Вурхиз-авеню
Почему Брайтон зовётся Брайтоном? Какой секрет таится в названии Эммонс-авеню? В чем провинился человек, давший название Фултон-стрит? И кто такие Крапси, Бенсон, Белмонт, Кнапп и Мермэйд, в честь которых названы улицы? На все эти вопросы вы сможете найти ответы в нашей рубрике, посвящённой истории названия нью-йоркских улиц.
Легендарный голландский иммигрант Стивен Коурт ван Вурхиз (1600 - 1677) является патриархом самого большого потомства в Соединённых Штатах. Сегодня эту фамили носят более 55 тысяч американцев, и каждый из них считает своим дальним предком именно Стивена Коурта.
Фамилия знаменитого голландца настолько авторитетна и аристократична, что её носители основали Ассоциацию ван Вурхиз (Thе Vаn Voorhееs Assоciation). Пополнить ряды организации очень непросто. Каждый претендент должен представить достоверные факты своей генеалогической связи с прародителем. Впрочем, обо всём по порядку...
Ван Вурхиз решил перебраться в Америку в 60-летнем возрасте. Историки до сих спор спорят, что именно подвигло взрослого человека к непредсказуемому переезду. В середине XVII века иммиграцию прозвали «приключением для молодых», и каждый пожилой пассажир, следовавший рейсом Нидерланды – Новый Амстердам, вызывал подозрение.
Развивающейся европейской колонии нужны были физически крепкие, сильные люди, готовые работать по 18 – 20 часов в день.
Одна из версий гласит, что протестант-реформист Ван Вурхиз опасался религиозных гонений в Европе, а также земельной реформы, в ходе которой все частные владения могли отойти государству. Будучи простым фермером, он за бесценок продал свою землю (порядка пятидесяти акров) и купил билет до Америки. Всё его имущество уместилось в небольшом холщовом мешке.
В Новом Амстердаме Ван Вурхиз купил небольшой участок земли, на котором стал выращивать овёс и кукурузу. Поскольку голландец очень не любил наличные деньги и финансовые сделки, он предпочитал обменивать выращенные злаки на продукты и необходимые вещи. Даже с рабочими на своей ферме он расплачивался исключительно сельскохозяйственной продукцией.
Благодаря своей доброте и щедрости Ван Вурхиз быстро прославился в среде голландских иммигрантов. Он вёл аскетичный образ жизни, посвящая свободное время изучению Библии и протестантским проповедям. «Цель жизни любого человека заключается в совершении добрых дел, - говорил Вурхиз. – Помогайте нуждающимся людям каждый день и никогда ничего не просите взамен...»
После того как Стивен Коурт ван Вурхиз обжился в иммиграции, к нему приехали жена и сыновья. Они были приятно удивлены тем высоким положением, которое занимал глава семейства. На встречи с голландцем приезжали видные чиновники, бизнесмены и общественные деятели Нового Амстердама. Самое интересное, что Ван Вурхиз не занимал какой-либо высокой должности. На всех мероприятиях он представлялся как «уроженец Нидерландов Ван Вурхиз, глубоко верующий в Бога».
Часть историков считает, что голландец прославился благодаря своей харизме и тонкому психологическому чутью. Он находил общий язык даже с атеистами-англичанами, которые ненавидели религиозных европейцев.
В 1664 году Ван Вурхиз пожертвовал весь свой урожай сиротскому приюту, принадлежавшему немецкой семье, что вызвало настоящий скандал. Нидерландцы сочли его поступок предательством, открыто заявив, что он поддерживает врагов-конкурентов. Тогда филантроп выступил на городской площади с речью, которая впоследствии вошла в историю как «примирительная проповедь». Ван Вурхиз сказал: «Мы – братские народы и нам нечего делить. Своей ненавистью к окружающим вы губите собственную жизнь. Каждый из нас должен помогать в первую очередь людям, и совсем неважно, из какой страны эти люди приехали...»
Ван Вурхиз исполнял неофициальные функции третейского судьи Нового Амстердама. Отчаявшиеся люди приходили к нему за помощью и советом. Голландец выводил их из депрессии, отговаривал от необдуманных поступков. В 1667 году Ван Вурхиз спас от самоубийства мать четверых детей, уличённую мужем в измене. Спасённая женщина отправила письмо с благодарностью мэру Томасу Делавеллу, в котором просила как-нибудь поощрить спасителя.
Градоначальник ответил: «Мы все очень рады, что в нашем городе проживает такой замечательный человек, как Стивен Коурт ван Вурхиз. Мы уже давно хотим сделать для него что-нибудь очень приятное. Вот только каждый раз он нас опережает...»
Кстати, письмо Делавелла к «несостоявшейся самоубийце» сегодня хранится в частной коллекции. Оно лишний раз подчёркивает историческую значимость личности Ван Вурхиза.
В начале 70-х годов XVII века голландцу предложили возглавить одну из реформаторских церквей Нового Амстердама, что он сделал с большой охотой. Радостная новость быстро облетела нидерландских колонистов, и количество прихожан в церкви Ван Вурхиза увеличилось почти в 20 раз.
Особо стоит отметить, что голландец был одним из самых толерантных религиозных деятелей Америки XVII века. Он никогда никому ничего не навязывал и с большим уважением относился к представителям других конфессий. «Путей познания истины очень много, и все они ведут к Богу, - говорил проповедник.
Ван Вурхиза обожал и мэр Джон Лоуренс, правивший в 1673 – 1675 годах. Он был одним из немногих, кто называл голландца исключительно по имени. «Одна мысль о том, что Стивен находится где-то рядом, поднимает мне настроение, - говорил градоначальник. – Его доброта ощущается на расстоянии...»
Один раз в неделю Лоуренс и Ван Вурхиз катались на лошадях в лесу, разговаривая о насущных делах. Историки считают, что советы проповедника повлияли на сотни городских законопроектов. Причём голландец никогда не говорил с чиновниками на темы, связанные с казнями, строительством тюрем, судебными процессами и другими делами, где есть место человеческой боли и страданиям.
В 1676 году Ван Вурхиз посоветовал властям закрыть ряд дорогих городских магазинов и ресторанов: «В нашем городе огромное количество нищих, бездомных и больных. У них нет возможности заработать на кусок хлеба. Вместо того чтобы протянуть им руку помощи, вы тратите деньги на излишества...»
Не прошло и нескольких часов, как заведения были закрыты, а их владельцы поставлены перед необходимостью оказания благотворительной помощи нуждающимся. К сожалению, чиновники не всегда воспринимали мудрые слова Ван Вурхиза правильно и порой бросали в тюрьмы тех, кого проповедник мягко упрекнул в излишней любви к деньгам.
Смерть 77-летнего голландца стала потрясением для всего города. В один день сотни жителей потеряли друга, наставника, советчика и просто очень доброго человека. На скромные, но хорошо организованные похороны Ван Вурхиза пришли даже коренные индейцы, так как голландец был ярым сторонников дружбы между всеми народами, населяющими Северную Америку. В своё время он прожил несколько месяцев с индейцами племени ленапе, чтобы донести до европейских колонистов традиции и культуру коренных народов.
Исследователи часто любят называть Ван Вурхиза «человеком, который заработал авторитет добрыми делами». Это действительно так. На своём примере голландец показал, что для всеобщей любви достаточно доброты. Блестящее образование, «капиталистическая хватка», материальные богатства – всё это меркнет перед открытой доброй душой, всегда готовой прийти на помощь.
В заключение приведу один интересный факт: регулярные исследования лингвистических организаций Америки показывают, что жители Соединённых Штатов доверяют людям с фамилией Ван Вурхиз больше, чем обладателям других голландских фамилий. Оно и понятно: легендарный прародитель заложил в своих потомков идеи равенства, взаимопомощи, любви и добродетели...