В Чужом пиру
В конце марта в британской авиакомпании BMI разразился скандал: руководство уволило стюардессу, которая отказалась надеть арабскую одежду при пребывании в соответствующей стране. Кроме того, нарушительница не согласилась с тем, что, находясь там, она должна следовать только за мужчинами, а никак не впереди них и не рядом с ними.
Это как раз тот случай, о котором я говорил, – об уставе и одежде. В самом деле, ну принято так в арабских странах. Но стюардесса не смирилась. «Это просто возмутительно. Я гордая британская дама и не позволю накладывать на себя столь постыдные ограничения», - заявила она. Как сообщает газета Times, дело об увольнении стюардессы рассматривалось в манчестерском трибунале по трудовым конфликтам, который стал на сторону авиакомпании. В решении трибунала сказано, что требования компании в данном случае оправданны.
Надо думать, что компания найдет служащих, которым безразлично, в чем ходить и как ходить. И можно было бы усмотреть в происшедшем лишь курьезный случай, если бы не еще одно событие, происшедшее буквально на днях, когда пассажиры той же самой компании BMI, летящие в израильский аэропорт Бен-Гурион, не обнаружили на электронных картах в салонах самолетов государства, в которое они направлялись. Как сообщает сайт ВВС, там, где должен находиться Израиль, на карте были обозначены лишь населенные пункты, имеющие отношение к исламу.
Что это? Антиизраильская акция неизвестных последователей Ахмадинеджада? Или результат проникновения в компанию BMI членов ХАМАСа?
Ни то и ни другое. Как пояснили представители авиакомпании, произошла «досадная ошибка». Никакой политической подоплеки нет, говорят в компании, просто два самолета, на картах которых нет Израиля, прежде выполняли рейсы в арабские страны, а когда их перебросили на израильский рейс, карты «не успели заменить». Были принесены извинения, инцидент было предложено считать исчерпанным.
Уж лучше бы за инцидентом стояли явные противники Израиля. Тогда все было бы понятно. А то, что произошло, наводит на неприятные размышления.
Если называть вещи своими именами, то происшедшее означает, что государству - члену ООН было нанесено оскорбление. Но оно не первое, и, наверное, к сожалению, не последнее. Одно только недавнее выступление иранского президента в Женеве чего стоит. Так же, как и то, что большинство присутствовавших при этом выступлении не покинули зал заседаний. А ведь присутствовали не частные лица, а полномочные представители государств, которые также являются членами ООН. И своим «непротивлением» по отношению к тому, что говорил Ахмадинеджад, они, по большому счету, в какой-то мере солидаризировались с ним.
Но случай с самолетными картами говорит еще и о другом. Он говорит о том, что в мире наблюдается тенденция, для которой даже трудно еще подобрать название. Можно говорить о примиренчестве. Можно – о капитулянтстве. О примиренчестве с темной силой, которая зреет, да нет – уже почти созрела, о капитулянтстве перед этой силой. Эта сила заставляет многих, прикрываясь лозунгами мультикультурности и политкорректности, идти на сделку со своей совестью. Смотрите, как бы говорят они, мы делаем то, что вы от нас ждете. Мы делаем это сами. Вы считаете, что Израиль следует стереть с карты мира? Смотрите – мы его уже стерли. Пока, правда, с электронных карт. Но ведь - стерли. Потому что надеемся – вы это заметите и оцените.
Может быть, и заметят. Но не оценят. Это совершенно напрасная надежда. Читатель, конечно, понял, что, говоря о темной силе, я имею в виду ту разновидность ислама, которая представлена иранскими аятоллами, движением «Талибан» и некоторыми другими столь же радикальными группировками. Давайте посмотрим, что происходит там, где эти или им подобные силы приходят к власти. Помните Афганистан при талибах? Там убивали не только людей. Там расстреливали уникальные статуи Будды. Неужели кто-то всерьез считает, что такой поступок, как виртуальное уничтожение Израиля, будет засчитан в качестве пропуска в тот мир, где расстреливают статуи, где вынесли смертный приговор Салману Рушди за его книги? Что уж говорить о людях, относящихся хотя бы по происхождению к чуждой по отношению к такому исламу культуре, о людях, прикрывающих к тому же свои поступки «досадными ошибками».
Не слишком ли автор утрирует? – спросит читатель. Может быть, и утрирую. Но не слишком. Очень уж на Западе видны попытки «поддакивания» исламу. Воспользовавшись мировым финансовым кризисом, исламские экономисты предлагают ввести в мировую практику шариатские финансовые принципы. И этот призыв находит на Западе отклики. В исламской экономике начинают видеть спасение от многих неприятностей, поразивших мир. Но при этом забывают, что как физические упражнения йоги без принятия соответствующей духовной основы являются лишь экзотическими физическими упражнениями, и не более того, так и исламская экономика без принятия собственно ислама в качестве мировоззрения является лишь экзотическим вариантом экономики.
Готов ли Запад отречься от всего того, что является для него определяющим, - покажет время. Хочется думать, что у этой части человечества достанет ума и упорства искать и находить пути дальнейшего развития в русле своих исторических традиций, а не прибегать к «смене вех» в надежде найти некий «альтернативный» путь развития, даже если он кажется легким и бесконфликтным. Это было бы жесточайшим заблуждением, результатом которого стало бы то, что называют похмельем в чужом пиру.