Тропою свободы
Досуг
Бостон! Старый и на удивление молодой город на Восточном побережье США – шутка ли, он на целых полтора века старше самих Соединенных Штатов! Бостон не только столица штата Массачусетс, его промышленный и культурный центр, но и неофициальная столица шести северо-восточных штатов, именуемых Новой Англией. И еще – интеллектуальный центр всей страны. Так, по крайней мере, к нему относятся сами американцы, окрестившие Бостон Афинами Америки, самым европейским ее городом, имея в виду его архитектуру, весь уклад жизни и самоощущение горожан. Но самого высокого мнения о бостонцах сами бостонцы. Говорят, что верхоглядства и снобизма им не занимать.
По численности населения он невелик -около 600 тысяч, - но благодаря десяткам более мелких городов, слившихся с ним и между собой в единый урбанизированный ареал, население Большого Бостона уже 5,8 миллиона.
Уютно расположившийся этаким амфитеатром, роль арены в котором отведена небольшой Бостонской бухте залива Массачусетс, Бостон являет собой живую историю и бурлящую современную жизнь, основная доля в которой принадлежит молодежи. Что не удивительно из-за огромного количества его учебных заведений: университетов, колледжей, школ, институтов, включая научно-исследовательские. В городке Кембридж находится знаменитый на весь мир Гарвардский университет, во всех отношениях “самый-самый”. Он стоит во главе восьмерки университетов “Лиги плюща”, самых привилегированных и престижных. Он – самый первый, а значит старейший в стране, основанный в 1636 г, один из лучших университетов мира и один из самых дорогих.
К лету в Бостоне воцаряется относительное спокойствие – едва ли не половина его зимнего населения, самая активная и шумная, разъезжается на каникулы. Правда, ей на смену приходят многочисленные туристы со всего мира. Их привлекает в первую очередь историческое прошлое города, а также огромное количество музеев, театров, концертных залов, художественных галерей. В Бостонском музее изящных искусств, например, экспонируются ценнейшие полотна и произведения скульптуры – со времен античности и до наших дней, включая коллекцию французских импрессионистов.
Но Бостон – это в первую очередь живая история Америки. Здесь впервые был исполнен гимн “Америка”, произнесена первая речь против рабства, с этого балкона была провозглашена Декларация независимости, в этой церкви происходило знаменитое «Бостонское чаепитие». И так на каждом шагу. Что ни здание, то очередная веха. Здесь же зародилось движение за отмену рабовладельческого строя, получившее название “подземная железная дорога”. (Беглым рабам помогали тайно пробираться в Канаду, позволяя отсиживаться между перебежками в подвалах частных домов).
Большая часть его исторических вех сконцентрирована в старейшем жилом районе города и соответственно всей страны – в North End (в Северной Оконечности. Через весь полуостров красной нитью проходит туристический маршрут – 5-километровая пешеходная “Тропа свободы”. Указующая и направляющая красная полоса бежит вдоль тротуара от одного исторического объекта к другому, по местам, где разворачивались события Американской революции, так что сбиться с пути или что-нибудь пропустить невозможно.
Центр Старого Бостона – площадь Boston Commons. Любопытна ее трансформация. На заре становления города она служила местом общественного выпаса скота, затем – местом общественных собраний, концертов. Теперь это городской парк. Символом Бостона этак ненавязчиво стал огромный бронзовый чайник емкостью почти 1000 л, всегда начищенный до блеска, как самовар. Он красуется в центре города, подвешенный над кофейней “Старбакс”.
Следуя “Тропой Свободы”, непременно окажешься перед высоченной Old North Church с ее белым готическим шпилем, иглой вонзившимся в густую синеву неба. Это самая старая церковь Бостона, разумеется пресвитерианская, построенная почти 300 лет назад и, как и всё здесь, овеянная историческими событиями, описанная в романах.
