КАК РАЗДЕЛИТЬ МЕККУ?

В мире
№21 (683)
Главный секрет политического мастерства в том, чтобы сохранить в секрете, что никакого мастерства давно уже нет. Оно превратилось в “чипсы”, то есть умение продать одну картофелину по цене за килограмм. Большая политика - это, прежде всего, большой торг. Под этим углом надо рассматривать и визит Беньямина Нетаниягу в Вашингтон. Все остальное - газетный вздор. Наподобие откровений испанской “El Pais”: «Взгляды Вашингтона и Иерусалима на способы решения арабо-израильского конфликта разделяет пропасть, поэтому Израиль больше не может рассчитывать на безусловную поддержку Белого дома, как это было во времена Джорджа Буша».
Миф о безмерной американской поддержке Израиля согревает не только арабские сердца. Но постоянно разбивается о рифы реальности.
«Есть несколько способов разводить сады: лучший из них - поручить это дело садовнику», - утверждал неунывающий Карел Чапек. В чем отличие Беньямина Нетаниягу от Ариэля Шарона и Эхуда Ольмерта? Он не хочет быть специалистом широкого профиля. Он хочет быть садовником в своем саду. Посему в ответ на все более циничные и наглые арабские требования выдвигает собственные требования, от которых “соседи-партнеры”, приученные к бесконечным израильским уступкам, давным-давно отвыкли.
Не сумев уничтожить Израиль военным путем, арабы решили сделать это с помощью так называемого международного сообщества, ловко манипулируя ООН, “правозащитниками”, а теперь и великими державами. И при этом не скрывают своих старых-новых целей: уничтожить ненавистное “искусственное образование”. На днях палестинский посол в Ливане Аббас Заки, выступая на местном телевидении, сказал, что создание палестинского государства - наиболее быстрый способ покончить с “сионистским проектом”.
Почему? «Если евреи уберутся из Иудеи и Самарии, а затем и из Иерусалима, - пояснил он, - то что останется от их Земли Обетованной? Историческая мечта умрет вместе с идеей избранного народа. И тогда мы без посторонней помощи займем их место».
И ведь он прав. Символ Израиля не Негев, хотя и он уже цветет, как сад, а Иерусалим, Хеврон - земля, где каждый камень дышит историей. Арабы это прекрасно понимают. И не арабы тоже.
Когда все сказано и сделано, получается, что больше сказано, чем сделано. Кто бы что ни говорил, но позиция  Беньямина Нетаниягу на переговорах с Бараком Обамой была все же предпочтительней. И именно поэтому американский президент чувствовал себя явно неуютно. Иначе бы срочно не направлял в Израиль директора ЦРУ Леона Панетту, требовавшего гарантий, что без предварительных согласований по Ирану не будет нанесен упреждающий удар. Это тем более удивительно, потому что трудно себе представить, чтобы Израиль бомбил Иран во время визита Нетаниягу. И почему надо было посылать клерка, пусть даже высокопоставленного, если этот вопрос можно спокойно обсудить на встрече с самим израильским премьером?
Еще большее удивление вызвало поведение “первой дамы” Мишель Обама, которая по международному дипломатическому протоколу обязана была обеспечить культурную программу Саре Нетаниягу, но вместо этого не уделила ей никакого внимания. Это можно расценить и как нескрываемое пренебрежение и даже унижение, и как признак охлаждения двусторонних отношений, и как знак откровенного смятения.
Как бы то ни было, этот случайный или заранее запланированный “инцидент” чести ни ей, ни тем более ее мужу не делает. Нарушивший дипломатический этикет рискует оказаться в таком же неприглядном положении.
В чем же преимущество Нетаниягу? Его требование сначала решить иранскую проблему и только затем переходить к “палестинской” сводит на нет все инициативы Обамы, который, по словам начальника израильской военной разведки Амоса Ядлина, «стремится продвигать мирный процесс, договариваясь с экстремистскими режимами и террористическими организациями». Конечно, президент понимает, что не может остановить Нетаниягу, поэтому вынужден просить его дать шанс не только военным, но и дипломатическим средствам. Об этом он говорил, в частности, в интервью еженедельнику “Newsweek”.
Уже одно то, что приходится выступать в роли просителя, ставит Обаму в зависимое положение. Нетаниягу, понятное дело, пойдет ему навстречу и не будет мешать переговорному процессу, но при условии, что он будет ограничен временными рамками. Иран, в свою очередь, снова начнет тянуть время в надежде, что Москва и Пекин провалят любые новые санкции. К тому же невыносима сама мысль, что какой-то там Израиль готов по истечении определенного срока самостоятельно нанести удары по иранским ядерным объектам. В то время как сверхдержава трусливо уходит в сторону. А если еще подтвердится, что претендующая на ведущую роль в регионе Исламская республика всего-навсего бумажный тигр, то о втором президентском сроке можно и не мечтать.
На “палестинском” направлении у Вашингтона оголены не только фланги, но и тыл. Внутрипалестинский раскол сводит идею “двух государств - для двух народов” к фикции. Поэтому Нетаниягу предпочитает не говорить о “палестинском” государстве: Израиль по горло сыт Хамастаном. При этом он не предлагает замораживать мирный процесс. Наоборот, готов помочь “палестинцам”, но строить намерен не с крыши, а с фундамента, создавая промышленную инфраструктуру, укрепляя правоохранительные органы, готовя управленческие кадры. То есть то, чем нужно было заниматься еще 10 лет назад. Ведь до государственности нужно сначала дорасти.
Контраргументов у Белого дома нет. Поэтому там и схватились, как за соломинку, за модернизированный план саудовского короля Абдаллы, который привез в Вашингтон другой Абдалла - иорданский. В чем его суть? “Палестинских беженцев” предполагается оставить в тех странах, где они сейчас влачат жалкое существование, дав им наконец гражданство и возможность самим распоряжаться своей судьбой. Тем, кто решит вернуться в “Палестину”, обещают помочь устроиться на новом месте. В обмен на Восточный Иерусалим 57 мусульманских стран должны установить четкий график нормализации дипломатических отношений с Израилем. А Старый город, который «принадлежит всем», планируется передать в ведение ООН.
С абдалло-обамовской точки зрения, этот план, может, и действительно хороший. Но мертворожденный. Во-первых, кто из 57 мусульманских государств подпишется под ним? Половина? Треть? Либо вовсе неполный десяток? Во-вторых, Израиль настаивает, чтобы его признали, как еврейское государство, о чем мусульманский мир и слышать не желает. В-третьих, прежде чем делить Иерусалим, почему бы не разделить Рим с Меккой? Или они принадлежат не всем? И, наконец, деленная-переделенная Палестина все-таки не резиновая. Англичане не пускали евреев на гораздо более обширные территории, мотивируя это тем, что свыше 600 тысяч человек земля прокормить не в состоянии.
Обама все еще верит, что “палестинский” Хамастан, живущий в дружбе и согласии с Ираном, - ключ к миру и с Тегераном, и с Дамаском, и с Бейрутом, и с Исламабадом, и с Кабулом. И не может смириться с тем, что его построенная на песке международная политика рассыпается прямо на глазах. Диалога с Исламской республикой не получается, но дружелюбные жесты и миролюбивые сигналы находят благодатную почву: рейтинг стушевавшегося было под огнем внутренней критики Махмуда Ахмадинеджада опять начал расти. А горячая поддержка ливанского правительства заметно укрепила позиции... “Хезболлы” и возродила симпатии к “незаслуженно обиженной” Сирии.
Стремительное сближение с переживающей “исламскую весну” Турцией тоже вышло боком, поскольку вот-вот приведет к появлению новой оси - Анкара-Дамаск-Тегеран, против которой решительно выступают Египет и Саудовская Аравия. Турецкий премьер-министр Таип Эрдоган оказался умелым интриганом. Не каждый сумеет посадить на скамью подсудимых сразу две сотни университетских профессоров, обвинив их в заговоре с целью свержения правительства. А заодно и несколько генералов, чтобы выглядело правдоподобней.
Этот “праздник демократии” в Америке не заметили. Зато вдруг стали раздаваться голоса, которые звучат все громче, что возвращающиеся из Ирака военнослужащие могут представлять серьезную... идеологическую угрозу обществу. На этом фоне уже не кажется фантастическим требование демократов найти виновных, спровоцировавших иракскую войну, которую, как сообщает СNN, считают чуть ли не продолжением “крестовых походов”. Самое грустное, что этой же терминологией пользуется “Аль-Каеда”, призывающая к бескомпромиссной войне с «сионистами и крестоносцами».  
Маскарад устраивают для того, чтобы каждый мог показать свое лицо. Если вы внимательно следили за выражением лица Барака Обамы на совместной пресс-конференции с Беньямином Нетаниягу, то, наверное, обратили внимание, что оно было каменным, а порой даже злым. Дуэта не получилось. Каждый вел свою сольную партию. «Соединенные Штаты обязуются придерживаться плана “два государства - для двух народов”, - говорил Барак Обама. - Это наша принципиальная позиция». «Но арабы должны признать Израиль еврейским государством», - дополнил Беньямин Нетаниягу.
Это напоминало неоконченный диалог глухого со слепым. И чувствовалось, что обычно сдержанный Барак Обама нервничал. Его можно понять. Ведь чтобы найти верное решение, нужно хотя бы верить в его существование. А единственным внятным “аргументом” на переговорах с Нетаниягу  был, пожалуй, разве что тщательно подобранный президентом состав помощников. С американской стороны присутствовали советник президента по национальной безопасности Джим Джонс, начальник канцелярии Рам Эммануэль, директор ближневосточного отделения при Совете по национальной безопасности Дан Шапиро и советник-”душеприказчик” Давид Аксельрод.
В итоге получился, как сказал бы Махмуд Ахмадинеджад, еврейско-еврейский разговор. А где восемь евреев, там 15 мнений. Поэтому журналисты и не дождались совместного коммюнике. Его заменило многоточие. Точку же поставил ХАМАС. Устами своего пресс-секретаря Фаузи Бархума: «Громкие заявления Обамы предназначены лишь для того, чтобы ввести в заблуждение мировое общественное мнение и оправдать существование расистского сионистского образования».

 


comments (Total: 1)

От куда взялось вообще государство Израиль?
Эта земля никогда не принадлежала евреям!
Он пришли из Египта потоптались в Палестине 400 лет, разгневали Господа и Господь расселил их по всей земле!
Да нет у них своей земли!
Нет у них культуры!
Совести у них нет!
А теперь пришли и заявляют, тут наши бабушки и дедушки жили когда то вот уходите, теперь мы жить здесь будем!
Они ни христиан ни мусульман не допускают к местам поклонения!
Люди под прицелами автоматов молятся.
на въезде в Палестину вооруженные мужики детей обыскивают как уголовников!
В одном Гитлер был не прав, что тогда их не добил всех!
Сколько мы будем терпеть эту несправедливость!
Христиане, мусульмане, объединяемся и заступимся за наши земли!

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir