ПЕРВАЯ МАМА АМЕРИКИ

Америка
№19 (681)

На днях журналистка, многие годы надзиравшая за Белым домом и его сменными верховными обитателями, с удивлением заметила, что в этой старинной резиденции американских президентов царит семейственная, чуть ли не домашняя атмосфера, бегают девочки со своей суматошной собакой (слава Богу, редко лает), домовито расхаживает и суетится американская Первая мама Мишель Обама (сама себя назначившая на эту невыборную должность), посетителей встречают шумно, радушно, с объятиями. Здесь живет даже бабушка, мать Мишели, помогающая ей с детьми и с домашним хозяйством. Месяц назад, когда на Вашингтон обрушилась снежная буря, на площадке, прямо перед Белым домом, была сооружена самодельная горка, с нее катались на салазках, визжа от радости, Мали и Саша, восторженно валялась по снегу черная, как смоль, собака, и всем этим веселым и жизнерадостным бедламом руководила Первая мама, наспех укутанная, без всякого изящества и моды, в шарфы и кардиганы. Когда потеплело, Мишель Обама окопалась в своем, под окнами Белого дома, частном огороде; потом, повязав передник вокруг талии (что было бы очень унизительно для многих первых леди) и с поварешкой в руках, она колдовала на кухне над варевом, которое нынче модно называть «натуральным» или «органическим» или «локальным». Все было, как в любой, среднего достатка, американской семье.
Никакой оторопи перед белодомовскими святынями, никакой скованности, помпы и невольного смирения, а тем более - комплексов перед застывшей в каждой комнате Историей и всей этой президентской кумирней. Это не значит, что нынешняя президентская семья не отдает себе отчета, где, в каком священном для каждого американца месте они находятся. Конечно, они вошли с благоговением и благодарностью под заветные белодомовские своды. Но они не «находятся в нем», а именно живут – плотно, семейственно, любовно, гостеприимно. Помните тот официальный декор, на котором железно настаивал Джордж Буш? Он с семьей именно пребывал в Белом доме, упиваясь (его слова) тем классным комфортом и славой американского президентствования, которые этот дом предоставлял. При Обамах Белый дом ожил, расслабился, рассекретился, из мемориальной святыни превратился в жилой и рабочий особняк.
Это произошло не случайно. Обамовская команда с первых рабочих дней в Белом доме поклялась быть самой открытой, откровенной, самой коммуникативной администрацией в новейшей истории. Отсюда – и Белый дом нараспашку (насколько позволяет секьюрити), и энергичная, всюду поспевающая Первая леди, чье главное назначение – распространить как можно шире и человечески утеплить имидж президента и его команды среди всевозможных групп избирателей.

 Без церемоний
 Знаете, что такое английский гость? Не успели вы сунуть ему охлажденную банку диетической кока-колы, как он уже выкладывает целую коллекцию подарков, так тщательно выбранных и застенчиво поданных, что вы понимаете: перед вами очень малая часть уходящей в прошлое культуры, которая тем не менее сохраняет священное, как у Гомера, отношение к обязанностям гостя и хозяина. Поэтому, если бы вам случилось оказаться неподалеку от Восточного крыла во время визита Гордона и Сары Браунов (британских премьер-министра и его жены), вы бы непременно услышали отчаянный, безусловно феминский, пронзительный крик из глубин резиденции: «О, Боже, спаси-упаси, неужели они принесли подарки для девочек?»
Да, случались ошибки. Да, это было бы красиво, если бы мы нашли что-нибудь послать домой мальчикам Браунов – кроме пары игрушечных вертолетов, залежавшихся в белодомовском магазине подарков. Но ничего страшного не случилось. Свои американцы легко простили Первой леди этот недостаток вкуса. Да у нее и вовсе нет вкуса. Как у Хиллари Клинтон – до нее. Да и где ей было развивать и утончать свой вкус? Ее потребительские предпочтения так и не вышли за пределы центральной торговой точки в Чикаго. К тому же время сейчас такое – что не до вкуса и всяческих утонченностей. Не до «подарочных страстей» да прямо заскока на этой почве у Нэнси Рейган. Конечно, конфуз с Браунами был явным просчетом, и все-таки это как-то сработало в пользу Мишели Обамы.
Англичане устроили галдеж и увидели в этом нарушении гостевого этикета какой-то замаскированный мессидж со стороны Мишели, включая все – от ее реакции на европейскую работорговлю до упадка британской морской мощи. Но американские женщины поняли оплошность Мишели напрямую и еще больше поддержали ее (в рейтингах). Времена нынче хилые, достать развлекательные безделушки не так легко, как раньше, и леди Белого дома просто измотана в данный момент.

 Вопреки монаршему протоколу
Но на этом недоразумения Мишели Обамы с британским официальным этикетом не окончились. Когда в Лондоне в начале апреля завершилось совещание «большой двадцатки» экономически продвинутых государств, королева Елизавета II устроила в их честь прием в Букингемском дворце. На следующий день ведущие британские газеты опубликовали «возмутительные» фотографии королевы и супруги президента США, на которых они стоят рядом, причем Мишель Обама широким дружеским жестом обняла престарелую королеву со спины. Эти снимки шокировали весь светский мир Соединенного королевства. Оказывается, Мишель, которая к тому же была на 30 сантиметров выше королевы, злостно нарушила монарший протокол, который возник еще в Средние века. Согласно ему, никто не имеет права дотрагиваться до британского монарха, а он может прикоснуться к любому подданному или иностранцу.
Дальше – больше. Президент США подобрался с другой стороны, и вот оба они – Барак и Мишель – заключили королеву в совершенно невозможное по этикету дружелюбное полуобъятие. И хотя газеты лютовали, королевский двор не выказал никакого монаршего неудовольствия. Мало того, на снимке королева и Мишель, нарушая протокол, смотрели вниз и, по мнению Daily Mail, оживленно обсуждали свои туфли.
Сейчас, глядя на эти забракованные британской прессой снимки, испытываешь невольное умиление и нежность к маленькой старушке-королеве в розовом платье, заботливо окруженной с двух сторон доброжелательными великанами в черном. Старушка явно довольна своими заморскими экспансивными гостями и даже слегка прильнула к широкому , бойцовскому плечу Мишели ( а у нее бицепсы почище боксерского профи). Может быть, в самом деле пора ломать безжалостный монарший протокол. Очень уж это бессердечно, холодно и одиноко – быть навсегда лишенной случайного человеческого тепла и ласки, заключенных в простом касании или пожатии руки.

 Рекорды Мишели Обамы
Мишель Обама была второй, после Хиллари Клинтон, первой леди, пришедшей в Белый дом с дипломом юриста или, скорее, со степенью доктора права. И Мишель, может быть, единственная женщина в Соединенных Штатах, кто может уйти со службы на 4 года или даже на восемь лет и при этом нисколько не беспокоиться об утрате своей профессиональной квалификации. Такой у нее высокий и отменный рабочий стаж.
Мишель Обама поставила много рекордов в своей волонтерской деятельности первой леди. Прежде всего, она никак не похожа на американскую первую леди – исключительно самобытна. Как и ее супруг Барак Обама нисколько не похож на американского президента – настоящая белая (хотя и черная) ворона в Белом доме. Тем и привлекает, хотя и многим другим, не менее притягательным.
Оба они – первая чернокожая президентская пара в истории Америки. Они же – первая президентская пара, до сих пор влюбленные друг в друга. Несмотря на 17 лет брака, на двоих детей и тяготы, нервы, разлуки затянувшейся предвыборной кампании, супруги Обамы неровно дышат друг о друге, откровенно, хотя и неосознанно, романятся на публике. От них буквально исходят эротические флюиды. Сказать, что в Белом доме появился секс, - по-русски неприлично. Но по-английски об этом пишут часто, в том числе такой вот заголовок: «С каких это пор Первая пара хотят друг друга?»
Или взять этот знаменитый «любовный» снимок, снятый на балу в инаугурационную ночь. Там Барак отдал свой пиджак Мишели, и они оба стоят, засунув руки в карманы, упираясь друг в друга лбами, покачиваясь, таинственно улыбаясь, - истомленные счастьем, любовью, нежностью и желанием. Похоже, только сейчас мы узнаем, как на деле выглядит счастливый и прочный брак между равными во всем любовниками.
В основном даже в наши времена американцы предпочитают старомодный президентский брак и в особенности старомодную первую леди. Подобно тем, кто настаивает, что супружество их родителей было исключительно счастливо, что семьи были крепче сто лет назад, что Бог сотворил мужчин моряками и лидерами, а женщин – безопасной гаванью и помощницами, - короче, подобно всем, кто живет в своем настоящем тревожно и смутно, американцы по большей части предпочитают утешительную фантазию небывалого.
Мишель Обама следует этой старомодной модели, посещая шелтеры для бездомных, разливая суп для бедных в волонтерских кухнях, одеваясь скромно и недорого, хотя и очень стильно, в тяжелые времена, прижимая к груди бесчисленное число детей и, наконец, объявив себя, свою основную роль в администрации Обамы – «Первой мамой» Америки. Но содержание этих старомодных акций было, вне сомнения, ее личное. И было – и есть всегда – от нее ощущение: «Я сама выбираю эту роль». Ни – подобное Хиллари Клинтон – притворство, ни вежливое недоумение Лоры Буш. И если американцы продолжают присматриваться к Белому дому в поисках своей фантазийной формы женитьбы для президента, они ее, похоже, уже нашли.
 
