“Поймать и удержать всё то, что мимолётно”
В нью-йоркском Художественном музее Метрополитен летний сезон в разгаре. В прохладных музейных залах невиданные толпы народа. Да и не удивительно: в Мет – каскад интереснейших выставок.
Примечательно, что именно сейчас в музее одновременно две впечатляющие и, главное, высочайшего уровня фотоэкспозиции. Начнём мы наш культпоход с тех залов на втором этаже, где собраны фотографии одного из великих американских фотохудожников Гарри Виногранда.
Их 175. Американцы. Самые разные. Мужчины и женщины. Молодые и старики (им внимание особое). Прохожие на нью-йоркских улицах, хиппи (50-60-е!), рабочие и солдаты, полицейские “при деле”, бедняки и финансовые воротилы, знаменитые спортсмены и актёры в ситуациях самых необычных, а, скорее, наоборот, обычных, но не для постороннего глаза. Америка, как она есть.
Глаз у фотографа меткий на удивление, схватить момент и образно запечатлеть его, выявив характер, место в жизни, ожидания и притязания случайной даже, чаще попросту едва мелькнувшей модели, умеет он виртуознейше. К тому же подлинный мастер светотеневой моделировки. Виногранд портретирует Нью-Йорк и ньюйоркцев и сам называет себя уличным фотографом. Многие его абсолютно разные фотокартины так и названы: “Нью-Йорк”. Без уточнений и расшифровки.
Родившийся в Бронксе, Виногранд не знал происхождения давно обосновавшихся в Америке предков. Так что восходит ли редкая его фамилия к испанским поселенцам или всё-таки затаились в ней русские корни, неизвестно.
За недолгую его жизнь, а умер он, не дожив до 56, собралось больше 26 тысяч кассет, которые называют каталогом социальной жизни нации.
А ценителей, любителей и тех, кто почитает себя мастером фотографии, там же на 2 этаже, рядышком с винограндовской, ожидает ещё один сюрприз: неожиданная для зрителя подборка двух с половиной десятков чрезвычайно любопытных снимков “Фотография сокрытого”, т.е. того, что утаивалось, маскировалось, но подчинилось объективу.
Флагманским фото выставки стал настоящий шедевр Билла Василевича “Джимми Один Глаз”: удалось-таки фотографу “застукать” знаменитого гангстера. А ещё “Скерцо” Пьера-Луи Пьерсона, “Горящий дом” Джона Коэна, шедевры таких асов фотодела, как Диана Арбус, Пол Аутбридж...
А Томас Деманд на основе полицейского фотоархива даже создал коллаж - подробное изображение того подвала, где музейные воры прятали украденные картины. И взрослые, и дети от интригующих фото в восторге.
И это ещё не все фотоподарки. Прежде чем войти в залы обеих описанных фотовыставок, не пропустите в коридоре превосходные снимки Тины Модотти и Эдварда Уэстона “Мексико-Сити”, “Интерьер парикмахерской в Атланте” Питера Сикаера и совершенно изумительный, близкий по настроению лондонским пейзажам Моне портрет, да-да, именно портрет, затуманенного Лондона Роберта Фрэнка...
Спускаемся вниз в галерею Лемана. Недопустимо не увидеть рисунки титанов Ренессанса из коллекции неутомимого собирателя Роберта Лемана, чьими усилиями к зданию Мет пристроена названная его именем галерея. Через столетия и многие руки пришли к Леману и шедевры из коллекции знаменитого писателя и биографа великих, автора бесценной “Жизни художников” Джорджио Вазари. Эскизы, иллюстрации и самозначащие работы таких мастеров-мыслителей, как Леонардо да Винчи, Антонио дель Поллайоло, Антонелло да Мессина...
Они творили в тот период, когда рисунок стал почитаться отцом живописи, что и по сию пору - закон изобразительного искусства, и мы познаём тот многотрудный процесс, который предваряет создание живописного полотна. Среди 42 представленных шедевров графики и многофигурные композиции, и жанровые картины, и портреты. Библейские, мифологические, бытовые сюжеты, пополняющие наши знания о людях эпохи Возрождения. Спектр удивительных типажей, композиционные скетчи, сюжеты аллегорические...
Поражает набросок Леонардо - фигура Христа. Подчёркнутое мужество и человеческое достоинство Спасителя, его всепонимание. В наброске! Вот что такое гений. Удивительна динамика в рисунках Лоренцо Монако, высочайшая духовность у Фра Ангелико.
Но знакомство с техникой и поразительной многогранностью тематики рисунка на этом не заканчивается. В этой же галерее, опять же из ещё одной (а их множество) лемановской коллекции выдаются нам, подумайте только, - карикатуры Тьеполо. Да! Джованни Баттисты Тьеполо и его сына Доменико. Признаюсь, знала, что гениальный живописец, “великий венецианец”, как называли Тьеполо современники, отличный рисовальщик, но о том, что он ещё и замечательный карикатурист, не подозревала.
Какие карикатуры! Острые, изобретательные, беспощадные. Достаточно назвать тот “Широченный плащ”, в складках которого прячется подлость и мерзость то и дело меняющего свою личину хозяина. Или “Толстяк”. Он повернулся к зрителю спиной, но художник сумел показать, что человек он гадкий, подобострастный к власть имущим, жестокий и нетерпимый к тем, кто от него зависит. Конечно, для современников фигуры эти были узнаваемы, ну, а мы просто можем понять, что же это за люди, которые и в наше время не перевелись.
Совсем для нас необычная и по технике исполнения, и по духовной наполненности старая живопись придворных художников индийских магараджей (3 этаж, но чтобы найти, вам придётся свериться с картой выставок музея) “Рагамала: рисованный звук”. Нам действительно кажется, что картины озвучены.
Весьма, весьма впечатляюще и невероятно эмоционально: все четыре, нет, по их представлениям даже шесть сезонов, нежность и буйство природы, но главное - экспрессия любви, поэзии и героизма.
Тоже по карте найдут свою нишу и те, кто хочет полюбоваться драгоценными украшениями современных дизайнеров: Донна Шнайер передала музею свою богатую коллекцию.
Ещё настенная живопись концептуалиста Пола де Витта; 60 интереснейших работ Лукаса Самараса, предпринявшего попытку проникнуть в беспокойную людскую душу; мастерские работы, в том числе и 12 расписных экранов, японских художников периода Эдо из коллекции Файнбергов.
Так что мы знакомимся с именами ведущих американских коллекционеров и их собранными со знанием и тщанием бесценными сокровищами искусства.
И непременно вознеситесь (лифтом, естественно) на музейную крышу, где выставляется скульптура нынешних модернистов. Там вам вдобавок откроется потрясающий вид на Манхэттен.
Думаю, не надо напоминать, что музей Метрополитен находится в Манхэттене на 1000 5 авеню между 81 и 84 улицами (поезда метро 4, 5, 6 до остановки “86 Street”).
М. Шкляревская