Старики-разбойники
Мэгги Кун,
американская правозащитница
Полицейские и спецслужбы причисляют пожилых людей к самой уязвимой категории жителей. Пенсионеры часто становятся жертвами мошенников, грабителей, квартирных воров и вымогателей. Почти миллиард долларов ежегодно уходит на производство листовок и брошюр, которые подробно разъясняют, как свести потерю кошелька с деньгами к минимуму, как обеспечить сохранность кредитных карт, как вести себя во время разбойного нападения и т. д. Более того, сегодня многие штаты (Нью-Йорк не исключение) ужесточили наказания для преступников, жертвами которых стали старики.
Однако очень редко в прессе упоминается тот факт, что около 10% всех преступлений в Соединённых Штатах (по данным ФБР) совершают именно пожилые люди (старше 65 лет). Причём пенсионеры практически не уступают в разнообразии «криминальных подвигов» закоренелым уголовникам.
«Я никогда не называю арестованных пожилых людей преступниками, - говорит криминальный психолог Роджер Лакман. – Это скорее авантюристы, которым захотелось совершить что-нибудь противозаконное ради забавы. Они хотят, чтобы о них снова заговорили...»
Действительно, одиночество и депрессия часто подталкивают стариков на совершение противозаконных поступков. Достаточно проанализировать инциденты за последние три недели. В Кентукки 92-летний Стив Джонсон ограбил банк, просунув в окошко менеджера записку с угрозой. Пенсионер взял бумажный пакет с деньгами и отправился обедать в ближайший ресторан, где и был задержан полицейскими. Во время ареста преступник засмеялся и произнёс: «Лучше провести остаток жизни в тюрьме, чем в душной безлюдной квартирке...»
75-летний Уильям Бредфорд из Калифорнии угонял автомобили и отвозил их в безлюдные места. В салонах он оставлял листы с собственными стихотворениями, в которых высмеивались стражи порядка. Уже в полиции Бредфорд признался, что преступить закон его заставила элементарная скука: «Я не хочу, чтобы моя старость ограничивалась приёмом лекарств, употреблением чая с печеньем и бесполезными разговорами с соседями...»
Дальше всех пошла 89-летняя Шаника Родригес из Флориды. Она воровала продукты и одежду в магазинах, чтобы «испытать чувство адреналина». Все свои подвиги Шаника описывала в своих дневниках. Кстати, на банковском счете пожилой воровки лежало почти $100 тысяч...
Психолог Август Баффер не видит ничего экстраординарного в склонности пенсионеров к преступлениям: «Старики – это те же подростки. У них слишком много свободного времени, поэтому порой они осознанно идут на всякого рода глупости. Один из моих пациентов, 76-летний инвалид, протыкал колёса автомобилей, запаркованных рядом с его домом. Он обожал наблюдать за реакцией разгневанных водителей из своего окна. К этому занятию свёлся смысл всей его жизни...»
На юге страны пожилые люди чуть ли не каждый день открывают беспорядочную стрельбу по разным мишеням. Так, 86-летний Чарльз Ромеро из Техаса палил по фруктам и овощам в соседских огородах. Старик залезал на крышу собственного дома с винтовкой, оснащённой оптическим прицелом, и открывал огонь по тыквам, арбузам, яблокам. Когда на Ромеро наконец-то защёлкнулись наручники, он равнодушно сказал полицейским: «Делайте со мной что хотите. Я уже давным-давно превратился в живой труп...»
А вот 74-летняя Матильда Рубер из Висконсина развлекалась «телефонным терроризмом». Она звонила в супермаркеты, концертные залы и музеи, сообщая о якобы заложенных бомбах. Вычислить хулиганку удалось не сразу, так как она пользовалась украденными сотовыми телефонами.
На допросе Рубер во всём раскаялась и честно призналась: на преступление её толкнула жажда известности. «Я хотела видеть о себе репортажи по телевизору, - промолвила пожилая «террористка». – Я мечтала сделать что-нибудь экстраординарное перед смертью...»
Как правило, пожилые люди прекрасно знают, что им удастся избежать тюремного наказания. Судьи очень редко бросают в тюрьмы пенсионеров, так как выжить в перенаселённых учреждениях пенитенциарной системы им будет очень непросто. Бывают, правда, исключения, как в случае с самым известным аферистом мира Бернардом Мэдоффом.
«Чаще всего провинившихся стариков заставляют носить электронный браслет или ходить на принудительные курсы, где их будут учить морали и нравственности, - говорит адвокат Тимоти Лайдер. – Нет ничего удивительного в том, что для некоторых пенсионеров преступление действительно является своего рода приключением...»
77-летнего жителя Северной Каролины Джулиуса Фитчерсона полицейские задержали за попытку ограбить инкассаторскую машину. Пенсионер спланировал практически идеальное преступление, на разработку которого потратил почти год. Он должен был подойти к инкассаторам в тот момент, когда они доставали из машины мешок с деньгами. Потом с помощью электрошокера «отключить» охранников, затем проехать несколько миль на велосипеде до остановки и уехать на пригородном автобусе.
Фитчерсона сдал в полицию его ровесник, которого он посвятил в свои грандиозные планы. В доме потенциального грабителя стражи порядка нашли десятки исписанных толстых тетрадей с подробным планом преступления. Пенсионер, однако, не спешит признавать себя виновным: «Для меня был увлекателен сам процесс разработки преступления. Сбор информации, установка скрытых видеокамер, слежка за передвижением инкассаторов. Мне не нужны были деньги. Возможно, я бы их сжёг или выбросил, если бы всё прошло успешно...»
Отбывающий тюремное наказание 85-летний Томас Гринсон ограбил семь банков в возрасте от 78 до 83 лет. Он нисколько не жалеет о содеянном: «Я бы покончил жизнь самоубийством или отравился антидепрессантами, если бы не совершил грабежи. Старость и одиночество – худшие вещи на свете. Когда ты не можешь найти занятие по душе, то рано или поздно идёшь на риск...»
Гринсон считает, что общество должно перестать считать пенсионеров безобидными и беспомощными: «Я знаю многих своих сверстников, которые крутят большие дела. Полицейские даже не включают их в список подозреваемых. Они думают, что старик с тростью и слуховым аппаратом не способен обвести их вокруг пальца...»
Удивительно, что почти половина пожилых преступников не имеет криминального прошлого. Всю жизнь они ладили с законом, а на старости лет решили немного «пошалить». Особенно стоит отметить мошенничества с медицинскими страховками. Этот вид преступлений, пожалуй, можно назвать «классическим» для пожилых людей. Достаточно взглянуть на многомиллиардные убытки от Медикера, на который имеют право люди, достигшие 65 лет.
«В глубине души многие пожилые преступники хотят, чтобы их поймали, - считает психолог Роджер Лакман. – Это трудно объяснить, но многие пенсионеры преступают закон, чтобы попросить у населения и государства помощи. Особенно это характерно для тех, кто не имеет ни родственников, ни знакомых, ни друзей...»
Закончу материал фразой 73-летнего Луиса Харриса, арестованного в Вирджинии за кражу одежды из супермаркета. Всю жизнь он проработал профессором в колледже и имел безупречную репутацию. На вопрос, что же всё-таки толкнуло его на преступление, Харрис честно ответил: «Я просто хотел почувствовать себя злостным нарушителем американских законов. Это очень необычное ощущение. Когда доживёте до моих лет, то поймёте, что я имею в виду!».
comments (Total: 3)