На вершине невысокого холма Бикон красуется Massachusetts State House (резиденция законодательной власти штата), такой же добротный и основательный, как всё в Бостоне, украшенный по фасаду колоннадой. Его массивный золоченый купол виден на большом расстоянии и служит символом и ориентиром купеческих кварталов Бикон Хилла с их узкими, мощеными булыжником улочками с красными кирпичными тротуарами, освещаемыми с наступлением темноты по старинке газовыми фонарями. Выстроившиеся в ряд особняки XIX века, сложенные из потемневшего кирпича, не слишком приветливы снаружи. Все их украшение – белые ставни да цветочные вазоны.
Привлекает внимание штаб-квартира всемирной “Церкви христианской науки” (“The Christian Science Church”), имеющей 2400 отделений в 60 странах. Основательницей этой церкви была Мэри Бэйкер Эдди, долгие годы страдавшая неизлечимой болезнью. Врачи не смогли ей помочь. Отчаявшаяся женщина обратилась к Библии, и болезнь покинула ее тело. Уверовав в чудесное исцеление, Мэри Эдди основала в 1892 году свою церковь – целый комплекс фундаментальных гранитных строений. Внутреннее пространство собственно церкви изначально было рассчитано на тысячу прихожан. А 15 лет спустя церковь пришлось расширять, к ней добавился объем еще на 3 тыс человек. Церковный комплекс постоянно рос. Так, уже в 1970-м были достроены еще три здания с подземным паркингом, бассейном и фонтаном. Их архитектором стал I.M. Pei – автор центрального входа в здание Лувра.
Со смотровой площадки на 52-м этаже одного из самых высоких небоскребов Бостона – Prudential (выше него только 60-этажная башня Hancock Place с метеоустановкой на крыше) можно обозревать город с его причудливыми береговыми изгибами и изломами, бухтами, гаванями, причалами и портами.
Со стороны Бостонской бухты весь берег щетинится пирсами и верфями Чарлстон-Нейви-Ярда – одной из основных и старейших судоверфей страны, подлинного музея бостонского судостроения под открытым небом. До того, как Нью-Йорк набрал обороты, Бостон был и самым главным портом северо-востока США. Судостроение здесь существует со дня основания города. В начале XIX века с его верфей сходили клиперы, способные на хорошей скорости бороздить океан. Это на них Англия поставляла в Америку чай из Китая. У дальнего пирса пришвартован бриг “Бобер” – тот самый, с которого в 1773 г сбросили в океан партию китайского чая.
На реке Чарлз стоит на вечной стоянке ветеран американского флота Constitution (1822 г.). На счету “Old Ironside” (“Старой Железки”), как прозвали его местные жители, более 40 морских сражений с берберскими пиратами. Построенный здесь, в Бостоне, в 1797 г, Constitution ныне считается самым старым военным кораблем на плаву в мире. У стен Канатного Двора пришвартован эсминец времен Второй мировой войны.
Северо-западнее Бостона огромнейший комплекс Battleship Cove в устье реки Fall – самая большая стоянка боевых кораблей в стране. Здесь можно наглядно изучать военный морской флот США во всей его грозной красе, здесь можно... не провести, а прожить несколько незабываемых часов, испробовав и прочувствовав на себе, что означало служить в военном флоте США во времена Второй мировой войны. Утробный глас сирены возвестит окружающим о погружении подводной лодки Lionfish, когда она, окутавшись облаком пузырей, начнет мягко опускать вас в сумеречный подводный мир.
“Проплывите вместе с нами дорогами “холодной войны” на USS Joseph P. Kennedy, Jr, – предлагают американцам бостонские туристические агентства, – и вы узнаете, как беспилотный вертолет с его борта охотился за советскими подводными лодками. Или заберитесь на борт высокоскоростного сторожевого судна, которое Советы сконструировали специально для войны с нами.”
Да, бухту военных кораблей на реке Фолл стоит навестить. По крайней мере, самая противоречивая гамма чувств гарантирована.
Воистину многим славится Бостон – университетами, историей, архитектурой, флотом. А еще – Консерваторией Беркли и Консерваторией Новой Англии. В Симфони-холле на Массачусетс авеню дает концерты Бостонский симфонический оркестр, созданный, кстати сказать, эмигрантом из России, евреем по национальности, талантливейшим музыкантом и дирижером Сергеем Кусевицким. Поначалу пришедший в предвоенные годы в упадок оркестр предложили возглавить Рахманинову, но тот не согласился. Кусевицкий от предложения не отказался и за несколько лет поднял уровень оркестра на небывалую высоту, превратив его в один из лучших в мире. Причем таковым он остается по сей день.
Даже при таком “галопном” обзоре Бостона невозможно не задержаться хотя бы на пару минут на Музее Изабеллы Стюарт Гарднер – самой большой и самой богатой в мире частной художественной галерее. Здание, в котором он расположен, снаружи ничем особенно не привлекательно – строгий прямоугольник с длинными узкими окнами и высоко торчащими с крыши трубами. Но это не просто дом, а, по задумке хозяйки, воспроизведенное палаццо с Большого Канала в Венеции. Стоит переступить его порог, и все разом меняется. Внутри прямоугольного здания итальянский дворик под стеклянной крышей, в котором разбит экзотический зимний сад с пышной средиземноморской растительностью и фонтаном. Среди зелени и цветов с беломраморными скульптурами в стиле эпохи Возрождения, под сводами круто изогнутых арок и искусственно состаренных стен царит дух средневековья.
А коллекция Изабеллы Стюарт - и впрямь явление уникальное. Это богатейшее собрание картин, скульптур, гобеленов, мебели, предметов декоративно-прикладного искусства, посуды, некогда принадлежавшей Медичам. Среди живописных полотен подлинники Тициана и Джорджоне, Рафаэля и Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Веласкеса...
В 1990 г Музей Изабеллы Гарднер постигла большая беда. Под видом полицейских в здание проникли грабители, связали охранников и вынести 13 полотен, среди которых “Концерт” Вермеера, Рембрандт, Мане, Дега и Говарт Флинк на общую сумму $300 млн. Это стало самым крупным и дерзким ограблением в истории США и одним из крупнейших XX века в мире. По сей день оно остаётся нераскрытым.
По численности населения он невелик -около 600 тысяч, - но благодаря десяткам более мелких городов, слившихся с ним и между собой в единый урбанизированный ареал, население Большого Бостона уже 5,8 миллиона.
Уютно расположившийся этаким амфитеатром, роль арены в котором отведена небольшой Бостонской бухте залива Массачусетс, Бостон являет собой живую историю и бурлящую современную жизнь, основная доля в которой принадлежит молодежи. Что не удивительно из-за огромного количества его учебных заведений: университетов, колледжей, школ, институтов, включая научно-исследовательские. В городке Кембридж находится знаменитый на весь мир Гарвардский университет, во всех отношениях “самый-самый”. Он стоит во главе восьмерки университетов “Лиги плюща”, самых привилегированных и престижных. Он – самый первый, а значит старейший в стране, основанный в 1636 г, один из лучших университетов мира и один из самых дорогих.
К лету в Бостоне воцаряется относительное спокойствие – едва ли не половина его зимнего населения, самая активная и шумная, разъезжается на каникулы. Правда, ей на смену приходят многочисленные туристы со всего мира. Их привлекает в первую очередь историческое прошлое города, а также огромное количество музеев, театров, концертных залов, художественных галерей. В Бостонском музее изящных искусств, например, экспонируются ценнейшие полотна и произведения скульптуры – со времен античности и до наших дней, включая коллекцию французских импрессионистов.
Но Бостон – это в первую очередь живая история Америки. Здесь впервые был исполнен гимн “Америка”, произнесена первая речь против рабства, с этого балкона была провозглашена Декларация независимости, в этой церкви происходило знаменитое «Бостонское чаепитие». И так на каждом шагу. Что ни здание, то очередная веха. Здесь же зародилось движение за отмену рабовладельческого строя, получившее название “подземная железная дорога”. (Беглым рабам помогали тайно пробираться в Канаду, позволяя отсиживаться между перебежками в подвалах частных домов).
Большая часть его исторических вех сконцентрирована в старейшем жилом районе города и соответственно всей страны – в North End (в Северной Оконечности. Через весь полуостров красной нитью проходит туристический маршрут – 5-километровая пешеходная “Тропа свободы”. Указующая и направляющая красная полоса бежит вдоль тротуара от одного исторического объекта к другому, по местам, где разворачивались события Американской революции, так что сбиться с пути или что-нибудь пропустить невозможно.
Центр Старого Бостона – площадь Boston Commons. Любопытна ее трансформация. На заре становления города она служила местом общественного выпаса скота, затем – местом общественных собраний, концертов. Теперь это городской парк. Символом Бостона этак ненавязчиво стал огромный бронзовый чайник емкостью почти 1000 л, всегда начищенный до блеска, как самовар. Он красуется в центре города, подвешенный над кофейней “Старбакс”.
Следуя “Тропой Свободы”, непременно окажешься перед высоченной Old North Church с ее белым готическим шпилем, иглой вонзившимся в густую синеву неба. Это самая старая церковь Бостона, разумеется пресвитерианская, построенная почти 300 лет назад и, как и всё здесь, овеянная историческими событиями, описанная в романах.
На вершине невысокого холма Бикон красуется Massachusetts State House (резиденция законодательной власти штата), такой же добротный и основательный, как всё в Бостоне, украшенный по фасаду колоннадой. Его массивный золоченый купол виден на большом расстоянии и служит символом и ориентиром купеческих кварталов Бикон Хилла с их узкими, мощеными булыжником улочками с красными кирпичными тротуарами, освещаемыми с наступлением темноты по старинке газовыми фонарями. Выстроившиеся в ряд особняки XIX века, сложенные из потемневшего кирпича, не слишком приветливы снаружи. Все их украшение – белые ставни да цветочные вазоны.
Привлекает внимание штаб-квартира всемирной “Церкви христианской науки” (“The Christian Science Church”), имеющей 2400 отделений в 60 странах. Основательницей этой церкви была Мэри Бэйкер Эдди, долгие годы страдавшая неизлечимой болезнью. Врачи не смогли ей помочь. Отчаявшаяся женщина обратилась к Библии, и болезнь покинула ее тело. Уверовав в чудесное исцеление, Мэри Эдди основала в 1892 году свою церковь – целый комплекс фундаментальных гранитных строений. Внутреннее пространство собственно церкви изначально было рассчитано на тысячу прихожан. А 15 лет спустя церковь пришлось расширять, к ней добавился объем еще на 3 тыс человек. Церковный комплекс постоянно рос. Так, уже в 1970-м были достроены еще три здания с подземным паркингом, бассейном и фонтаном. Их архитектором стал I.M. Pei – автор центрального входа в здание Лувра.
Со смотровой площадки на 52-м этаже одного из самых высоких небоскребов Бостона – Prudential (выше него только 60-этажная башня Hancock Place с метеоустановкой на крыше) можно обозревать город с его причудливыми береговыми изгибами и изломами, бухтами, гаванями, причалами и портами.
Со стороны Бостонской бухты весь берег щетинится пирсами и верфями Чарлстон-Нейви-Ярда – одной из основных и старейших судоверфей страны, подлинного музея бостонского судостроения под открытым небом. До того, как Нью-Йорк набрал обороты, Бостон был и самым главным портом северо-востока США. Судостроение здесь существует со дня основания города. В начале XIX века с его верфей сходили клиперы, способные на хорошей скорости бороздить океан. Это на них Англия поставляла в Америку чай из Китая. У дальнего пирса пришвартован бриг “Бобер” – тот самый, с которого в 1773 г сбросили в океан партию китайского чая.
