Урезать так урезать!

В мире
№22 (684)

«Какие же вы все-таки милые!» - должны были сказать израильтяне своему правительству, объявившему на днях, что оно, правительство, подумывает урезать зарплаты министров и их заместителей на 5 процентов. Должны были, да не сказали. Потому что правительство пока лишь подумывает, а не урезает.

С этой инициативой выступил новый министр финансов Юваль Штайниц, бывший посол Израиля в США. Штайниц – один из ярых защитников бюджета на 2009-10 гг., который вынуждает всю страну затянуть пояса так, как она не делала этого, пожалуй, со времен катастрофического кризиса середины 1980-х. Министр финансов желает, чтобы  народ увидел, как близки ему правители в трудный час экономических испытаний. Кто ж ему откажет в этом благородном желании?
Впрочем, посмотрим. Современный Израиль знает несколько подобных благих попыток, но их было намного меньше, чем легко удавшихся повышений жалованья самых высших чиновников страны. И всякий раз на то были веские основания. Например, в январе 2001 года оклады президента, премьер-министра, вице-премьеров, министров и их заместителей были подняты на 10, 2 процента, то есть примерно на сумму, которую составляла тогда минимальная зарплата в Израиле. Можно даже пошутить насчет того, что в портмоне каждого высокопоставленного служащего поселился еще один несчастный «минимал».
Тогдашнее повышение зарплаты власть мотивировала тем, что и по стране  к концу 2000 года поднялась средняя заработная плата, правда, отнюдь не на десяток процентов, а намного скромнее. Но ведь в Израиле так все устроено, что заработки всех находящихся и пенсии всех побывавших на высоких государственных постах господ привязаны к уровню средней зарплаты по стране, а не к средней зарплате госслужащих. И как не раз уже замечали экономические обозреватели, лидеры некогда почти социалистической страны играют в беспроигрышную лотерею. Они получают надбавку к зарплате за счет того, что какая-нибудь отрасль, движимая в основном частным капиталом, начинает работать и жить лучше. Но они, как ни странно, повышают свои доходы и тогда, когда в той или иной сфере увольняют самых мало оплачиваемых работников. Ведь в обоих случаях повышается средний уровень зарплаты.
Ладно, оставим в покое «тучные» годы, когда всем было не так уж плохо. Но и накануне нынешнего мирового финансового кризиса правительство терявшей власть Кадимы сделало отчаянную попытку положить в карман дополнительные тысячи шекелей. В январе 2009 года зарплаты главы правительства, министров и заместителей министров, а также президента страны, председателя Банка Израиля, государственного контролера и судей должны были вырасти на 3%  - опять-таки в соответствии с ростом средней заработной платы в стране. Так, зарплата председателя Верховного суда Дорит Бейниш должна была вырасти на 1650 шекеелей и составить в сумме  56.650 шекелей, президента Израиля Шимона Переса – на 1414 шекелей (48.571), спикера Кнессета Далии Ицик) – на 1240 (42.587), премьер-министра Эхуда Ольмерта – на 1640 (42.695), министров и управляющего Банком Израиля Стэнли Фишера – на 1476 (38.396), депутатов Кнессета – на 997 (34.256).
На пути у скандального решения встали председатель комиссии Кнессета по парламентским делам Давид Таль, председатель финансовой комиссии Кнессета Авишай Браверман и ряд депутатов из разных партий. После долгих препирательств финансовая комиссия Кнессета отменила намеченную индексацию зарплат главы правительства, министров и заместителей министров, а также президента страны, председателя Банка Израиля, государственного контролера и судей. Однако прибавку все же получили генеральные директора министерств и ведомств, главы государственных предприятий и некоторые другие высокопоставленные чиновники.
А кризис тем временем набирал ход. И как бы в насмешку над начавшимся массовым увольнением квалифицированных работников в израильском «хай-теке», в ведущих производственнх компаниях и даже в оборонной отрасли 31 марта 2009 года в 17:00 новый премьер-министр привел к присяге самое большое в истории Израиля правительство. 30 министров и 7 замминистров ежегодно будут обходиться бюджету в 300 миллионов шекелей, быстро посчитали СМИ. Стоимость содержания канцелярии одного министра оценивается в 6 миллионов в год и еще 3 миллиона стоит охрана высокопоставленного чиновника. Таким образом, содержание одного министерства обходится в 9 миллионов шекелей в год.
