“Папа обещал прилететь следующим рейсом...”
В мире
Среди грехов, в которых грузинская оппозиция обвиняет власти, один из главнейших – политзаключенные в тюрьмах. Омбудсмен Созар Субари отправил главному прокурору Минюста материалы, собранные им о политических преследованиях, и категорически потребовал изучить их. Но власти продолжают заявлять, что посаженных «за политику» в стране нет, и даже не сочли нужным участвовать в дискуссиях “круглого стола” «Политзаключенные в Грузии: миф или реальность?». А ведь именно там можно было опровергнуть обвинения оппозиции.
Лейбористы, например, заявили, что «несколько тысяч являются незаконными заключенными, а несколько десятков - политзаключенными». Консерваторы более конкретны: по их данным, по политическим мотивам за решеткой сидят 25 человек. А адвокаты утверждали, что противников власти арестовывают, подбрасывая наркотики с оружием, и «если такая практика продолжится, число политзаключенных в стране увеличится».
Речь идет, в основном, о «местном контингенте». Но среди тех, кого считают задержанными по политическим мотивам, есть человек с двойным гражданством и громкими званиями, на счету которого немало добрых дел. Правда, совершены они на территории нынешнего главного врага Грузии – России.
Зовут этого человека Владимир Вахания. Он окончил русскую школу в родном Зугдиди и юрфак Ленинградского университета, последние 30 лет живет в России, работал в прокуратуре. С одинаковым успехом занимается и бизнесом, и наукой, и общественными делами. А лучше всего академика, доктора юридических наук, лауреата премии имени Ломоносова за достижения в области науки и образования и кавалера ордена “За заслуги перед Отечеством” III степени знают в Подмосковье. Особенно – бывшие военные. Именно Вахания, возглавляющий профсоюз военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Московской области, организовал марш-поход бесквартирных офицеров «Смоленск–Москва» и Всероссийскую конференцию по проблемам обеспечения жильем военнослужащих. Именно он к 60-летию Победы над фашизмом провел беспрецедентную международную миротворческую акцию «Нет - горячим точкам на Кавказе!». Ее участники принесли в Москву землю с могил Героев Советского Союза Егорова и Кантария, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом. А еще Вахания – один из инициаторов и организатор создания в Истринском районе самой грандиозной в России скульптурной композиции, посвященной 65-летию битвы под Москвой.
Но этим общественная активность академика-юриста не ограничилась - он много и на различных уровнях высказывался о российско-грузинских отношениях. Сначала заявлял, что эти отношения осложнились из-за “неадекватной политики Шеварднадзе”, и призывал создать “новый союз, основанный на новых реалиях”, так как СНГ себя не оправдало. Но потом стал критиковать и стремление Грузии в НАТО, и еще многое в политике нынешнего тбилисского руководства. В общем, как говаривали в советских «органах», распустил язык.
Но при всей своей активности на российской почве Владимир Виссарионович стремился не отрываться от родных корней и каждый год ездил с семьей в Зугдиди. Вот и в прошлом году он приехал туда – как раз к августовской войне с Россией. Правда, было и приятное событие – ему дали грузинское гражданство, о котором он до того ходатайствовал и которое предоставляется специальным, «индивидуальным» указом президента.
Однако, став гражданином родины, Вахания вновь непатриотично распустил язык – стал критиковать действия грузинских властей в минувшей войне. Казалось, «око государево» не замечает этого. Но уже в октябре, когда Вахания с женой и тремя детьми шел в самолет, чтобы через Киев лететь в Москву, его, прошедшего и таможенный, и пограничный контроль, сняли с рейса прямо в нейтральной зоне тбилисского аэропорта. Владимир решил, что произошла какая-то ошибка, пообещал семье прилететь следующим рейсом и отправился на «разборку». Потом он рассказывал, что беседовал с ним человек в черном костюме, пытавшийся выяснить принадлежность академика к российским спецслужбам. Так и сказал: «Признавайтесь, что вы русский шпион, и вам же будет лучше!». Признания не последовало, и у Вахания отобрали не только российский паспорт, но и совсем новенький грузинский. А потом отпустили на все четыре стороны.
Впрочем, путь у оставшегося без документов и мобильника академика был лишь в одну сторону – в родовой дом на берегу Ингури. И, сидя там фактически под домашним арестом, Вахания стал писать во все инстанции – от президента до МИДа, задавая лишь один вопрос: на каком основании у него отобрали документы и не выпускают из страны? Ответ пришел только из МВД, но зато какой: «На запрос от 2 декабря 2008 года сообщаем, что Владимир Вахания, 1954 года рождения, не находится в розыске»! По словам академика, все остальные заявления остались в Тбилисской прокуратуре без движения, а за ним начали вести слежку, прослушивать разговоры и угрожать.
Но бывший замдиректора Московского института международного права, баллотировавшийся в 2003 году в депутаты Госдумы, не пожелал быть мальчиком для битья. Он организовал в Зугдиди митинг в свою защиту, начал критически выступать в прессе, а потом и вовсе создал политическую партию «Единая Грузия». И тогда к нему пришла журналистка из зугдидской районной газеты, беседа с которой завершилась... тюремной камерой. Акула пера заявила в полицию, что Вахания отобрал у нее магнитофонную кассету с записью собственного интервью, и немедленно было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное воспрепятствование журналистам в осуществлении ими профессиональной деятельности».
А кассету полиция решила вернуть пострадавшей и для этого провела операцию, которой могут позавидовать карабинеры, обнаружившие главарей сицилийской мафии. Около двухсот спецназовцев в масках окружили дом, ворвавшись в него, уложили всех на пол, матерясь, лупили прикладами попадавшихся под руку соседей, устроили повальный обыск. Наконец, раздалось: «Нашли, нашли!». И вместо кассеты из-под матраса были извлечены... автомат Калашникова и 2 гранаты. Шпиона Вахания увезли в наручниках, добавив ему еще и статью о «приобретении и хранении огнестрельного оружия». А произошло все это как раз перед началом широкомасштабных антиправительственных акций и странным образом совпало с утверждением властей, что их противникам помогают российские спецслужбы.
Сейчас грузинская пресса пытается определить, что же в деятельности автора более 40 научных трудов и книг возбудило подозрения о том, что он – шпион. Может, спрашивает информагентство РИА Новости, то, что в последние годы из-под его пера вышли в Москве книги с «подозрительными» названиями: «Личная секретная служба Сталина», «Финансовые разведки мира» и «Террор и заговоры в России»?
Кое-кто припомнил и о студенческой жизни ученого – примерно в одно время с ним на юридическом факультете ЛГУ учился Владимир Путин.
Еще в марте суд приговорил академика к двум месяцам предварительного заключения. Сейчас – уже июнь. Но и в тбилисской тюрьме №1 Вахания не успокоился – отправил прямо из узилища открытое письмо грузинской диаспоре в России, озаглавив его «Ваш голос нужен Родине!». Рассказывая о своих злоключениях, он сообщает, что «во время бандитской, так называемой спецоперации избили ни в чем не повинных соседей и друзей, варварски переполошили отчий дом, изуродовали мебель, вырвали стены и лишь через час объявили о проведении обыска, изъяв вещи, аппаратуру и деньги, не имеющие никакого отношения к сфабрикованному делу».
«Как профессиональный юрист, имеющий прокурорскую и адвокатскую практику», он утверждает, что в этом деле подписи подделаны, а свидетели запугиваются, «так как нет неопровержимых доказательств не только их невиновности, но непричастности к делу». Что ему «в нарушение всех международных норм и самой Конституции Грузии незаконно воспрепятствовано свободное передвижение в страну», где проживают его жена и трое несовершеннолетних детей, которых он уже не видел много месяцев». А еще он заявляет, что ему и его адвокатам «известны все лица, совершившие незаконные и бессовестные действия»: «Всех сегодня не назову, но... представляю человека, первоначально совершившего ложный, бессовестный донос из личных мотивов. Это - консул Грузии в России Зураб Патарадзе». Заканчивается же письмо так: «Мой частный случай, возможно, не представляет большого интереса, но сегодня в Грузии это носит массовый характер».
