Музейная Миля: День открытых дверей
Итак, дорогие друзья, мы все, как и многие нью-йоркцы и почитатели музеев из разных американских штатов и из-за океана, с нетерпением ждём знаменательный этот день - Праздник Музейной Мили. Во вторник, 10 июня (ежегодно - это второй июньский вторник, возьмите на заметку!), как всегда бурно, весело и чрезвычайно интересно будет он отмечаться в 36-ой раз, потому что в начале июня 1978 года тот самый знаменитый, девятью мирового масштаба музеями украшенный кусок 5 авеню официально назвали Музейной Милей. После того, как эти 1600 метров - от 82 до 104 - уже много лет без всякого официоза называли Милей. И все знали, о чём речь.
Пойти на Милю для ньюйоркца и означало посетить один, а то и два музея. Зато теперь день рождения всем миром признанной уникальной Музейной Мили, число и уровень музеев которой сделало бы честь иному немалому государству, празднуется с невиданным размахом, но главное - клан любителей искусства, а значит, и носителей культуры, множится.
Несколько лет тому назад мне довелось в европейский День музеев побывать в многомузейном Мюнхене. Никаких оркестров и толп. Без всякого ажиотажа, но бесплатно, мы вошли в грандиозную Старую Пинакотеку, потом ещё в пару музеев, которые, вне зависимости от объявленного торжества, сами по себе впечатлили. Праздник, кроме безбилетного входа, вообще не ощущался.
То ли дело у нас! Уже к 6 часам (а празднество длится с 6 до 9 часов вечера) народ со всех концов громадного Нью-Йорка, подтягивается сюда, на 5 авеню. Все “мильные” музеи распахнули двери - вход, разумеется, бесплатный. Гремят оркестры, выступают популярнейшие музыкальные, эстрадные и цирковые коллективы. Повсюду разбросаны буфеты. Движение по 30 кварталам 5 авеню, конечно же, перекрыто - магистраль отдана тем, кто пришел на Фестиваль Музейной Мили.
Веселье заразительное, люди, отбросив все свои заботы и проблемы, радуются от души и уносят потом с собой хорошее настроение. Но главное, естественно, - это возможность посетить столько музеев, сколько хватит времени и сил. Но поскольку обойти всё - это утопия, наверно, стоит заранее решить для себя, куда хочется направиться прежде всего. Потому и предлагает вам “Русский Базар” своего рода краткий путеводитель.
Если вы ещё не видели церемонию открытия Фестиваля (а это очень-очень интересно), вам нужно идти на угол 92 улицы и 5 авеню, т.е. к Еврейскому музею.
Каждый год торжественная церемония, которую в 5:45 открывает руководитель отдела культуры нью-йоркской мэрии или сам мэр, проходит у другого музея. На этот раз честь оказана Еврейскому музею, который отмечает своё 110-летие.
Если вы никогда не были в этом втором по старшинству (после пражского) еврейском музее, непременно посетите его. Здесь поразит вас коллекция иудейских древностей, некоторые из бесценных раритетов восходят к третьему тысячелетию до нашей эры.
Тут и виртуозные изделия средневековых ювелиров - канделябры, короны, венчавшие свитки Торы, чеканные оклады священных книг... А ещё шедевры иудаики: Оппенгейм, Пэн, Шагал, Альтман...
Сейчас в музее представлен адепт нумерологии Мэл Бохнер с его будто оцифрованными полотнами. Роль художника в смыкании с абстрактным экспрессионизмом и в эволюции концептуального искусства 60-70-х прошлого века неоценима.
А на 4 этаже выставка, которая наверняка заинтересует школьников: открытые и отрытые сокровища. Так что хватайте детей и внуков - на Миле они окажутся в родной стихии. Вдобавок сразу после церемонии открытия у дверей музея заиграет знаменитейший Asphalp Orchestra, билеты на концерты которого не достанешь и за несколько месяцев.
Теперь мы пойдём к величественному храмовому зданию музея Метрополитен, наравне с Лувром и Британским музеем причисленным к тройке самых замечательных музеев мира.
Это совсем близко, всего несколько коротеньких квартальчиков. Но мы ведь идём по Миле! По Музейной! Стало быть, на пути ожидает нас встреча не с одним ещё музеем.
К сожалению, столь интересный для нас Музей дизайна, которому великий Карнеги подарил свой дворец, всё ещё ремонтируется, и попадём мы туда не раньше осени. Следом за ним, в доме XIX века, расположился самый старый на Миле, близящийся к своему 190-летию Музей Национальной Академии художеств вместе со своей знаменитой школой для одарённых детей.
В музее, как всегда, выставляются работы питомцев академии, но, что очень важно, преподаватели школы на улице учат приехавших на праздник ребятишек рисовать - цветными мелками на асфальте. Пару лет тому назад я наблюдала, как профессор убеждал родителей увлечённого рисованием мальчишки, чтобы они привели сына в школу: он талантлив!
Ещё несколько десятков метров - и мы у дверей гениального творения Фрэнка Ллойда Райта, у вьющейся к небу спирали здания всему миру известного Музея Соломона Гуггенхайма. Сейчас этот музей нового, т.е. с модерном соотносящегося искусства, радует Нью-Йорк выставкой интереснейшей: “Реконструкция вселенной. Итальянский футуризм” С 1909 по 1944-ый.
Какие художники!
Зачинатель футуризма (как пламя, охватившего искусство во всех его ипостасях: и живопись со скульптурой, и поэзию, и архитектуру, и театр) - Филиппо Маринетти, а вместе с ним его очень талантливая жена Бенедетта, потом Чезаре Черратти, Умберто Боччиони, Джино Северини, неожиданно Михаил Ларионов...
Пир фантазии, красок и образности: город Луиджи Руссоло, безумные в своей особой гениальности портреты самого Маринетти, архитектурные изыски Марио Чиаттоне...
Геометрически выверенные абстракции, приправленные пуантилизмом, графика, мебель, посуда, светильники...
Всё это на выставке. Потом футуризм как течение стал сходить на нет, а после войны исчез совсем, всё же заявляя о себе подчас в современных работах.
Муссолини и фашистская печать Италии к модерну относились даже с интересом, похвалы и награды редкостью не были. Чего нельзя сказать о неудавшемся художнике Гитлере. Следствие его истеричного отрицания нового искусства в Германии, а потом и в Австрии - атака на модерн, табу в абсолюте, репрессии, разгром галерей, уничтожение неугодных произведений. Художники изгонялись, кончали с собой, погибали в концлагерях. Их творчество припечатали определением “дегенеративное”...
Именно так, “Дегенеративное искусство”, использовав издевательский геббельсовский термин, и назвали нынешнюю, по-настоящему потрясающую выставку в “Новых Галереях”, музее немецкого и австрийского искусства (мы с вами дошли до угла 5 авеню и 86 стрит, где и расположен музей).
Нам представлены блистательные мастера и их чудом сохранившиеся аналитические, “думающие” картины и скульптурные композиции: Эмиль Нольде с его красноволосой девушкой, Адольф Зиглер и ставшие классикой “4 элемента”, поразительные автопортреты-откровения Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Эрнста Киршнера...
И “ПрОклятые” - написанный в 1943-м подлинный шедевр Феликса Нусбаума. Это причисленное к лучшим антифашистским произведениям очень страшное полотно: гроб за гробом, измождённые, затравленные, но не сдавшиеся люди. Создана картина была тогда, когда художник скрывался от нацистов. Но в 44-м он был схвачен, брошен в Освенцим и сожжён в крематории.
Если вы выберете для просмотра эту выставку, которую действительно пропустить нельзя, приходите пораньше: очередь перед музеем наверняка выстроится огромная.
Но нам пора в любимый наш МЕТ, богатейший в мире художественный музей Метрополитен, который упирается в 82 стрит и открывает Музейную Милю.
О многих нынешних музейных выставках вы прочтёте в последнем обзоре на сайте “Русского Базара” (№16 за 17 апреля). Но неутомимый МЕТ снова предлагает нам нечто замечательное.
Прежде всего, это, конечно же, небольшая, но чрезвычайно ценная экспозиция: собранные в одном зале шедевры великого испанца Франсиско Гойи. Всего 6 картин, но это картины Гойи!
Он был дружен с графом Альтамира, да и со всей его семьёй, и создал серию портретов - самого графа (какое лицо: воля, свобода быстрых решений, мысль!), его доброй и нежной красавицы-жены, трогательные изображения детей. Особенно, как-то проникновенно хорош рано умерший малыш Мануэль.
Сам Гойя писал, что в этих портретах он утверждал себя.
Весьма любопытна необычная для нас выставка работ Эдварда Бёрн-Джонса и Уильяма Морриса, в XIX веке реанимировавших искусство пре-рафаэлитов и в той дорафаэлевой стилистике создавших живопись, рисунки, книжные иллюстрации, даже узоры тканей.
Картина Бёрн-Джонса “Песнь любви” впечатляет. Ну, а взобравшись на музейную крышу, откуда открывается дивный вид на Манхэттен, вы встретите более чем спорные произведения Дэна Грэма и Гюнтера Вогта.
У нас остались неохваченными два “дальних”, на двух углах 104 стрит расположившихся тоже очень интересных музея, куда мы доберёмся, пройдя от МЕТа коротенький квартальчик до Мэдисон авеню.
Зайдём в Музей города Нью-Йорка, который представляет как бы совокупный портрет нашего мегаполиса. Выставки - одна другой занимательней: отобранные коллекционером-знатоком граффити, картины на городских стенах не хулиганствующих подростков, а молодых, талантом не обделённых парней; “Позолоченный Нью-Йорк” - с тёплым юмором поданный рассказ о чудесном нашем городе; “Американская семья” - всё о ней, а значит, и о нас, мы ведь уже американцы.
А в Эль Мюзео дель Баррио, музее латинской культуры, как всегда, работы выдающихся художников из Мексики, Южной Америки и просто из “испанского” Нью-Йорка.
И, как и ежегодно в этот праздничный вечер, перед входом в музей неистовствует, творя нечто страстное и зажигательное, оркестр. На этот раз играть будет популярнейший Legacy Woman.
Так что не забудьте, дорогие друзья: ВТОРНИК, 10 ИЮНЯ, с 6 до 9 часов вечера!
А добраться, как обычно: поезда метро 4, 5, 6 до 86 Street.
Маргарита Шкляревская
comments (Total: 2)