Винтроп-стрит
Почему Брайтон зовётся Брайтоном? Какой секрет таится в названии Эммонс-авеню? В чем провинился человек, давший название Фултон-стрит? И кто такие Крапси, Бенсон, Белмонт, Кнапп и Мермэйд, в честь которых названы улицы? На все эти вопросы вы сможете найти ответы в нашей рубрике, посвящённой истории названия нью-йоркских улиц.
Бруклинская улица Винтроп-стрит названа в честь англичанина Джона Винтропа, который никогда не был ни в Бруклине, ни в Нью-Йорке. Вся жизнь Винтропа связана со штатом Массачусетс, где он до сих пор считается легендарнейшей личностью.
Винтроп родился в Англии в 1587 году. Его родители, принадлежавшие к среднему классу, продали почти сотню акров земли, чтобы дать сыну достойное образование. Так уже к 22-летнему возрасту Джон стал одним из лучших адвокатов городка Эдвардстоун, «славившегося» бесконечными судебными процессами над ворами и грабителями.
У местных жителей сложилось неоднозначное отношение к Винтропу. С одной стороны, он помогал закоренелым преступникам уйти от заслуженного наказания. С другой стороны, он был очень религиозным человеком и считался ярым последователем кальвинизма.
Сам же Винтроп резко разделял свою профессиональную и духовную деятельность, за что получил прозвище Двуликий Джонни.
«Утром этот человек покрывает убийц, а вечером осмеливается рассказывать нам о смертных грехах», - негодовали жители Эдвардстоуна.
Существует легенда, что за первые семь лет своей карьеры Винтроп не проиграл ни одного дела (а их было свыше ста). Именно за это, по мнению исследователей, адвоката пригласили на работу в Лондон, где он сосредоточился на делах, связанных с опекунством.
Надо сказать, что Винтроп был очень тяжёлым в общении человеком. Он не любил пустые разговоры и праздные мероприятия. Он практически никогда не улыбался и избегал всяческих контактов с людьми, если дело не касалось юриспруденции или религии. «Лицо Винтропа всегда выражало задумчивость, скорбь и некоторую долю презрения ко всем окружающим», - говорили про него коллеги.
В 1629 году Винтропу поступает неожиданное предложение от английского правительства – возглавить колонию британских поселенцев в Америке. Причём главная задача Винтропа заключается в успешном ведении переговоров с индейцами, чья земля будет эксплуатироваться колонистами.
Проще говоря, английский король Чарльз Первый хотел, чтобы Винтроп нашёл способ забрать индейскую землю, не заплатив ни единой монеты и не пролив ни капли крови. Вот почему выбор пал на успешного адвоката, который в силу своего профессионализма мог обхитрить любого человека.
Винтроп согласился на предложение короля, но потребовал взамен пожизненное право на управление поселением. «Если вы доверяете мне, то доверяйте мне во всём, - написал он Чарльзу Первому. – Дайте мне безграничную власть и через десять лет вы увидите самую могущественную пуританскую колонию в Америке».
Король пообещал не вмешиваться во внутренние дела колонистов и уже через несколько месяцев около двухсот англичан, объединённых одной религией, высадились на территории нынешнего Массачусетса в районе Кейп-Кода.
Винтроп выбрал необычное место для будущего поселения – густой непроходимый лес, который британцам пришлось вырубать на протяжении четырёх месяцев. Такой выбор был не случаен. Когда племя местных индейцев заявило свои права на землю, Винтроп произнёс свою знаменитую речь: «Как вы можете присваивать себе лесистую местность? Здесь нет ваших хижин, здесь нет ваших охотничьих капканов, здесь нет ваших урожайных полей. Здешние муравьи имеют большее право называть землю своей, чем вы! Может быть, вы ещё назовёте индейской собственностью Луну и звёзды на небе?»
Винтроп высмеял индейцев, которые быстро осознали: спорить с хитроумным адвокатом бессмысленно. Более того, руководитель колонии издал специальный указ, запрещающий племенам проникать на территорию пуританского поселения. «Вы никогда не заходили в лес, так не заходите и в нашу деревню, которая возникла на месте многовековых деревьев», - сказал Винтроп.
Двуликий Джон делал всё возможное, чтобы вызвать у индейцев чувство вины за то, что они на протяжении столетий не использовали земли в хозяйственных целях. «Здесь можно было выращивать бобы и кукурузу, разводить свиней, собирать табак, а вы всё это время сидели в своих хижинах», - негодовал он.
Закончилось всё тем, что индейцы стали умолять Винтропа разрешить торговлю с поселенцами, которые бурно развивали сельское хозяйство и преуспели в изготовлении холодного оружия. Поколебавшись для вида, Винтроп великодушно согласился, утвердив так называемые «дни торговли и обмена» между пуританами и индейцами.
На протяжении всей своей карьеры в чине губернатора пуританской колонии Двуликий Джон следовал принципу «лучшая защита – это нападение». Даже будучи в изначально проигрышном положении, он добивался для поселенцев новых льгот и возможностей. Например, международные торговые компании делали пуританам специальные скидки на товары за то, что они «уделяли религии больше внимания, чем остальные европейцы, живущие в Америке».
Винтроп умудрялся находить «причины и следствия» даже там, где их изначально не было. Спорить с Двуликим Джоном и что-либо ему доказывать было бессмысленно. Он умел обходить самые жёсткие законы. Даже если английское правительство выражало недовольство действиями Винтропа, он отвечал на критику длинными письмами, в которых яростно доказывал свою правоту.
Когда Чарльз Первый отменил право Винтропа на пожизненное управление колонией, поселенцы устроили демократические губернаторские выборы. Серьёзных конкурентов у адвоката не оказалось, и он победил 12 раз подряд. Английский король, полностью утративший контроль над Винтропом, пригрозил руководителю пуритан арестом, если он когда-нибудь шагнёт на британскую землю.
Однако на родину Винтроп не собирался. Он грамотно управлял колонией, постоянно расширяя её границы.
Как мы уже отмечали выше Винтроп обладал тяжёлым характером, который в буквальном смысле сокращал жизни окружающих его людей. За свою жизнь Двуликий Джон похоронил трёх жён, шестерых секретарей и восьмерых заместителей. На коллег и близких губернатор оказывал мощнейшее психологическое давление. В XVII веке даже был популярен сленговый термин «ученик Винтропа». Так называли людей, находящихся в глубокой депрессии, осознавших всю тщету и никчёмность своего существования.
Некоторые историки, однако, сравнивают заслуги Джона Винтропа с заслугами Христофора Колумба. Современники губернатора любили повторять: «Колумб открыл Америку для европейцев, а Винтроп закрыл её для индейцев».
Благодаря стараниям Двуликого Джона англичане быстро достигли превосходства над коренными народами и преуспели в освоении земель и развитии малого бизнеса.
Часть исследователей считает Винтропа самым значимым британцем в истории США. Мол, если бы не он, то сегодняшние заслуги английских иммигрантов были бы ничтожны по сравнению с заслугами иммигрантов из Нидерландов, Франции и Испании.
Винтроп умер в 1649 году. Незадолго до смерти он написал длинное послание своим детям, которых, по разным сведениям, у него было от шести до девяти. Двуликий Джон просил потомков делать всё возможное для расширения колонии и достижения независимости от британской империи. Своё обращение он закончил словами: «Никогда не сдавайтесь и доказывайте свою правоту даже в тех случаях, когда вы чувствуете, что не правы...»
Помимо бруклинской улицы, именем Джона Винтропа названы парки, скверы и города по всей Америке. В Массачусетсе установлено восемь памятников и мемориальных плит в честь знаменитого губернатора.