Небрежность? Беспечность?
Члены юридического комитета Сената пришли к выводу, что в действиях служащих (supervisors) ФБР, призванных тщательно изучать донесения агентов с мест, а также адвокатов ведомства, дающих экспертное заключение по применению к подозреваемым статей уголовного кодекса, присутствовало трудно объяснимое желание не заниматься всерьез делом Закариаса Муссауи – единственного оставшегося в живых подельника угонщиков-самоубийц, совершивших серию терактов 11 сентября.[!] Более того, и другие сигналы, связанные с возможной подготовкой теракта, были проигнорированы.
Для сенаторов остается загадкой, чем была вызвана столь явная обструкция, почему агенту из Миннесоты, в поле зрения которого попал террорист, запретили провести обыск в его доме. В ФБР объясняют действия своих офицеров тем, что против Муссауи не было серьезных улик. А раз так, то и обыск представлялся преждевременным. Подобные аргументы не выдерживают никакой критики. Адвокаты ведомства отлично знали, что в их распоряжении имеется закон под названием FISA – Foreign Intelligence Surveillance Act, принятый еще в 1978 году. Согласно закону, для проверки угрожающих безопасности США подозреваемых достаточно даже незначительных улик. Кто знает, как бы повернулось дело, если бы информация, которая находилась в компьютере Муссауи, была вовремя изучена. А касалась она больших пассажирских самолетов, графика их движения, использования небольших самолетов, применяемых для опыления полей, а также номеров телефонов сообщников в Германии – членов «Аль-Каеды».
«Эти данные вкупе с другими могли заранее пролить свет на действия террористов, - заявил член сенатского юридического комитета, республиканец Ален Спектор. - Мне трудно понять, почему не последовала реакция на донесение агента из Миннесоты, а также агента из Финикса, который обращал внимание начальства на заметный рост учащихся летных школ из арабских стран? Как можно было не отреагировать на совещание террористов в Малайзии, среди которых присутствовали и будущие исполнители акции 11 сентября?»
Трудно сказать, к каким выводам придет директор ФБР оберт Мюллер и последуют ли увольнения офицеров его ведомства, на которых настаивают члены сенатского юридического комитета. Хотя в его отчете конкретные лица не названы, указаны занимаемые ими должности, среди которых и руководитель отдела по борьбе с исламскими радикалами.