, что расследование приведет к скандалу, сопоставимому с Уотергейтом.
Так что же произошло во время операции Fast and Furious, что так напугало всесильного министра? Официальная версия гласит, что сотрудники ATF в 2006-2011 году пытались провести операцию по обнаружению связей наркокартелей и их американских сообщников. Для этого они разрешили продавцам оружия в Аризоне продавать крупные партии автоматического оружия подставным покупателям, работавшим на наркоторговцев. Потом агенты должны были проследить всю цепочку, выйти на мексиканских посредников, а уж те должны были привести американцев к главарям наркокартелей.
Эта сомнительная затея, оперативники ATF предупреждали, что ничего путного не выйдет, столь гладкая на бумаге, в реальной жизни - не задалась. 2000 стволов автоматического оружия, проданные наркоторговцам, бесследно исчезли. По сведениям мексиканской полиции, большая часть досталась боевикам картеля Синалоа. Американцам удалось арестовать нескольких посредников среднего уровня, и на этом успехи операции закончились.
Неудач было гораздо больше. Мексиканские бандиты активно использовали, полученное от AFT оружие в местных разборках, кроме того, они стали чаще нападать на наших пограничников.
В декабре 2010 года в перестрелке с бандитами погиб патрульный Брайан Терри. Он был застрелен из оружия, переданного бандитам федеральными агентами. После этого разразился скандал, операция была остановлена, и началось расследование.
Руководство министерства юстиции, курировавшее эту операцию, вместе с демократами в Сенате, утверждает, что никакого отношения к этому оглушительному провалу администрация Обамы не имеет. Они убеждают всех, что операция досталась в наследство от Буша, в минюсте и Обама о ней не знали, а как только узнали, немедленно ее прекратили. Наверное, именно поэтому министерство юстиции скрывает документы.
На самом деле, как утверждают агенты ATF, которые в 2011 году на условиях анонимности поделились информацией, дело развивалось несколько иначе. К моменту прихода к власти Обамы, операция, носившая тогда название Wide Receiver, полностью себя исчерпала и практически была заморожена.
Но в 2009 году на совещании в Белом доме ее было решено продолжить. Правда, с другими целями.
Обама и его соратники, которые являются сторонниками разоружения американцев, искали повод для того, чтобы законодательно запретить продажу оружия. Но для того чтобы провести подобный закон через Конгресс, нужны были веские аргументы. Таким аргументом могло стать нелегальное оружие, ввезенное якобы из Мексики, которое используют преступники при своих разборках с большим количеством жертв. Планировалось, что проданное наркоторговцам оружие, будет использовано не в Мексике, а на территории США, и его обнаружение позволит администрации протолкнуть нужный им билль.
Планирование операции Fast and Furious проходило в 2009 году в Госдепартаменте, где собрались руководители большей части обамовских силовых ведомств. В совещании, якобы, участвовали представители ЦРУ, министерства юстиции, Госдепартамента, Пентагона, ATF, других ведомств. На этом же совещании присутствовало несколько сенаторов-демократов.
Но, как уже говорилось выше, операция по дискредитации оружия не получилась. Большая часть стволов так и осталась в Мексике, к началу прошлого года удалось найти всего 700 единиц оружия. На территории США это оружие почти не применялось.
Если эта версия событий, на которой настаивают «правдолюбцы» из AFT подтвердится, то Холдера, как и других членов администрации Обамы, могут ждать крупные неприятности. Хотя, судить его, скорее всего не будут. Кто же рискнет отдать под суд генпрокурора-афроамериканца, даже если он постоянно нарушал закон.
Но теперь Обаме нужен министр юстиции, который сможет вытянуть президента и его администрацию из расследования по этому делу, не доводя ситуацию до кризиса. Можно не сомневаться, что такую задачу преемник Холдера получит.
Кроме того, новому министру придется воплощать в жизнь амнистию, которую Обамы пообещал нелегалам, и проведет после ноябрьских выборов. Именно министру придется выступать мальчиком (или девочкой) для битья перед разгневанными законодателями на Капитолии, что также требует определенных личных качеств. И чтобы найти именно такого «без лести преданного» чиновника, Обаме придется изрядно потрудиться.
Н. Летов
comments (Total: 15)
Африканцев продавали в рабство свои же африканцы. Почему они не отвечают за рабство своих соплеменников? Почему претензии к белым американцам?
Рабами на Юге владело очень небольшое количество белых. Большинство же белых были небогатыми и не могли владеть рабами. Более того, многие из них помогали отдельным чернокожим освободиться от рабства, многие боролись за отмену рабства как такового.
А избирательная память демократов напрочь стерла все это из памяти. Белым оставили только чувство вины.
Но стоило только белому полицейскому застрелить угрожавшего ему черного преступника, как тут же раздался вопль этого расиста Шарптона и на улицы вышли погромщики.
По-моему, это как раз и есть черный расизм в действии.
Что касается неоправданного применения оружия полицией в отношении черных или латинос, то таких инцидентов немало и в Нью-Йорке. О них хорошо известно, не стану повторяться. При этом, Thorn, я вовсе не против того, чтобы полиция вела огонь на поражение, если бандит воорежен и угрожает жизни стражам порядка. Мне не нравится другое, когда копы присваивают себе право распоряжаться жизнью людей, шмаляя в людей без необходимости. Или применяя силу там, где можно обойтись внушением или задержать человека, не применяя удушающие приемы или дубинки потехи ради. Мы - власть, нам все можно.
Что касается Холдера, лично у меня к нему притензий нет. А с расизмом, что белым, что черным властям надо продолжать бороться. И кому, как не генпрокурорам заниматься этой проблемой.