Космическое пространство искусства моды

Этюды о прекрасном
№20 (943)

"Что, кроме всего прочего, очевидно, - это правдивость моды. Это подтверждают её функциональность, ненужность какого бы  то ни было репетиционного периода и даже намёка на пропаганду. Мода пропагандирует себя сама".

                                                                                                                                                                                      Чарльз Джеймс

Очерки о выставках творений великих дизайнеров модной одежды в Художественном музее Метрополитен, о шедеврах Шанели, МакКвина, Армани, Прада - так же, как и короткие интервью с Хилфигером, Кавалли, Готье -  вы уже читали  в нашей газете. Сейчас здесь торжествует ещё одна организованная Центром одежды Анны Винтур экспозиция  работ легендарного американского кутюрье Чарльза Джеймса. О важности этой выставки для апологетов искусства (а мода уже давно приравнена к высокому искусству) говорит тот факт, что в день её  презентации, названной гала-бенефитом, музей был открыт только для почётных гостей, звёзд мира моды и журналистов.

Он, Чарльз Джеймс, царил в американской, английской, даже французской моде, начиная чуть ли не с 20-х прошлого века (знаменитые шляпки Джеймса, совсем, заметьте, в ту пору юного). Но подлинная слава короля моды пришла к нему в 40-х, продолжилась в 50-х и 60-х.

Шляпки теперь стали лишь составляющей ансамбля, а главное в творчестве дизайнера, кроме других талантливейших его разработок, были, конечно, какие-то невероятные бальные платья. Их показ в полной мере историчен, а собраны они из коллекций самого Метрополитен, других музеев (как лондонского музея Виктории и Альберта, например), из множества частных коллекций. Удивляет, как бережно хранятся в некоторых семьях наряды бабушек.

В огромном Зеркальном зале собрано 15 шедевров Джеймса, хотя кажется, что их множество, и осознать их красоту просто невозможно.

“Чарльз Джеймс - художник с пронзительным  взглядом скульптора и логикой учёного, - сказал директор Метрополитен мистер Кэмпбелл, - и Мет - идеальное место для демонстрации всего богатства его новаторских работ”.

Нынешняя выставка открывает самое главное и самое существенное в художественном мировоззрении этого творца, оказавшего влияние на развитие моды второй половины ХХ века и проявившегося даже в новинках современных модельеров. И чрезвычайно важно раположение этой блистательной экспозиции в контексте такого богатейшего музея, как Мет, где собраны лучшие образцы искусства - от древнего Египта, Греции, Рима, Ближнего Востока до шедевров Ренессанса, от африканской гиперсексуальной скульптуры до творений импрессионистов и гениев модерна. Выставка метаморфически и фотогенически вписалась в круг всего, чем располагает гигантскй Мет. Точно просчитан интерьер отданных Джеймсу залов, что, безусловно, помогло его мастерски размещённым в этих залах шедеврам ярче проявить своё совершенство.

Прежде, чем войти в Зеркальный зал, вы, естественно, окажетесь в музейном холле. И не узнаете его. Повсюду в огромных кадках цветущие деревья - яблони, сакура,  абрикосы, а в центре - гигантская спираль из множества чайных роз. И хотя дивное это цветение и удивило, и вдохновило вас, все, что ждёт на выставке, будет таким неожиданно прекрасным, что вы буквально задохнётесь от избытка чувств.

Вы - на балу!  Вы забываете, что удивительные эти отражённые в зеркалах роскошные фантазийные наряды надеты на обычные манекены. Вам покажется, что ожившие дамы гибки и подвижны, что они несутся по залу в головокружительном вальсе, и вы танцуете вместе с ними. Иллюзия? Но как она, пусть на какой-то миг, показалась близкой к реальности!..

Непременная приталенность, характерные ломанные линии, текучесть форм, изощрённая, но и утончённая палитра... Непривычное сочетание: бежевое с чёрным; белая юбка-гофрэ, бордовый бархатный топ и яркая алая шаль, обнимающая талию и ниспадающая к коленям. Шали, шали... Наброшенные на плечи, на одно плечо, на бёдрах, ниже бёдер...

Так же, как после выставки моделей Готье наша газета предрекла моду на всяческие платья, кофточки с поперечными полосками, так и теперь можно предположить, что большие платки, потеснив шарфы, снова станут актуальными.

И пусть вас не смущает кажущаяся несовместимоость этой суперроскоши и нашего бытия - вглядитесь! Вы сможете позаимствовать множество деталей, линий, цветосочетаний, стилистических нюансов. Понять, что есть мода в её самовыражении. Неслучайно эта экспозиция названа: “Чарльз Джеймс. Мода - сверх того, что она есть”.

Но нам пора спуститься этажом ниже в ещё один большой зал, продолжающий экспозицию женской одежды великого кутюрье. Здесь элегантность соседствует с достаточно строгим силуэтом - такое можно надеть на дружескую вечеринку, на юбилей, в театр. Но рядом и элегантнейшие  туалеты для офиса, для деловой или товарищеской встречи, просто для улицы. Я эдак ненароком присмотрела для себя премиленький костюмчик - и всего-то тысяч 50, не больше.

Словом, друзья, эта выставка дарит праздник. Идите в музей Метрополитен! Он  находится в Манхэттене, на 1000  5 авеню, между 82 и 84 улицами (поезда метро 4, 5, 6 до остановки “86 Street”).

Маргарита Шкляревская


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir