Президент и двадцатиквартирный дом
После требования прекратить возведение жилья даже в тех поселениях, которые по согласованию с руководством палестинской автономии останутся за Израилем, США вмешались в реализацию столь незначительного строительного проекта, что это может вызвать беспокойство – хватит ли у Обамы сил и времени для того, чтобы «в черепе сотни губерний ворочать», кое свойство Маяковский приписывал Ленину. Речь идет о планах строительства гостиничного комплекса (по другим сведениям – просто двадцатиквартирного дома) в одном из восточноиерусалимских кварталов.
Дело зашло столь далеко, что, как сообщает пресса, в Госдеп США был вызван посол Израиля, от которого потребовали объяснений того, почему на этот проект была выдана лицензия. Послу пришлось объяснять, что земля, на которой планируется строительство, находится в частном владении. Что владелец земли Ирвин Москович приобрел землю у арабов много лет назад. Что упомянутый Москович является, в конце концов, гражданином США.
Если бы не дипломатический этикет, посол наверняка и сам задал бы вопрос – с каких пор страна, которая была создана благодаря частной инициативе, вдруг стала чинить препятствия таковой. Но посол такого вопроса не задал. Ему было ясно, что экономические принципы здесь ни при чем. Что в дело вступила политика новой американской администрации, а она, эта политика, такова, что там, где прежде Израиль ощущал понимание и поддержку своего могущественного союзника, вдруг появилась пустота. Что правильные слова, вроде «демографический баланс», вдруг приобрели совершенно противоположный смысл, и этими словами теперь будут прикрывать свои действия недруги Израиля.
И действительно, исламисты во главе с шейхом Салахом уже пытались оспорить в суде сделку покупки Московичем земли, но у них ничего не получилось. Теперь, после того, как они получили помощь с той стороны, откуда не ожидали ее получить, у них может появиться соблазн вновь начать бороться с «иудаизацией» Иерусалима.
Давайте разберемся, что все-таки произошло. Правительство суверенного государства выдало лицензию на строительство дома в пределах своей суверенной территории. Это вызвало взрыв раздражения, нет, не у палестинской администрации, у которой многолетняя вражда с этим государством, а у чиновников такого государства, как Соединенные Штаты Америки.
Полноте, не говорите мне, что строительство данного дома угрожает национальным интересам Америки. Страшно, честно говоря, подумать, что господин Барак Обама, работающий на столь ответственной должности, держит под контролем столь ничтожное строительство. Да, говорит господин Обама, я держу под контролем это строительство постольку, поскольку я заинтересован в сохранении демографического баланса. Какой баланс собирается сохранять американский президент? Он знает, какой баланс должен сохраняться в столице суверенного государства? У него есть опыт сохранения подобного баланса в столицах других суверенных государств? Что, вообще-то говоря, такое – демографический баланс? Кто его устанавливал? Кто за ним должен следить?
Вопросов множество. Ответов на них нет.
Вслед за США двадцатиквартирным домом заинтересовались и другие великие государства. Такие, как Великобритания и Россия. Правительства этих стран также выразили свою «озабоченность» тем, что евреи строят дом на двадцать квартир в столице своего государства. Что за напасть такая? Почему никого не волнует, что происходит в столицах государств, где десятилетиями длятся кровавые конфликты, где люди гибнут миллионами, где в вооруженных формированиях наравне со взрослыми участвуют двенадцатилетние дети? Никто не обращает внимание на разворовывание средств, выделяемых ООН для помощи голодающим в африканских странах. Пиратство, ставшее настоящим бичом для морского транспорта, является заботой лишь тех стран, которым принадлежат подвергшиеся нападению суда. В то время, когда все это происходит, ООН занимается проблемой глобального потепления, о котором не известно ничего, кроме того, что такая гипотеза имеет право на существование. Не будем касаться, однако, глобальных проблем, вернемся в регион. Обе стороны внутрипалестинского конфликта используют в междоусобной борьбе отнюдь не мирные средства. Сообщается о пытках и убийствах. Но это никого не интересует – милые, мол, тешатся. В Иране при расправах с оппозицией гибнут сотни людей, что также проходит мимо внимания мирового сообщества. Почему судьба дома на двадцать квартир вызывает столь неадекватный резонанс в мире?
Вообще-то говоря, об этом известно все, причем уже давно. Любые действия Израиля, которые он осуществляет на своей суверенной территории, в соответствии со своим законодательством, могут быть объявлены мировым сообществом не соответствующими серьезности ситуации. На границе с Ливаном похищают израильских солдат, через два года в обмен на крупного террориста Израилю возвращают гробы с телами этих солдат. За другого солдата, похищенного на границе с Газой, требуют выпустить из израильских тюрем около полутора тысяч террористов. И находятся люди, которые всякий раз готовы обмануться, утверждая, что иного пути, нежели идти на переговоры с террористами, попросту нет. Шум, поднятый вокруг «военных преступлений Израиля» в контртеррористической операции «Литой свинец», закончился судебным признанием того, что никаких преступлений не было. Однако обвинения не смолкают, а судебное решение остается неизвестным широкой общественности не только в мире, но и в Израиле. Что должно произойти, чтобы «прогрессивное человечество» наконец-то поняло, что Израилю противостоят не национально-освободительные движения, а передовые отряды невиданной прежде угрозы, по сравнению с которой меркнут все тоталитарные режимы прошлого? Аналогии происходящего ныне на Ближнем Востоке с тем, что происходило в 1938 году в Европе, уже навязли у всех в зубах, но от этого упомянутые аналогии не теряют свою актуальность. Неужели это не всем еще понятно?
Честно говоря, мне просто обидно, что великий американский народ впал в роковой соблазн стремления к простым решениям, вернее, к решениям, кажущимся таковыми. Известно, что за все приходится платить, и тот, кто однажды подумал, что это не так, рискует расплачиваться дважды. Все, что происходит пока что где-то далеко, может в одночасье оказаться совсем близко.
Многие американские президенты это понимали, и именно это понимание неоднократно помогало выжить миру. Но никто из этих президентов, насколько известно, никогда не занимался судьбой отдельно стоящего жилого дома. Пусть даже и рассчитанного на двадцать квартир.
comments (Total: 2)