О главных символах
В каждом штате нашей страны есть свои символы. Чего только не выбирают жители того или иного штата в виде своего символа: оружие, деревья, кусты, цветы, птицы, звери, земноводные и амфибии, пресмыкающиеся и насекомые - всего даже не перечислишь.
Традиция придумывать символы для своего государства, а каждый штат - это государство, была перенята американскими колонистами у европейцев. Первые попытки создания государственных символов относятся к периоду революции, но в основном штаты занялись своей символикой в позапрошлом веке.
Как и всё в Америке того времени, эта игра в символы сразу же оказалась чрезвычайно эклектичной.
Первые символы штатов большей частью относились к ботанике, местное население сразу же подобрало себе любимые цветы и деревья. С выбором флоры все было довольно просто: что чаще всего растет на территории штата, то и является его символом.
Так в Нью-Йорке, где создание символов относительно других штатов несколько запоздало, деревом штата стал сахарный клен, который в изобилии растет в местных лесах. Легислатура утвердила его в 1956 году – гораздо позже, чем в большинстве штатов страны. Очевидно, до этого времени жителям Имперского штата было не до того. Но зато потом с легкой руки местных законодателей дело пошло гораздо быстрее и буквально за два десятка лет у Нью-Йорка появился десяток других символов.
К сегодняшнему дню в Нью-Йорке узаконено 23 символа штата. Вот лишь некоторые из них: в категории животных главным животным штата стал бобер, в категории насекомых - божья коровка с 9 пятнами на спине.
Кстати, в соседнем Нью-Джерси главным насекомым штата является медовая пчела. Что достаточно точно отражает отношение к труду жителей Садового штата.
Процесс избрания нового символа в стране достаточно запутан. Начинается все с инициативы на местах.
К примеру, американские рыбаки – одно из самых крупных сообществ страны – приложили немало сил, чтобы в каждом штате появилась своя главная рыба. Они подавали петиции, создавали инициативные группы, в каждом штате лоббировали местных законодателей. И добились своего. Теперь в каждом штате есть своя главная рыба, а в прибрежных штатах таких даже две – пресноводная и океаническая. Как правило, главной выбирается именно та рыба, которую чаще всего в местных водоемах вылавливают любители спортивной рыбалки.
В Нью-Йорке сейчас две главные рыбы штата: это форель (brooktrout) и полосатый окунь (strippedbass), который лучше всего ловить на побережье Лонг-Айленда.
Любовь американцев к символам неисчерпаема. Каждый год проявляется новая инициатива по учреждению символов штатов. Последним трендом стали... динозавры.
Как только археологи стали находить останки динозавров, каждый штат, где находили эти кости, выбирал себе в качестве символа доисторического ящера. Сейчас в стране пять штатов, в которых динозавр является одним из символов.
Покончив с символизацией диких животных, в 60-е годы прошлого века американцы начали подбирать в качестве символа штата домашних питомцев - собак и кошек. Но оказалось, что выбор собаки штата гораздо сложнее выбора главного насекомого или главного земноводного штата. На сегодняшний день лишь одиннадцать штатов выбрали официальную собаку, а еще в трех штатах идет затянувшееся обсуждение кандидатур. В остальных штатах попытки выбрать главную собаку были провалены как по политическим, так и по конъюнктурным соображениям. Но настоящие любители собак не намерены сдаваться, и весьма возможно, что лет через десять главная собака появится в каждом штате. В конце концов, решить такую проблему местным законодателям гораздо легче.
Первым штатом, признавшим собаку своим символом, стал Мэриленд, где в 1964 году местная легислатура после непродолжительных дебатов утвердила в этой ипостаси местную породу чесапик-бей ретривер.
Эта единственный вид ретриверов, который был выведен в Америке, и, как видно из его названия, именно на побережье Мэриленда и Вирджинии.
Чесапик-бей - чисто охотничья порода, которая была специально выведена в XIXвеке. Эта собака предназначена для того, чтобы приносить хозяину добычу из воды. Неутомимый труженик и замечательный друг. Достаточно успешный опыт местных бридеров и вполне соответствует духу этого штата.
Почин Мэриленда был поддержан Пенсильванией, которая выбрала своей официальной породой немецкого дога.
Нужно отметить, что в упорной борьбе с одной из самых популярных в стране пород - биглом - победа далась догу нелегко.
Выбор главной собаки штата зависит от двух основных критериев. Первый – порода была выведена в штате первыми поселенцами или их потомками, вторым критерием является историческое значение той или иной породы собаки в жизни первых колонистов или их потомков.
Бигл и немецкий дог соответствовали второму критерию отбора: обе породы были завезены в Новый свет еще в XVIIвеке первыми колонистами. Обе породы проявили себя как замечательные охотники, но у дога выявилось одно преимущество: он не только охотничья, но и служебная собака, которую местные колонисты использовали в сторожевых целях. Так что не удивительно, что предпочтение было отдано ему.
Выведенным в Америке породам гораздо проще стать «штатной собакой». Еще одним примером скорого выбора главной собаки является Массачусетс, где местные власти признали главной собакой штата бостонского терьера.
Эта смесь английского бульдога с английским терьером была выведена в Бостоне в конце XIXвека. Абсолютно очаровательный пес, который в 60-е годы прошлого века входил в десятку самых популярных пород страны по версии Американского клуба кинологов. Вполне достойный символ для «штата заливов», где местные жители любят повторять, что именно здесь возникла первая колония в Америке. А в Бостоне был выведен первый американский терьер.
Забавная история произошла во время выбора собаки штата на Аляске.
Все началось с того, что местная девочка Пейдж Хилл из старшей группы детского сада обратилась к местным законодателям с просьбой о том, чтобы они признали местную породу лайки – маламут – официальным символом штата.
Маламут относительно других американских собак – абориген, он был выведен местным эскимосским племенем маламьют в качестве ездовой собаки. Эта выносливая и морозоустойчивая порода вместе с хаски используется во время знаменитой гонки на собачьих упряжках Айдитадор (протяженность 1161 миля), которая ежегодно привлекает сотни участников и десятки тысяч зрителей. Именно там, а не на Вестминстерском собачьем шоу, можно увидеть маламута во всей красе. А он по-настоящему красив.
Письмо девочки может быть и не привлекло бы внимания законодателей, если бы его не перепечатала местная газета. Тут уж политикам деваться было некуда и, проволынив года три, маламута все же утвердили главной собакой Аляски.
В списке собак-символов есть еще одна ездовая собака – чинук, которую, наверное, можно назвать самой уникальной породой в стране. Собак этой породы крайне мало, в начале тысячелетия она была признана книгой рекордов Гиннесса самой редкой собакой в США.
Чинук – специальная полярная ездовая собака – была выведена из дворняжек неизвестного происхождения известным полярным путешественником Артуром Тредвеллом в Нью-Гемпшире. Тредвелл хотел вывести собаку, которая была бы сильнее и выносливей хаски, и это ему удалось.
Впрочем, у собачников чинук никогда не пользовался особой популярностью. Эту породу долго не хотели признавать в Американском обществе кинологов, поэтому количество особей этой породы составляло всего несколько десятков экземпляров. Однако после того, как школьники из местного городка Бедфорд предложили сделать чинук официальной собакой Нью-Гемпшира, в его судьбе наметились изменения. Существование чинука признали кинологи, у собаки появились поклонники, и его популяция в стране увеличилась до нескольких сотен особей.
Кстати, многие собаки, ставшие символом своего штата, малоизвестны широкому кругу собачников как в Америке, так и во всем мире. К таким малоизвестным знаменитостям можно причислить символ Северной Каролины - гончую плоттхаунд.
Происхождение этой собаки достаточно туманно, скорее всего, ее предки были завезены в страну из Германии, где они до сих пор используются в охоте на кабанов, в середине XVIIIвека. Это единственная американская гончая, у которой нет английских корней.
Хозяин собак Йоханнес Плотт, оценив их уникальные охотничьи способности, занялся разведением породы в Северной Каролине, где он открыл собственный завод. До сих пор остается загадкой, с кем он скрещивал немецкий прототип, но в XVIII- XIXвеках плоттхаунд приобрел широкую популярность у американских охотников. К сожалению, с падением популярности псовой охоты плоттхаунды оказались забыты. Сейчас их разводят только в Северной Каролине и количество их невелико.
«Штатной собакой» Вирджинии избран американский фоксхаунд, охотничья собака, происходящая от английских фоксхаундов, привезенных в Америку в 1650 году Робертом Бруком. Они разводились семьей Бруков на протяжении трех столетий. В 1770 году Джордж Вашингтон (будущий первый президент) выписал гончих из Великобритании, в 1785 получил в подарок от маркиза Лафайета нескольких французских гончих. Все эти гончие скрещивались с английскими фоксхаундами Бруков, а также гончими вроде керри-бигла из Ирландии.
В результате получилась отличная гончая - американский фоксхуанд - более легкая и стремительная, чем английский фоксхаунд, которая отлично работает как в стае, так и самостоятельно.
В 1985 году штат Висконсин выбрал своей официальной собакой американского водного спаниеля.
Уже в XVIIIвеке эти собаки использовались для охоты в Миннесоте и Висконсине. Некоторые кинологи полагают, что американский спаниель выведен путем скрещивания ирландского водного спаниеля и курчавошерстного ретривера. В результате получилась выдающаяся охотничья собака, с которой можно охотиться в лесу, болотах, на озерах и реках. С водным спаниелем можно охотиться не только на птиц, но и на зайцев.
К сожалению, как и плоттхаунд, эта собака мало известна в Америке и за ее пределами, а потому популяция ее сокращается. В конце прошлого века в США было зарегистрировано чуть больше 200 американских водных спаниелей.
Самой первой собакой, выведенной европейцами в Новом Свете считается катахула или как ее теперь официально называют - луизианская леопардовая катахула.
Точных сведений, от каких собак произошла эта порода, кого с кем скрестили, чтобы получить именно такую необычайно умную собаку, неизвестно. По одной из версий, в скрещивании задействовали испанских бойцовых догов, а также несколько местных пород, которые использовали индейские племена. Но откуда тогда во внешнем облике леопардовой собаки висячие уши гончих, а также другие их отличительные признаки - непонятно.
По другой версии, которая также имеет право на существование, леопардовая катахула имеет общие черты с диким волком, с которым была скрещена. На этот факт указывают светлые глаза и характерный пятнистый окрас, который присущ американским волкам.
Но и это не все: катахула, выведенная не то индейцами, не то испанцами, постоянно с кем-то скрещивалась.
Так, например, в XVIIIвеке французы, прибывшие в Луизиану, привезли с собой собак породы босеронов. В результате скрещивания местные катахулы получили необычный окрас под названием мерль, а также голубые или разноцветные глаза, которые смотрятся очень эффектно и так характерны для луизианской породы.
Что касается прямого предназначения катахул, в первую очередь эти собаки используются для тяжелой сторожевой работы, которая связана с загоном свиней, а также другого скота. У леопардовой собаки имеется особенный дар, позволяющий решать данные вопросы. Кроме того, группа из трех собак способна пройти по следу и обнаружить пропавшее животное. Фермеры Луизианы до сих пор используют этих собак в качестве сторожей для крупного рогатого скота.
Главная собака Южной Каролины – спаниель Бойкина, - довольно редкая порода, выведенная в штате местным заводчиком Витакером Бойкиным в начале ХХ века. Спаниель Бойкина – результат скрещивания нескольких пород спаниеля, и этот микс получился на удивление удачным. Спаниель Бойкина не только отличный охотник, но и замечательная домашняя собака.
И, наконец, главной собакой Техаса была выбрана местная порода блю лейси, которая больше всего напоминает обыкновенную дворнягу.
По сути, она и есть окультуренная дворняга, в которой смешались самые различные крови.
Свое название порода получила в честь семьи Лейси из округа Бернет, Техас. Собака представляла собой смесь койота, борзой и гончей, так что вполне могла быть символом этой разношерстной семейки. Но стала символом Техаса, который также смешал в себе все черты американского юга.
Братья Фрэнк, Джордж, Эвин и Гарри Лейси перебрались в Техас в 1858 году, собак блю-лейси они использовали для охоты на диких свиней. Кроме того, естественный пастуший инстинкт этих собак позволял им работать сторожами. Оказалось, что для ранчо эта помесь койота незаменима. Сейчас эту необычайно умную собаку можно встретить не только в Техасе.
Как мы уже писали, выбор собаки штата – задача нелегкая. В нескольких штатах страны было проведено множество кампаний по выдвижению пород-символов, но этот порыв ничем не закончился.
В Джорджии выбрать официальную породу собаки пытаются с 1991 года. Но ни местные жители, ни законодатели так и не смогли прийти к единому мнению. Часть местного населения считает, что собакой штата должен стать золотистый ретривер, которого завезли сюда колонисты в XVIIIвеке, другие настаивают на том, что символом штата должен стать бульдог, который уже давно стал символом местного университета. Пока же место собаки штата остается вакантным.
Похожая ситуация сложилась в штате Вашингтон, где в 2004 году местные законодатели отказались утвердить собакой штата сибирскую хаски (лайку). Несмотря на попытки местных активистов пробить этот вопрос, легислатура так и не стала рассматривать вопрос о выборе символа штата.
В Нью-Йорке попытки выбрать собаку штата происходили несколько раз. Первый раз, в 2006 году, конгрессмен Винсент Игницио предложил выбрать в качестве собаки штата йоркширского терьера. В то время йорки был одной из самых популярных собак в городе Нью-Йорк, что и заметили коллеги Игницио. Выбор собаки был отложен за неимением бесспорной кандидатуры.
В 2011 году пара законодателей предложила избрать собакой штата дворнягу из собачьего шелтера. По мнению законодателей, это должно было символизировать любовь жителей штата к животным и их способность всегда прийти им на помощь.
Кстати, в 2013 году, руководствуясь теми же мотивами, законодатели в Колорадо признали символом штата спасенную собаку.
В Нью-Йорке, к счастью, от такого концептуального символизма отказались. И пока штат остается без своей собаки. Так что есть шанс предложить свою породу, которая бы символизировала наш штат.
М. Ветров