И вот сегодня это «золотое» правительство милостиво соглашается пожертвовать 5 процентов своей заработной платы на алтарь всенародного урезания. Правда, сроком только на полтора года. В большинстве частных компаний, персонал которых уже перевели на четырехдневную рабочую неделю, каждый сотрудник потерял как минимум 10 процентов заработка, а кое-где сокращение дошло и до 15 процентов. При этом хозяева, пока соглашаясь на то, что эта мера – временная, наотрез отказываются назвать сроки ее действия. Видимо, такую гарантию могут дать только министрам.
Итак, если предложение министра финансов Юваля Штайница все же будет принято, то зарплата премьер-министра составит 35.764 шекеля, каждого из министров - 31.836 шекеля, замминистров – 29.204 шекелей в месяц. В сумме это даст смехотворную экономию в 2 миллиона шекелей за два бюджетных года. Наверное, стоит повторить, что 30 министров и 7 замминистров правительства Нетаниягу обойдутся бюджету в 2009-2010 годах почти в 500 миллионов шекелей.
И еще одно напоминание: средняя зарплата в Израиле составила в апреле текущего года 7.908 шекелей, минимальная оплата труда - 3.850 шекелей.
«Скучная цифирь, - скажете вы. – И вообще, кому сегодня легко?» Так-то оно так. Но если предыдущие подсчеты показались скучными, то, может быть, вас повеселит нижеследующая история?
В израильском парламенте недавно сменился спикер. Это место второй раз за свою политическую карьеру занял Реувен Ривлин, а его предшественница Далия Ицик  стала просто депутатом. Эта женщина, надо признать, всегда пользовалась авторитетом и даже, можно сказать, народной любовью. Сама вышедшая из бедной семьи репатриантов, эта «селфмейдвумен» дошла до самых высот власти. Но всегда, на какой бы высокой должности ни работала, заступалась за слабые слои израильского общества, ратовала за социальную справедливость, то есть была верной дочерью Рабочей партии. И хотя она перешла из «Аводы» в «Кадиму», любимицей простых людей Далия оставалась и в годы своего спикерства. Она и коллег-депутатов всегда призывала к скромности и даже ввела в Кнессете «дресс-код».
Каково же было удивление израильтян, когда Второй канал ИТВ поведал им о том, как госпожа Ицик делала ремонт в своем доме. Не в канцелярии и в не неположенной спикеру резиденции, а в частном доме в престижном иерусалимском районе Рехавия. Тогда еще председатель парламента потратила на этот ремонт более 170 тысяч шекелей, из которых только 70 тысяч шекелей были отпущены на эти цели. (Считается, что спикер, принимающий  высоких гостей дома, должен поддерживать престиж страны, но к этому посылу мы еще вернемся.) Куда же пошли остальные 100 тысяч? На них были куплена дорогая сантехника, среди которой выделялись такие предметы, как выдающейся красоты керамические изделия известного назначения и смесители по 2200 шекелей за штуку. Объяснение довольно простое: а вдруг высоким гостям Далии Ицик, пардон, приспичит? 12 тысяч шекелей ушло на новую обивку антикварной мебели, с которой хозяйка не пожелала расставаться, 18 тысяч – на приобретение новых гарнитуров.  И это понятно: не могут же гости сидеть на табуретках. Можно понять даже трату 1200 шекелей на телефонный аппарат «Панасоник», 4000 шекелей – на принтер, а также приобретение двух очень дорогих телевизоров – будем считать и это «расходами на домашнюю оргтехнику». Но 11 тысяч шекелей на навороченные стиральную и посудомоечную машины! Неужели председатель верховного законодательного органа власти намеревалась устроить со своими коллегами, скажем, из Конгресса США или Бундестага, совместные постирушки и мытье тарелок?!
Из канцелярии  бывшего спикера ответили, что шум поднят совершенно напрасно, так как все траты легитимны, законны и строго документированы. И вообще обидно как-то даже...
...Министр финансов Юваль Штайниц, предложивший коллегам-министрам пожертвовать 20-ю часть своих больших окладов, оказывается, вовсе даже не был пионером сокращения суперзарплат. За полтора месяца до него председатель Банка Израиля, репатриант из США Стэнли Фишер и еще 12 членов руководства банка по собственной инициативе сократили свою зарплату на 5% в течение года. Эстафета добрых дел продолжается!


comments (Total: 1)

Ah,kakie milashki,nashi ministri,bravo.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir