Слеза ребенка
Фильм, о котором пойдет речь, называется «Список Киселева». 20 сентября его показом завершится Второй фестиваль российского документального кино в Трайбеке. Сходство с названием известнейшего фильма Стивена Спилберга, конечно же, не случайно. Николай Яковлевич Киселев – из редкой породы людей с золотыми сердцами, тех, кто спасал евреев в годину Холокоста. На фотографиях того времени мы видим молодого мужчину с красивым, благородным лицом и светлым, открытым взглядом, выдающим широту души. Уроженец Башкирии, Киселев ушел на фронт, был ранен, попал в окружение и плен, бежал, чудом уцелел, ушел к партизанам.
О нем, политруке Киселеве, нам поведает закадровый голос с помощью фотографий и документов. Так сказать, краткая предыстория спасителя. А предысторию спасенных рассказывают очевидцы, которых разыскали в Израиле, Америке и России авторы фильма -режиссер Юрий Малюгин, сценарист Оксана Шапарова, продюсер Яков Каллер.
Все эти очевидцы - жители стертого с лица земли еврейского местечка Долгиново в Белоруссии, к северу от Минска. Пожилые люди, сидя перед камерой, вспоминают то, что случилось с ними, с их семьями, с их селом, с их народом. Свидетельств ужасов и зверств нацистов, творимых в отношении евреев в годы Второй мировой войны, великое множество. Но каждое новое свидетельство Холокоста ценно для потомков, вернее, бесценно, потому что это как бы сигнал нам от тех, кто уже ничего рассказать не может, весточка от убитых, погибших. Мольба жертв к потомкам – не забывайте, не забывайте! И слушайте!
И мы слушаем их, чудом уцелевших, с замиранием сердца. Хаим Гросбейн, Виктор Дименштейн, Мириам Гольц, Элияху Радашкович, Арье Рубин, Сима Шлехтман, Шимон Хевлин, Сима Сосенски, Иосиф Каплан, Анна-Нехама Нойман, Ехезкель Гитлич, Берта Кремер. Надеюсь, никого не забыл. Эти люди из «списка Киселева» будничными голосами, правда, иногда прерывающимися от волнения, говорят о сущем аде, который в 41-м обрушился на жителей Долгинова, как и на жителей бесчисленного множества еврейских местечек Белоруссии, Литвы и Украины. Как нелюди глумились над людьми, как избивали их, беспощадно и с видимым удовольствием убивали и сжигали женщин, детей, стариков. Из 5 тысяч жителей мечстечка после спецоперации, в которой принимали участие чернорубашечники, вызванные на подмогу из Литвы и Латвии, в живых остались примерно триста человек. Они ушли в леса, благо, в здешних краях они густые. Голодные, испуганные, эти несчастные заходили в деревни, выдавая себя за партизан, просили хлеба. Жители деревень, сами полуголодные, когда давали съестное, когда нет: они жили под страхом смерти, которую им сулили нацисты за любую помощь евреям. Партизанам эта ситуация тоже ничего хорошего не предвещала - несчастные евреи, грубо говоря, путались под ногами. Командование партизанского соединения приняло волевое решение – вывести долгиновцев за линию фронта. Легко сказать – более тысячи километров по лесам и болотам, в непосредственной близости к расположениям немецких войск. Безумная затея, верная смерть. Двое отказались возглавить миссию. Предложили Киселеву. И он согласился. 270 человек, половина из них - женщины и старики, 35 детей, отправились в путь.
Что происходило с этими людьми той страшной осенью 42-го года, нам тоже расскажут. Шекспир и Данте меркнут перед нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю уцелевших долгиновцев. Когда дочь бросала мать умирать в лесу, потому что отряд не мог брать с собой раненых и тяжелобольных. Да, я собирался рассказать вам о маленькой девочке с ангельским личиком. Ее звали Берта. Она непрерывно плакала. Успокоить ее было невозможно. Риск, что немцы засекут движение в лесу, был огромным. И отчаявшиеся родители решили утопить дочь в реке, чтобы не подвергать риску остальных. Тогда Киселев взял Берту на плечи. Так и нес ее весь остаток пути.
Почему звали? Ее зовут Берта. Она живет в Нью-Йорке, Берта Кремер.
Киселев вывел и спас 218 человек. «Свои» его тут же арестовали, обвинив в дезертирстве. Но очевидцы выручили, рассказав энкаведешникам подлинную историю их беспрецедентного похода.
Сорок с лишним лет про одиссею долгиновцев знали лишь уцелевшие люди из «списка Киселева». Рождению фильма помогла случайность. Продюсер Яков Каллер, генеральный директор студии «АБ-ТВ», в молодости пять лет учился в Институте стали и сплавов вместе с дочерью Киселева Тятьяной. И однажды она ему рассказала об отце, который никогда не афишировал свой военный опыт. В послевоенные годы он занимал высокое положение во Внешторге. Умер в 71-м году. Киношники вышли на Шимона Хевлина, одного из «киселевцев», живущего в Майами. А Шимон вывел на других... Большинство, конечно же, живут в Израиле, куда и отправились на съемки режиссер и продюсер. Каллер в интервью признался, что заболел этой историей, не мог ни о чем другом думать. Любопытно, что Шимон Хевлин посещает синагогу в Майами, где раввином служит сын Каллера Алекс.
Николаю Киселеву в Израиле присвоено звание Праведника народов мира. Его имя занесено на стену Почета в Саду Праведников мемориала Яд Ва-шем в Иерусалиме. Как сообщил мне Яков Каллер, по его просьбе главный раввин России Берл Лазар обратился к властям с просьбой наградить Николая Киселева посмертно и назвать его именем улицу в Москве. Лучше поздно, чем никогда.
Организаторы благодарят газету «Русский базар» - информационного спонсора кинофестиваля
Смотрите фильм «Список Киселева» в воскресенье, 20 сентября, в 6:00 pm в кинотеатре Tribeca Cinemas по адресу: 54 Varick Street, New York, NY 10013 (at Laight Street, one block below Canal Street).
Фильм представит режиссер Юрий Малюгин.
Заказ билетов:
www.tribecacinemas.com
или в кассе кинотеатра. Тел. (212) 941-2001
Внимание! По просьбам зрителей фильм «Список Киселева» будет демонстрироваться дополнительно. Показы пройдут 22 сентября в 12 pm и 7 pm в Kings Bay YM-YWHA по адресу: 3495 Nostrand Avenue, Brooklyn, New York 11229
Перед зрителями выступят участники тех событий, спасенные Киселевым, - Берта Кремер, живущая в Стэйтен-Айленде, и Шимон Хевлин, специально приезжающий из Майами.
Вся информация и билеты:
Tel. 718-648-7703 ext. 225
marina@kingsbayy.org