На реке Чарлз стоит на вечной стоянке ветеран американского флота Constitution (1822 г.). На счету “Old Ironside” (“Старой Железки”), как прозвали его местные жители, более 40 морских сражений с берберскими пиратами. Построенный здесь, в Бостоне, в 1797 г, Constitution ныне считается самым старым военным кораблем на плаву в мире. У стен Канатного Двора пришвартован эсминец времен Второй мировой войны.
Северо-западнее Бостона огромнейший комплекс Battleship Cove в устье реки Fall – самая большая стоянка боевых кораблей в стране. Здесь можно наглядно изучать военный морской флот США во всей его грозной красе, здесь можно... не провести, а прожить несколько незабываемых часов, испробовав и прочувствовав на себе, что означало служить в военном флоте США во времена Второй мировой войны. Утробный глас сирены возвестит окружающим о погружении подводной лодки Lionfish, когда она, окутавшись облаком пузырей, начнет мягко опускать вас в сумеречный подводный мир.
“Проплывите вместе с нами дорогами “холодной войны” на USS Joseph P. Kennedy, Jr, – предлагают американцам бостонские туристические агентства, – и вы узнаете, как беспилотный вертолет с его борта охотился за советскими подводными лодками. Или заберитесь на борт высокоскоростного сторожевого судна, которое Советы сконструировали специально для войны с нами.”
Да, бухту военных кораблей на реке Фолл стоит навестить. По крайней мере, самая противоречивая гамма чувств гарантирована.
Воистину многим славится Бостон – университетами, историей, архитектурой, флотом. А еще – Консерваторией Беркли и Консерваторией Новой Англии. В Симфони-холле на Массачусетс авеню дает концерты Бостонский симфонический оркестр, созданный, кстати сказать, эмигрантом из России, евреем по национальности, талантливейшим музыкантом и дирижером Сергеем Кусевицким. Поначалу пришедший в предвоенные годы в упадок оркестр предложили возглавить Рахманинову, но тот не согласился. Кусевицкий от предложения не отказался и за несколько лет поднял уровень оркестра на небывалую высоту, превратив его в один из лучших в мире. Причем таковым он остается по сей день.
Даже при таком “галопном” обзоре Бостона невозможно не задержаться хотя бы на пару минут на Музее Изабеллы Стюарт Гарднер – самой большой и самой богатой в мире частной художественной галерее. Здание, в котором он расположен, снаружи ничем особенно не привлекательно – строгий прямоугольник с длинными узкими окнами и высоко торчащими с крыши трубами. Но это не просто дом, а, по задумке хозяйки, воспроизведенное палаццо с Большого Канала в Венеции. Стоит переступить его порог, и все разом меняется. Внутри прямоугольного здания итальянский дворик под стеклянной крышей, в котором разбит экзотический зимний сад с пышной средиземноморской растительностью и фонтаном. Среди зелени и цветов с беломраморными скульптурами в стиле эпохи Возрождения, под сводами круто изогнутых арок и искусственно состаренных стен царит дух средневековья.
А коллекция Изабеллы Стюарт - и впрямь явление уникальное. Это богатейшее собрание картин, скульптур, гобеленов, мебели, предметов декоративно-прикладного искусства, посуды, некогда принадлежавшей Медичам. Среди живописных полотен подлинники Тициана и Джорджоне, Рафаэля и Рембрандта, Рубенса, Боттичелли, Веласкеса...
В 1990 г Музей Изабеллы Гарднер постигла большая беда. Под видом полицейских в здание проникли грабители, связали охранников и вынести 13 полотен, среди которых “Концерт” Вермеера, Рембрандт, Мане, Дега и Говарт Флинк на общую сумму $300 млн. Это стало самым крупным и дерзким ограблением в истории США и одним из крупнейших XX века в мире. По сей день оно остаётся нераскрытым.