ЭКОНОМИСТЫ и синоптики

В мире
№29 (691)

Российское правительство говорит одно, а Всемирный банк, ООН и другие международные организации – прямо противоположное. Прогнозам своих руководителей о скором выходе из кризиса и процветании мы точно не верим, но привыкли, они нас не особо раздражают. В конце концов, обманываться каждый рад, приятней же слышать хорошее и надеяться на хорошее. Плохого и так выше крыши.

Правда, про выводы Всемирного банка по телевидению не рассказывают. А они категоричны. Экономическая политика России признана антисоциальной. Нам сказали, что надо срочно поддержать бедных, увеличить детское пособие на 220 процентов, пособие по безработице - на 70 процентов, минимальную пенсию - на 20 процентов.
То есть направлять имеющиеся деньги на социальные программы, а не на помощь олигархам и бюджетные расходы.
С начала года из Резервного фонда взяли на укрепление бюджета 47 миллиардов долларов. На следующий год правительственные эксперты прогнозируют еще больший дефицит. При таких непредвиденных расходах к 2011 году Резервный фонд истощится.
“Как только это произойдет, - считает профессор экономики Константин Сонин, - нам придется занимать, что подстегнет инфляцию. Кроме того, государство слишком спокойно увеличивает свои пенсионные обязательства. Если так пойдет дальше, то к концу следующего года мы можем столкнуться с задержками и невыплатами пенсий”.
Всемирный банк призывает увеличивать пенсии, а российский профессор и нынешние считает непосильными для страны.
Есть неприкосновенный (из него уже дали деньги банкирам) Фонд национального благосостояния, он в трудный момент покроет дефицит Пенсионного фонда.
Есть еще золотовалютные резервы – 410 миллиардов долларов.
Только не за горами осень. Срочные выплаты в размере 90 миллиардов. В совокупности внешний долг российских банков и корпораций - 420,7 миллиарда долларов.
Основанную на спекуляциях, а не на производстве, тем более – не на высоких технологиях, науке, - российскую экономику все чаще называют спекулятивной. Всемирный банк определил ее падение как “рекордное”.
В высоких коридорах обиделись. Председатель Госдумы Борис Грызлов давно уже предлагает не обращать внимание на закордонных экспертов, а ориентироваться только на отечественных, которые, “безусловно, были бы под контролем соответствующих органов исполнительной власти”. Так он понимает независимую экспертизу.
Не успели переварить заключение Всемирного банка, как в начале июля Всемирный экономический форум объявил Россию одной из самых худших стран для ведения бизнеса. Мы на 109-м месте из 121-го. Впереди Мавритания, Кения, Сирия, Парагвай, Буркина-Фасо. Позади – Чад.
Во главе списка - Сингапур, Гонконг, Швейцария, Дания, Швеция, Канада, Норвегия, Финляндия, Австрия, Нидерланды... США на 16-м месте.
При этом в докладе Всемирного экономического форума отмечается, что в России неплохо развита железнодорожная система. С такой транспортной сетью только работать да работать, производить и торговать, но мешает бюрократия, бизнес не доверяет государству и боится государства.
По поводу международных связей высказался и президент США Барак Обама во время недавнего визита. Очень деликатно заметил: “Миллиарды долларов были потеряны, пущены на ветер только из-за того, что мы не обновили наши законы”. Правда, позволил себе сравнение: сейчас товарооборот между Россией и США равен товарообороту между США и Таиландом.
В 2008 году в общем российском экспорте 83 процента занимали нефть, нефтепродукты, природный газ, металлы, электроэнергия.
В 1970 году их доля составляла 35 процентов, в 1980-м – 55 процентов.
В то же время по объему добычи нефти мы отстаем от 1980 года. А по добыче газа только-только достигли уровня 1991 года.
Производство машин, оборудования, транспортных средств и их экспорт с советским периодом России и сравнивать нельзя. В 1980 их доля в общем экспорте равнялась 22 процентам, сейчас – 5 процентов. Зато соответственно увеличивается импорт – 53 процента общих закупок за рубежом составляет как раз продукция машиностроения.
За восемь лет невиданных цен на нефть доходы от ее продажи составили 1 триллион долларов!
Где он, что на него построено - не видно.
“Восемь лет сырьевой экономики отбросили Россию на 30-50 лет назад”, - делает вывод экономист Никита Кричевский.
Как теперь быть? В Госдуме с каждым днем, при поддержке народа, громче и громче говорят о национализации. “Ради сохранения рабочих мест можно и нужно преступить абстрактные парадигмы рыночной экономики, но с условием, что после выхода предприятий из кризиса государство устранится из процесса управления ими”, - предлагают более или менее умеренные.
Вчера отдали, сегодня заберем, завтра снова отдадим. Притом совершенно не разработаны механизмы, принципы как национализации, так и новой приватизации. То есть получится как всегда. Безусловно, не к выгоде страны, государства, рядового населения.
Между тем заместитель министра экономического развития Андрей Клепач недавно признался, что государство и без того контролирует уже половину экономики России. Процесс идет с 2004 года. Можно подводить предварительные итоги.
Но их не подводят. Наверно, рассчитывают на новый взлет нефтяных цен. В начале года было 32 доллара за баррель, сейчас – уже в два раза выше! А там, глядишь, и в четыре?! Значит, можно жить по-прежнему. Премьер-министр колесит по стране и раздает деньги крупным предприятиям. Об одном из них, АвтоВАЗе, месяц назад помощник президента Аркадий Дворкович сказал нечто примечательное. Он выступал с лекцией перед студентами Московской финансово-промышленной академии. Начал с шутки: “Экономистов придумали для того, чтобы на их фоне хорошо выглядели синоптики”.
Положим, явный поклеп. Дождь или жара хоть через неделю после прогноза, но наступают. Прогнозы же коллег Дворковича на протяжении последних восьми лет даже вспоминать не хочется.
А затем помощник президента привел тот самый примечательный факт: “Сейчас 26 миллиардов рублей (860 миллионов долларов) будет закачано в АвтоВАЗ... В 1998 году ослабление курса рубля в первую очередь проводилась для того, чтобы сохранить завод в Тольятти”.
То есть дефолт 1998-го – из-за АвтоВАЗа? Скоре всего - преувеличение. Но доля правды в этой совсем не шутке, наверно, есть. ВАЗ – 100 тысяч рабочих и служащих.
Ни те, десятилетней давности миллиарды, ни нынешние так и не пошли впрок. И что станется, если цена на нефть не вырастет, а деньги на поддержку неэффективных предприятий закончатся? Сто тысяч автовазовцев выйдут на улицы? Равно как и рабочие в других городах.
Очевидно, что существующей модели управления пришел конец. Путинской команде надо подобру-поздорову уходить. Уходите, пусть другие попробуют.
Только ведь не уйдут.
Значит, надо вытеснять. Или дожидаться полного, оглушительного краха.
Статья была написана, когда достоянием гласности стали фрагменты доклада Института стратегического развития. Он заканчивается так: “Отказ от “революции сверху” при определенных обстоятельствах ведет к гибели государства... Завтра может быть поздно”.

Москва


comments (Total: 13)

Нельзя оспаривать цифры!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
То ли дело хронически теряющий имя службист!Отважно сидит за океаном и изо всей мочи старается,чтоб на покинутой им родине,упаси бог,что-нибудь к лучшему не изменилось!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Очевидно, что существующей модели управления пришел конец. Путинской команде надо подобру-поздорову уходить. Уходите, пусть другие попробуют.
Только ведь не уйдут. -----------Чтобы другие экспериментаторы пришли и начали издеваться как в 90х чубайсы и гайдары. Пусть уж сегодняшние будут. Спокойней. Все вы,господа журналисты, готовы выдавать всем рецепты как жить и с кем. Где вы такие умные сидите, что вас читают только в интернете, да и то за кордоном.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

1 2
Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir