СЕМЕН И ЛОХОТРОН
Семен Иосифович возвращался домой с работы. Шел не спеша, наслаждаясь замечательной погодой. В воздухе пахло весной, все цвело, было не очень жарко, а ведь еще несколько месяцев - и снова наступит невыносимая жара. Поэтому Семен Иосифович, прежде чем зайти домой, присел на скамеечку возле дома - воздухом подышать и свежую почту просмотреть. Все как всегда: полно рекламных объявлений.
“И не жалко столько денег на мусор тратить? - подумал он про себя. - Ведь не я один, даже не просматривая, бросаю их в мусорный ящик”.
Среди этого разноцветного хлама выделялся белый конверт. Вытащив его из этой кучи, Семен Иосифович увидел, что это “Безек” прислал очередной счет.
Выбросив “мусорную почту”, Семен зашел в подъезд и поднялся в квартиру. Положив конверт на тумбочку вместе с ключами, включил телевизор и увлекся своим любимым сериалом. И только вечером, взяв в руки газету и подойдя к тумбочке за очками, заметил конверт из “Безека”. При взгляде на сумму у Семена Иосифовича потемнело в глазах... Что это? Откуда такая огромная цифра? Семен получал пособие по старости и подрабатывал, выгуливая милого старичка, и кое-что себе мог позволить, но 700 шекелей за телефон - это слишком.
Забыв про газету, он позвонил сыну и попросил его зайти.
- Что-то случилось?
- Да нет, просто нужно перевести одну бумагу, ты же знаешь, что я с ивритом “на вы”.
После разговора с сыном Семен Иосифович постарался вспомнить, с кем он мог наговорить на такую сумму. За границу он не звонит, если надо пообщаться с сестрой и племянниками, живущими в Америке, то он идет к сыну и они общаются по компьютеру, даже видя друг друга - и, главное, совершенно бесплатно. Кроме него, телефоном пользоваться некому: после смерти жены Раи он жил один, у сына есть мобильный, у внуков тоже, да и не так часто они к нему заходят.
Так и заснул, перебирая в уме, откуда могла набежать такая сумма, а встав утром, решил, что это просто ошибка.
Сын пришел только через день, и Семен Иосифович на минуту даже забыл про письмо, расспрашивая его о жизни, работе и внуках. Когда человеку за семьдесят, его интересует все. Сын сам напомнил ему:
- Папа, у меня не так много времени, что у тебя там за письмо, которое перевести нужно?
Семен дал ему счет и попросил позвонить на “Безек” и узнать, с кем они его перепутали. Оказалось, что Семен Иосифович звонил за границу методом прямого набора. Семен сказал, что он вообще никогда не звонит за границу. Сын, пообщавшись с сотрудницей “Безека”, передал отцу все, что выяснил.
- Папа, ты случайно не играл в интерактивные игры по телевизору?
- В какие игры? - не понял Семен.
- Телевизионные игры, где ответы нужно давать по телефону.
- Да, играл пару раз, там один звонок стоит пять шекелей...
Тут он, хлопнув себя ладонью по лбу, вскрикнул:
- Черт возьми, это же лохотрон! Я звонил, отвечал на вопросы, но почти всегда кто-то оказывался быстрее меня и мне предлагали попробовать свои силы еще раз. А я купился, ну как же, даже пару раз выходил в эфир, правда, ответ был не правильный. Да, облапошили меня, как мальчишку! Ничего не поделаешь, сынок, придется платить за свои ошибки.
После ухода сына Семен Иосифович задумался. Как он, взрослый, умный человек, попался на эту дешевую удочку? Ему получалось уходить от всех страховых агентов и продавцов воздуха (косметика, чудо-травы, суперприборы для лечения всех болезней, таймшер и тому подобное), которые как мотыльки на свет летели на новых репатриантов. А тут... Подвела любовь к кроссвордам и различным шарадам, которых в вечернем эфире было с избытком. Одно настораживало, что все участники какие-то недалекие: вроде и вопросы не сложные, а ответ правильный никак дать не могут. И вот теперь он понял - это был новый способ выкачивания денег из населения.
Да, воистину лохотрон жил, лохотрон жив, лохотрон будет жить!
Елена ФОГЕЛЬ, Рамат-Ган