  О лице и о маске
СМИ неоднократно сравнивали Мишель Обаму с бывшими первыми леди США. За идеологические взгляды Мишель сравнивают с Элеонор Рузвельт, за влияние на мужа – с Нэнси Рэйган и за то, что «она не такая, как мы», - с Хиллари Клинтон. Но Мишель неизменно ускользает от любой попытки ее пришпилить к образцу. Несмотря на ее искренность, прямоту суждений и экспансивность (раскрытые объятия всем без различия детям), эта атлетически сложенная гигантша – привлекательная и женственная, научилась на горьком опыте избирательных кампаний раскрываться перед нацией очень осторожно и малыми дозами. Но не научилась – пока что – скрывать свои чувства и впечатления.
Традиционное лицевое выражение первой леди – пародия на благовоспитанность: таинственное сочетание теплоты, любезности и сдержанности. Но не на этот раз! Вот что поражает в Мишели Обаме в ее первые сто дней в Белом доме – неукротимая энергия, пыл, экспансивность, радость обладания (Белым домом, понятно). Даже черно-белая фотка в Washington Post – там оба Обамы сидят в президентской ложе в Центре Кеннеди и смотрят представление танцевальной группы Алвина Айли – даже газетная ретушь не может замазать впечатления, что они вовсю кайфуют. Помахивая зрителям, первая пара излучает ликование, высокий вольтаж. Как еще описать выражение лица Мишели? Журналисты, понятно, благоволят к улыбке, а ее – такая ослепительная, такая лучистая - совсем как у киношной актрисы. Это скалозубая улыбка, подлинный расплыв.
Нигде не видно, чтобы у Джекки Кеннеди, этой Моны Лизы всех первых леди, когда-либо были зубы. Или взять Лору Буш, чья улыбка была такая скрытная и затаенная; ее залакированное выражение лица ничего о ней самой не говорило. Зато с Мишелью – никакой симуляции, никакого притворства; когда она не улыбается, она может выглядеть суровой, непреклонной. (Когда она не улыбается, ваше внимание смещается к ее глазам, в которых можно прочесть тревогу, смятение, даже полный мрак).
Вот почему ее лицо служит одним из чутких сейсмографов этой администрации. После идеально выверенного отказа Лоры Буш выказать малейшую мысль или чувство, после неспособности Хиллари Клинтон убедить нас, что хоть какое выражение ее лица было неумышленным, - после всего этого отменного актерства получить первую леди, чье лицо полно чувства, ума и глубокой серьезности, как-то расстраивает, выбивает, что ли, из колеи. До сих пор это по лицу президента мы судили о переменах во время его срока в Белом доме – о беспокойствах и заботах. Нынче куда более интересно судить о делах в Белом доме по лицу не президента, а первой леди. Бог даст, за четыре года она наконец научится носить маску.


comments (Total: 4)

автору субъективно нравится мишель и ее муж ,вот и все. мне нравится буш и его жена .вот и все ,но я статей об этом не пишу ,хоть и сама журналист

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Usi pusi uti uti,milashka...

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Usi pusi uti uti,milashks...

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Свои американцы легко простили Первой леди этот недостаток вкуса.))))))))))Не свои американцы, а свои либералы в американских СМИ. Соверши бушевская чета подобный проступок, газетчики бы засмеяли их по первое число.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir