“Синенький скромный платочек” и легендарная Клавдия Шульженко

История - далекая и близкая
№40 (963)

Самой первой лирической песней Великой Отечественной войны, отправившейся воевать, стал “Синенький скpомный платочек”, любимый предвоенный вальс! Сам народ выбрал эту мелодию, чтобы сообщить всем в то охватившее всю страну настроение начала войны о том, что ВОЙНА НАЧАЛАСЬ!
Двадцать второго июня, Ровно в четыре утра Киев бомбили, нам объявили, Что началася война. Кончилось мирное время. Нам расставаться пора. Я уезжаю, быть обещаю Верным тебе навсегда!
Теперь доподлинно известно, что эти слова сочинил в первый же день войны поэт Борис Ковынёв, опубликовавший свои стихи в газете Юго-Западного фронта, а песню под названием “Прощальная” исполнил 29 июня 1941 года красноармеец Н.И.Немчинов на городском вокзале Киева перед отъезжавшими на фронт бойцами. Песня мгновенно распространилась по всей стране. Её передавали из уст в уста и поэтому сразу же она стала называться народной. Но, обо всём по порядку.
9 апреля 1942 года, 69 лет назад, из блокадного Ленинграда на станцию Волхов прибыл
джаз-ансамбль Ленинградского фронта, чтобы выступить перед защитниками легендарной“Дороги жизни”. Ведущей солисткой оркестра была известная всей стране певица Клавдия Шульженко. Это была не первая ее поездка в гвардейскую часть генерала Н.А.Гагена. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты “В решающий бой” 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым.
“Узнав, что я пишу стихи, - вспоминал Максимов, - Клавдия Ивановна попросилa меня написать новый текст к популярной довоенной песне “Синий платочек”. “Песня очень любима, - сказала она, - у нее простая запоминающаяся мелодия, но нужны другие слова, отражающие сегодняшний день, нашу великую битву с фашизмом. Тогда песня будет нужна армии”.
Всю ночь Максимов сочинял песню, а утром принес слова, которые сразу понравились Шульженко: ”В них много правды – у каждого воина есть одна родная женщина, самая любимая, близкая и дорогая, за горе, страдания, за разлуку с которой он будет мстить врагу” – так оценила артистка эти новые слова.
…И вот, 9 апреля, после единственной репетиции с оркестром, состоялось второе, военное, рождение песни, которой суждено было стать визитной карточкой народной артистки Советского Союза Клавдии Шульженко. Успех первого исполнения был ошеломляющим. Пришлось несколько раз повторять песню “на бис”. И это еще не все: после концерта бойцы просили текст и Шульженко, прямо со сцены, как учительница, продиктовала слова бойцам, а они их записали. После этого певице преподнесли кремовый торт, а Максимову и музыкантам дали по кусочку торта, по 10 папирос и по полстакана клюквы с сахаром! - таким необычным, но весьма дефицитным для блокадного времени был “гонорар”.
...А начало этой истории было таким Автор мелодии Ежи Петербургский, композитор и пианист джаза, жил и работал в Польше до той поры, пока немецкие танки не подошли к Варшаве. Спасаясь от фашистов, эстрадный коллектив“Голубой джаз” почти в полном составе переехал в СССР, где обрел приют и популярность.
Осенью 1939 года джаз-ансамбль выступал в украинских и белорусских городах, собирая переполненные залы. А весной 1940 года в московском саду “Эрмитаж” начались гастроли польских артистов. Сначала в исполнении Ежи Петербургского звучала просто мелодия вальса, но присутствовавший на концерте поэт и драматург Я.М.Галицкий обратил внимание на эту яркую, очень напевную мелодию и тут же в зале сочинил текст:
Синенький скромный платочек Падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь Ласковых радостных встреч...
После выступления авторы музыки и текста встретились и через несколько дней песню, которую назвали “Синий платочек”, стали исполнять в концертных программах. Она понравилась публике. Ее записали на пластинку Изабелла Юрьева, Екатерина Юровская, Лидия Русланова, Вадим Козин и к началу войны песню пела вся страна. Но Клавдию Ивановну Шульженко довоенная песня не взволновала. В свой репертуар она ее не включила.
Началась Великая Отечественная война. Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши, однако, с первых дней войны стало слышно, что рядом со “Священной войной” в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова, в общем-то, не очень сильной песни “Синий платочек”. Правда, жизнь внесла свои коррективы в содержание популярной песни. Как Вы уже знаете, буквально, c первых же дней войны песню, удивительно передававшую дух и обстановку времени, запел весь народ. Быть может, текст этот и небезупречен с литературной точки зрения, зато страна его приняла и пела.
...День начала войны застал Клавдию Ивановну Шудьженко на гастролях в Ереване, где она, как лауреат Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады, с огромным успехом выступала вместе с джаз-ансамблем, которым руководил ее муж Владимир Корвлли.
Узнав о начале войны, артисты в тот же день отправили телеграмму начальнику Ленинградского Дома Красной Армии: ”Cчитаем себя мобилизованными. Ночным поездом выезжаем Ленинград”.
Проездом через Харьков, родины Шульженко, только чудом удалось Клавдии Ивановне вывезти из разбомбленного города сына Гошу, где он находился у бабушки. “В Харькове поезд остановился далеко от вокзала,- вспоминала Шульженко. – В городе
была объявлена воздушная тревога. И тут совершенно неожиданно в стоящем с нами рядом поезде мы повстречали нашего сына. Этим поездом в Ленинград возвращался Аркадий Райкин с Театром миниатюр, и родственники передали сына ему... Мне сразу стало легче дышать”!
А по прибытию в город на Неве весь коллектив Коралли и Шульженко аттестовали добровольцами и выдали военную форму. Он стал называться Ленинградским фронтовым джаз-ансамблем и уже в июле начал давать фронтовые концерты.
...А вскоре началась блокада. К осени семья вместе с Гошей и стареньким отцом, Иваном Ивановичем Шульженко, которого дочь перед войной забрала к себе, перебралась в подвал Дома Красной Армии. Теперь не приходилось спускаться в бомбоубежище по пять раз за ночь, и не нужно было тратить время на дорогу до работы. Но Иван Иванович той зимой умер от дистрофии, и Клавдия, боясь оставлять Гошу одного, стала брать его с собой на концерты, таская девятилетнего мальчика по фронтовым частям.
Война превратила Клавдию Шульженко из популярной исполнительницы во всенародную любимицу, ее фанатично любили миллионы поклонников. Волею судеб очутившись на Ленинградском фронте, она стала блокадницей и уже 12 июля 1942 года состоялся 500-й(!) концерт К.И. Шульженко и её фронтового джаз-ансамбля. Юбилейное выступление прошло на сцене Ленинградского Дома Красной Армии, после которого на этой же сцене самой певице и всему коллективу вручили медали “За оборону Ленинграда”.
Текст песни “Синий платочек” в исполнении Шульженко был напечатан во фронтовой газете Ленинградского фронта “За Родину”, откуда перекочевал в cборник “25 песен Великой Отечественной войны”, потом был издан отдельной листовкой в виде открытки, а когда Клавдия Ивановна Шульженко спела песню в популярном во время войны фильме “Концерт – фронту”, в котором конферансье был Аркадий Райкин, текст песни, вообще, стал “на расхват” и на фронте, и в тылу!
В блокадном Ленинграде, в ателье А.А.Заикина, единственном в стране предприятии, продолжавшем выпускать хрупкие звучащие диски, ( это в блокаду-то!) появилась на свет первая пластинка с песней “Синий платочек”. Несколько экземпляров этой пластинки направили в Радиокомитет, остальные в батальоны и роты, где бойцы, как зеницу ока, берегли мирные довоенные патефоны. Песня звучала с пластинок, но на фронте хотели видеть и слышать саму Шульженко. Ее встречали словами:”А “Синий платочек” споете?” Так песня и вошла навсегда в репертуаре певицы.
Вот один характерный эпизод тех незабываемых дней: После концерта в 4-ом гвардейском истребительном полку ВВС Краснознаменного Балтийского флота летчик гвардии капитан Василий Голубев сказал Шульженко:”Ваш “Синий платочек”, Клавдия Ивановна, будет с нами во всех боях и первый же сбитый «юнкерс” или “мессер” мы посвятим вам”! Ждать Шульженко пришлось недолго. На следующий же день летчик сдержал слово. Василий Голубев сбил фашистский “мессершмитт”. И снова артистический автофургон прибыл в расположение части. И снова звучит “Синий платочек”. На сей раз пять раз подряд!
Спуся 35 лет Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации В.Ф.Голубев так сказал: “Песни Шульженко, как снаряды и патроны, были нужны нам в бою. “Синий платочек” и сейчас с нами – на всю жизнь! “ Лучше и не скажешь!
Клавдия Ивановна Шульженко была для всего нашего народа такой же, какой была для французов Эдит Пиаф! Ни одна наша эстрадная певица ни до Шульженко, ни после, не смогла подняться на такую высоту. И ее “Синий платочек” - это своеобразная классика, искусство высокого порядка, а, главное, это тепло, проникающее в сердце! И они не разделимы: Клавдия Ивановна и “Cиний платочек”!
В Харькове, на родине Шульженко , где находится музей знаменитой харьковчанки, её земляки собираются открыть памятник: Клавдия Шульженко, отлитая из бронзы в натуральный рост, будет стоять у белого рояля с неизменным синим платочком в руке.
Известно, что и в Москве на Новодевичьем кладбище, на могиле Клавдии Ивановны, неизменно утопающей в цветах, кто-то до сих пор постоянно оставляет синий платочек.
И наконец, абсолютно верно, что во время прощания с Клвдией Ивановной Шульженко в 1984 году вице-адмирал из Ленинграда положил ей в гроб рядом с её символом - синим платочком - морскую бескозырку, как вечное поклонение и последний привет славного Балтфлота и всех благодарных ленинградцев своему непревзойдённому кумиру.
И ещё: её знаменитая землячка из поколения детей войны, великая Людмила Гурченко, когда на финальном концерте телепередачи “Песня-99” ей вручали премию имени Клавдии Шульженко, сказала: “Я имею много разных наград, но эта - всех дороже”!
Ниже - фронтовой текст замечательной песни Михаила Максимова “Синий платочек”, которым всю свою жизнь Клавдия Ивановна Шульженко начинала каждый концерт:

Синенький, скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила,
Что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой...
Нет больше ночек!
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?
Письма твои получая,
 Слышу я голос родной.
И между строчек
Синий платочек
Снова встает предо мной.
И мне не раз
Снились в предутренний час
Кудри в платочке,
 Синие ночки,
Искорки девичьих глаз.
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала
И обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок голубой.
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой.
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой!
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!

Марк Лабок


comments (Total: 2)

спов нет одни эмоции

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Получается текст "Синего платочка" был написан тремя авторами? Весной 1940 в Москве, в июне 1941 на Юго-Западном фронте и весной 1942 на Волховском фронте? Какой текст стал "каноническим"?
PS исправьте апрель на июнь в самом начале статьи. "...Двадцать второго апреля Ровно в четыре утра ..."

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir