ПОСОЛ УБЫЛ, ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПОСОЛ!
Так, посол США Джон Тэффт прощался с Грузией. А затем и Грузия торжественно попрощалась с ним - на приеме в президентском дворце в Тбилиси, где Михаил Саакашвили вручил американцу орден Святого Георгия «за особые заслуги и вклад в развитие политической, культурной и социальной жизни» этой закавказской страны.
Четвертый по счету посол Вашингтона работал в Тбилиси с 2005 года. Правда, его полномочия истекли еще в июле 2008-го, но Джордж Буш продлил их. За эти 4 года страна еще теснее сблизилась с США, получает от них еще больше помощи и еще активней проводит их интересы на юге Кавказа.
Политическая, экономическая, военная поддержка, оказываемая Тбилиси из Вашингтона, стала притчей во языцех во всем мире и большим бельмом в глазу Москвы. Даже напоследок, в день своего прощального награждения, американский посол принял участие в церемонии открытия нового пограничного контрольно-пропускного пункта «Казбеги» на грузино-российской границе. КПП обошелся США в $2,4 миллиона, а возведением его руководил корпус американских армейских инженеров. И это – лишь один из 18 объектов, строительство и ремонт которых предусмотрены программой укрепления грузинской границы, финансируемой из-за океана.
Но главное – в символичности: американский посол, при котором разыгрался кровавый конфликт между Россией и Грузией, перед своим уходом открывает пункт пропуска на российской границе. Это выглядит как призыв к обеим странам – примириться.
А еще официальный Тбилиси отмечает и лепту, внесенную супругой посла. Она не только изо всех сил рекламировала за рубежом грузинский балет. Мариэлла Тэффт лично руководила медико-демографическими исследованиями Международного агентства развития США (USAID) в Грузии. И когда были подведены итоги этой работы, выяснилось, что одной из основных причин смерти молодых грузинок является рак, а официальные показатели этой смертности были сильно занижены. Словом, полезными для Грузии делами занимались оба супруга. Но у оппозиции свой взгляд на деятельность Джона Тэффта.
Она считает, что во время ее весенне-летнего противостояния с правительством посол стал на сторону властей, хотя дипкорпус обещал не вмешиваться во внутренние дела страны. Бывший госминистр Георгий Хаиндрава заявил:
«Тэффт Грузию не любит. Вашингтон хочет использовать Саакашвили в качестве жирного червячка для наживки, чтобы усложнить дело России, а себе с выгодой пробить путь к новым территориям для расширения демократического пространства. О судьбе же Грузии никто не заботится».
В партии «Новые правые» посла назвали «неадекватным на фоне создавшейся в Грузии ситуации». И особо подчеркивают, что он представлял администрацию Буша, и по политической логике его замена была предрешена.
А в «Клубе независимых экспертов Грузии» считают, что у Тэффта были чересчур большие симпатии к властям, и это не могло найти поддержку в грузинском обществе.
«Он, конечно, очень опытный дипломат, - заявляют политологи. – Он прекрасно ладил с Саакашвили, всегда старался оправдать шаги правительства и не обращать внимания на многотысячные протесты. Лишь в последние месяцы он начал формально встречаться с представителями оппозиции, но это, естественно, не влияло на обстановку. Оппозиция даже ловила его на том, что он не передавал всю информацию в Госдеп США. Соответственно претензии к нему – серьезные, особенно у оппозиции. У властей же нет повода быть недовольными его пребыванием в Грузии».
Один из самых авторитетных экспертов Рамаз Сакварелидзе четко обозначил главный минус работы Тэффта, которого противники власти называли «наместником Вашингтонского обкома» и «правителем Грузии». По его словам, ошибки посла изменили дружественное отношение грузин к США на агрессивное и эмоционально негативное - общественность не увидела, что США были в Грузии на стороне справедливости.
Но все той же справедливости ради надо сказать, что официально Тэффт призывал обе стороны к диалогу, а в сентябре попросту истек его срок, так что что в любом случае кадровые изменения были неизбежны. Очень многие в Грузии вспоминают слова Барака Обамы: «Настала пора перемен» и ждут, что новый посол станет проводником новой политики нынешней администрации.
Парадокс в том, что Джону Тэффту, который уже не является в Грузии символом этой новой политики, придется именно ее проводить уже на Украине. Упорно говорят, что именно там он теперь будет послом, а украинский вопрос ему отнюдь не чужд. До приезда в Тбилиси он в ранге заместителя помощника госсекретаря по европейским и евразийским делам отвечал за отношения с Россией, Украиной, Беларусью и Молдовой, встречался с первыми лицами в Киеве, отчитывался перед конгрессменами о положении дел на Украине времен «оранжевой революции».
Может, это новое назначение – определенный сигнал России, что Грузия и Украина остаются приоритетом Обамы? Если это так, то в Киеве окажется весьма ценным опыт работы американской администрации над ошибками Саакашвили в его диалоге с оппозицией. Ведь у Киева и Тбилиси много схожего в отношениях с Россией, хотя суть проблем и разная.
Впрочем, замена Тэффта – не единичный факт. Сейчас меняются сразу несколько американских послов на постсоветском пространстве. Чем вновь назначенные будут руководствоваться в своей работе? Заверениями, которые с приветливой улыбкой делал в Москве Барак Обама, или предостережениями России, обнародованными Джозефом Байденом во время турне именно по Украине и Грузии?
А на кого же возлагают теперь надежды и власти, и оппозиция Грузии? Джона Бааса, прибывшего в Тбилиси в конце прошлой недели, называют «специалистом по кризисам». Юрист по образованию, он начал дипломатическую карьеру в 1988 году. Руководил аппаратом заместителя госсекретаря, участвовал в урегулировании конфликтов в Турции, на Кипре и в переговорах НАТО-Россия по сокращению обычных вооружений в Европе. Работал в посольствах своей страны в Италии, Бельгии и Чаде, руководил Центром быстрого реагирования Госдепартамента, который обеспечивал в чрезвычайных ситуациях безопасность сотрудников посольств США. С июля 2008 года руководил правительственной группой по восстановлению Багдада. Словом, опыт у него богатый и весьма специфический. Так что «кризисный менеджер» придется как нельзя более кстати в Грузии, которая в последнее время не вылезает из кризисов – и внешних, и внутренних.
comments (Total: 16)