Московские грузины откликнулись на это обращение и провели пикет у консульства Швейцарии, представляющего интересы Грузии в Российской Федерации. Некоторые из них демонстративно надели на себя арестантские полосатые “робы”. Швейцарцам передана просьба к властям их страны - поспособствовать скорейшему освобождению академика. А другая москвичка - 6-летняя Саломэ Вахания - уже 9-й месяц каждый день спрашивает маму: «Почему папа не приезжает? Он же обещал прилететь следующим рейсом....».
Лейбористы, например, заявили, что «несколько тысяч являются незаконными заключенными, а несколько десятков - политзаключенными». Консерваторы более конкретны: по их данным, по политическим мотивам за решеткой сидят 25 человек. А адвокаты утверждали, что противников власти арестовывают, подбрасывая наркотики с оружием, и «если такая практика продолжится, число политзаключенных в стране увеличится».
Речь идет, в основном, о «местном контингенте». Но среди тех, кого считают задержанными по политическим мотивам, есть человек с двойным гражданством и громкими званиями, на счету которого немало добрых дел. Правда, совершены они на территории нынешнего главного врага Грузии – России.
Зовут этого человека Владимир Вахания. Он окончил русскую школу в родном Зугдиди и юрфак Ленинградского университета, последние 30 лет живет в России, работал в прокуратуре. С одинаковым успехом занимается и бизнесом, и наукой, и общественными делами. А лучше всего академика, доктора юридических наук, лауреата премии имени Ломоносова за достижения в области науки и образования и кавалера ордена “За заслуги перед Отечеством” III степени знают в Подмосковье. Особенно – бывшие военные. Именно Вахания, возглавляющий профсоюз военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Московской области, организовал марш-поход бесквартирных офицеров «Смоленск–Москва» и Всероссийскую конференцию по проблемам обеспечения жильем военнослужащих. Именно он к 60-летию Победы над фашизмом провел беспрецедентную международную миротворческую акцию «Нет - горячим точкам на Кавказе!». Ее участники принесли в Москву землю с могил Героев Советского Союза Егорова и Кантария, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом. А еще Вахания – один из инициаторов и организатор создания в Истринском районе самой грандиозной в России скульптурной композиции, посвященной 65-летию битвы под Москвой.
Но этим общественная активность академика-юриста не ограничилась - он много и на различных уровнях высказывался о российско-грузинских отношениях. Сначала заявлял, что эти отношения осложнились из-за “неадекватной политики Шеварднадзе”, и призывал создать “новый союз, основанный на новых реалиях”, так как СНГ себя не оправдало. Но потом стал критиковать и стремление Грузии в НАТО, и еще многое в политике нынешнего тбилисского руководства. В общем, как говаривали в советских «органах», распустил язык.
Но при всей своей активности на российской почве Владимир Виссарионович стремился не отрываться от родных корней и каждый год ездил с семьей в Зугдиди. Вот и в прошлом году он приехал туда – как раз к августовской войне с Россией. Правда, было и приятное событие – ему дали грузинское гражданство, о котором он до того ходатайствовал и которое предоставляется специальным, «индивидуальным» указом президента.
Однако, став гражданином родины, Вахания вновь непатриотично распустил язык – стал критиковать действия грузинских властей в минувшей войне. Казалось, «око государево» не замечает этого. Но уже в октябре, когда Вахания с женой и тремя детьми шел в самолет, чтобы через Киев лететь в Москву, его, прошедшего и таможенный, и пограничный контроль, сняли с рейса прямо в нейтральной зоне тбилисского аэропорта. Владимир решил, что произошла какая-то ошибка, пообещал семье прилететь следующим рейсом и отправился на «разборку». Потом он рассказывал, что беседовал с ним человек в черном костюме, пытавшийся выяснить принадлежность академика к российским спецслужбам. Так и сказал: «Признавайтесь, что вы русский шпион, и вам же будет лучше!». Признания не последовало, и у Вахания отобрали не только российский паспорт, но и совсем новенький грузинский. А потом отпустили на все четыре стороны.
Впрочем, путь у оставшегося без документов и мобильника академика был лишь в одну сторону – в родовой дом на берегу Ингури. И, сидя там фактически под домашним арестом, Вахания стал писать во все инстанции – от президента до МИДа, задавая лишь один вопрос: на каком основании у него отобрали документы и не выпускают из страны? Ответ пришел только из МВД, но зато какой: «На запрос от 2 декабря 2008 года сообщаем, что Владимир Вахания, 1954 года рождения, не находится в розыске»! По словам академика, все остальные заявления остались в Тбилисской прокуратуре без движения, а за ним начали вести слежку, прослушивать разговоры и угрожать.
Но бывший замдиректора Московского института международного права, баллотировавшийся в 2003 году в депутаты Госдумы, не пожелал быть мальчиком для битья. Он организовал в Зугдиди митинг в свою защиту, начал критически выступать в прессе, а потом и вовсе создал политическую партию «Единая Грузия». И тогда к нему пришла журналистка из зугдидской районной газеты, беседа с которой завершилась... тюремной камерой. Акула пера заявила в полицию, что Вахания отобрал у нее магнитофонную кассету с записью собственного интервью, и немедленно было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное воспрепятствование журналистам в осуществлении ими профессиональной деятельности».
А кассету полиция решила вернуть пострадавшей и для этого провела операцию, которой могут позавидовать карабинеры, обнаружившие главарей сицилийской мафии. Около двухсот спецназовцев в масках окружили дом, ворвавшись в него, уложили всех на пол, матерясь, лупили прикладами попадавшихся под руку соседей, устроили повальный обыск. Наконец, раздалось: «Нашли, нашли!». И вместо кассеты из-под матраса были извлечены... автомат Калашникова и 2 гранаты. Шпиона Вахания увезли в наручниках, добавив ему еще и статью о «приобретении и хранении огнестрельного оружия». А произошло все это как раз перед началом широкомасштабных антиправительственных акций и странным образом совпало с утверждением властей, что их противникам помогают российские спецслужбы.
Сейчас грузинская пресса пытается определить, что же в деятельности автора более 40 научных трудов и книг возбудило подозрения о том, что он – шпион. Может, спрашивает информагентство РИА Новости, то, что в последние годы из-под его пера вышли в Москве книги с «подозрительными» названиями: «Личная секретная служба Сталина», «Финансовые разведки мира» и «Террор и заговоры в России»?
Кое-кто припомнил и о студенческой жизни ученого – примерно в одно время с ним на юридическом факультете ЛГУ учился Владимир Путин.
Еще в марте суд приговорил академика к двум месяцам предварительного заключения. Сейчас – уже июнь. Но и в тбилисской тюрьме №1 Вахания не успокоился – отправил прямо из узилища открытое письмо грузинской диаспоре в России, озаглавив его «Ваш голос нужен Родине!». Рассказывая о своих злоключениях, он сообщает, что «во время бандитской, так называемой спецоперации избили ни в чем не повинных соседей и друзей, варварски переполошили отчий дом, изуродовали мебель, вырвали стены и лишь через час объявили о проведении обыска, изъяв вещи, аппаратуру и деньги, не имеющие никакого отношения к сфабрикованному делу».
«Как профессиональный юрист, имеющий прокурорскую и адвокатскую практику», он утверждает, что в этом деле подписи подделаны, а свидетели запугиваются, «так как нет неопровержимых доказательств не только их невиновности, но непричастности к делу». Что ему «в нарушение всех международных норм и самой Конституции Грузии незаконно воспрепятствовано свободное передвижение в страну», где проживают его жена и трое несовершеннолетних детей, которых он уже не видел много месяцев». А еще он заявляет, что ему и его адвокатам «известны все лица, совершившие незаконные и бессовестные действия»: «Всех сегодня не назову, но... представляю человека, первоначально совершившего ложный, бессовестный донос из личных мотивов. Это - консул Грузии в России Зураб Патарадзе». Заканчивается же письмо так: «Мой частный случай, возможно, не представляет большого интереса, но сегодня в Грузии это носит массовый характер».
Московские грузины откликнулись на это обращение и провели пикет у консульства Швейцарии, представляющего интересы Грузии в Российской Федерации. Некоторые из них демонстративно надели на себя арестантские полосатые “робы”. Швейцарцам передана просьба к властям их страны - поспособствовать скорейшему освобождению академика. А другая москвичка - 6-летняя Саломэ Вахания - уже 9-й месяц каждый день спрашивает маму: «Почему папа не приезжает? Он же обещал прилететь следующим рейсом....».
comments (Total: 29)