Три, два, один...
Итак, в субботу вечером было объявлено, что администрация Обамы наконец-то добилась согласия израильского премьера Биньямина Нетаниягу и председателя автономии Махмуда Аббаса на трехстороннюю встречу. Третьим конечно же будет сам Барак Обама. Не знаю зачем, но он очень хотел, чтобы евреи и арабы дали свое согласие именно перед сессией Генассамблеи ООН. Вполне возможно, что встреча в ООН, а не где-нибудь в другом месте, должна показать американцам, как их лидер экономит их деньги на перелетах. Но, может быть, причина и не в этом.
В общем это и неважно, главное - это то, что встреча состоится. Тем более что до самого последнего момента сам смысл встречи был под вопросом, так как спецпосланник президента США не убедил израильского премьера прекратить строительство в «поселениях», как вслед за арабской пропагандой называет израильские города мировая пресса, а без моратория на «поселенческую деятельность» со стороны Израиля Аббас отказался вообще обсуждать что бы то ни стало.
Позиция Израиля настолько разозлила представителей американской администрации, что побудила их к размышлениям. Ход этих размышлений описал в интервью «Times» бывший посол США в Израиле. По его словам, в администрации господствовало такое мнение: «Лучший способ иметь дело с Израилем – сократить помощь, сократить сотрудничество и потребовать от них действий».
Но вот незадача - израильтяне прежде всего беспокоятся о своей безопасности, и подобный подход не срабатывает. Неизвестно кому пришла в голову блестящая мысль, но она пришла: «Белый дом должен дать гарантии безопасности Израилю (в том числе по Ирану), и тогда идея «двух государств для двух народов» может быть воспринята руководством Израиля должным образом».
«Times» не сообщает, каким образом американскому президенту удалось заручиться согласием евреев и арабов в компании с ним самим поговорить о судьбах мира, но осторожно намекает, что «это еще не будет означать возобновления мирного процесса» и «потребуется все президентское обаяние, чтобы его возобновить».
О президентском обаянии я бы поостерегся говорить. Подпавшие под это обаяние американцы, похоже, начинают освобождаться от наваждения. Обаму критикуют со всех сторон. Пора задуматься и о рейтинге. И загнать Израиль и автономию за стол переговоров показалось не самой худшей идеей для этого.
В самом деле, тут налицо и стремление к миру, и забота о несчастных палестинцах, и осуждение террора – все смешалось в Белом доме. Вот и пришлось все подгонять чуть ли не в последний момент, ведь Генассамблея на носу, а встреча премьера, председателя и президента под угрозой срыва. Слава Богу, обошлось. Хотя, повторю, и в самый последний момент.
Но многие все же ломают себе головы – а зачем такая спешка? Сколько уже вариантов рассмотрено, сколько возможностей упущено, одной больше, одной меньше, какая разница.
Причина спешки между тем есть, и она заключается в том, что президенту Обаме нужен некий позитивный фон для начала первых за прошедшие с момента «исламской революции» в Иране прямых переговоров с руководством этой страны. И сдвиг, пусть и тактический, пусть временный, сдвиг в бесконечных израильско-палестинских переговорах должен, по мысли обамовских стратегов, стать сигналом Ирану. Сигналом о том, что Америка, для того чтобы начать переговоры, готова выстлать путь к переговорному столу ковровой дорожкой, сотканной, хотя и из еле заметной, но все же ощутимой нити. Нити, кое-как, но все же связывающей евреев и арабов.
Однако где тонко, там и рвется. Как бы президенту Обаме не перехитрить самого себя. Легко давать обещания палестинцам надавить на Израиль, а Израилю – повлиять на Аббаса, но выполнить эти два обещания намного труднее. Если вообще возможно.
Трудно сказать, чем это вызвано, но палестинцы в последнее время просто уперлись в вопросе строительства жилья. Складывается впечатление, что их ничто больше не волнует. Но это только так кажется. На самом деле мы видим одно из последствий предвыборной риторики Обамы, той ее части, что была адресована мусульманам. И до тех пор, пока мусульмане не поймут, что предвыборная риторика - это одно, а реальное ежедневное принятие решений по управлению такой страной, как Соединенные Штаты, имеющей свои национальные интересы, не зависящие от партийной принадлежности и цвета кожи текущего президента, - это совершенно другое, они, мусульмане, могут ждать до бесконечности.
Ну а очередное спасение мира – это, конечно, очень кинематографично. Или киногенично, кому как больше нравится. Три, два, один... И все замирает. То есть ничего не случается. Как, например, в случае с предстоящей встречей на троих. Можно даже держать пари. Кто хочет?