Страстная неделя по-грузински
В мире
Религия и политика, театральность и тяга к многозначительной символике настолько переплелись в жизни Грузии, что многие судьбоносные для нее события всегда совпадают с различными знаменательными датами. Референдум 1991 года о независимости страны пришелся на день рождения Звиада Гамсахурдиа, «революция роз» и изгнание из Аджарии «царька» Аслана Абашидзе – на осенний и весенний Дни Святого Георгия. А именно в 20-ю годовщину разгона мирного тбилисского митинга, который стал мощным толчком для развала СССР, грузинская оппозиция начала то, что многие называют новой страницей в истории Грузии – бессрочные антиправительственные акции протеста. И фактически жизнь страны разделилась на два периода – до и после 9 апреля.
...В первый, самый многолюдный день манифестаций я стоял в почти 100-тысячной толпе, и вдруг возникло ощущение дежавю. Ведь и в ноябре 2007 года, перед тем как собравшихся на этом месте людей разогнали водометами, газом и резиновыми пулями, скандировались те же лозунги, реяли те же знамена оппозиционных партий, выступали те же лидеры... Но это лишь на первый взгляд. Теперь перед парламентом - не импровизированная, а солидная, радиофицированная трибуна, и на ней рядом с известными оппозиционерами - одна из организаторов «революции роз» Нино Бурджанадзе. Вот вместо наспех написанных лозунгов - заранее размноженные плакаты, в том числе и с фотографиями, на которых Михаил Саакашвили. То прячущийся в Гори за спинами телохранителей от российских самолетов, то обнимающий привезенную из Германии известную порномассажистку... Вот компьютеры для журналистов в специальной палатке пресс-центра. А тут и там мелькают парни и девушки в серебристых жилетах с надписью «Народный защитник». Это представители омбудсмена следят, чтобы не нарушались права митингующих.
Словом, видно, что на этот раз организаторы подготовились совсем по-иному. А главное, они учли опыт ноября 2007-го, когда так и не смогли предложить тысячам съехавшихся со всей страны людей ничего, кроме сменявших друг друга ораторов и певцов.
Теперь оппозиционеры не намерены стоять на одном месте, лишь скандируя: «Миша, уходи!» - они организовали бессрочные акции протеста в самых различных, но обязательно мирных формах. Людей больше не держат на проспекте Руставели круглые сутки, на ночь там остается только несколько десятков активистов. Их обязанность – следить, чтобы главная магистраль оставалась перекрытой.
Каждое утро манифестации начинаются в разных частях города, у «важных объектов», а в 3 часа дня все вновь стекаются к парламенту – обсудить дальнейшие действия. Началось все это после того, как Саакашвили дали сутки для ухода в отставку, он проигнорировал ультиматум, и оппозиция приступила к «акциям гражданского неповиновения».
“Тифлис - обширный амфитеатр, возвышающийся по обоим берегам своей реки», -воскликнул когда-то Александр Дюма, приехавший в Грузию. Сегодня в этом амфитеатре разыгрывается действо, которое чисто по-тбилисски включает в себя все жанры: и драму, и трагикомедию, и фарс, и даже балаганные представления.
Непримиримые враги - руководители страны и лидеры оппозиции - встречаются у Камня поминовения жертв 9 апреля, вместе ставят свечи и, старательно не замечая друг друга, расходятся по своим «рабочим местам». Нино Бурджанадзе просит у народа прощения за то, что «была в этой власти», и многие митингующие оглушительно освистывают ее. Грозные спецназовцы в своих «марсианских костюмах» сидят за решетками парламентских окон, а мы, «с воли», фотографируем их.
Самый авторитетный для грузин человек – Католикос-Патриарх Илия II призывает к благоразумию и примирению, но те, кто не бывает в церкви, не слышат его главных слов: «Военный, поднявший руку на своего брата, больше не будет годен для защиты Родины». Этот призыв к армии ни в коем случае не применять силу против сограждан попросту вырезали (в худших традициях советской цензуры) из проповеди, транслировавшейся тремя главными телеканалами. По ночам на оппозиционеров, дежурящих у парламента, нападают: то неизвестные набрасываются с ножами прямо у палаток, то поодиночке отлавливают и избивают возвращающихся с митинга, то появившиеся вместе с мусорщиками «лица в гражданском» громят пресс-центр. А лидеры оппозиции отменяют «перерыв», назначенный на Вербное воскресенье, напоминая: «В печально известное 7 ноября 2007 года все началось именно так, с прихода людей в форме службы очистки мэрии».
С каким шумом власти обвиняли оппозиционеров в закупках оружия перед 9 апреля! Но оказалось, что те избрали своим оружием не пистолеты с автоматами, а смех. Смех над президентом - «потерять лицо» перед народом для грузина страшнее всего. Поэтому самые примечательные «подмостки» – у новой резиденции президента в старинном районе Авлабар.
Сначала огромное здание забрасывали морковкой и капустой, скандируя, что президент – трус, и распевая любимую песню детворы «Бедный зайчик заболел». Потом во двор запустили живого зайца в красном галстуке – таком же, какой Саакашвили жевал перед телекамерами. Затем галстуки повязали на решетку ограды, заявляя, что от этого исполнится заветное желание народа. А теперь перед решеткой стоит уже целый палаточный городок. Его обитатели круглые сути пикетируют рабочее место президента, с которого тот, кстати, тут же переехал. Но его «успокоили»: то же самое будет происходить и рядом с его остальными четырьмя резиденциями.
А городок здесь разбили особый - рядом с палатками стоят импровизированные клетки. Они символизируют, что «вся Грузия – тюрьма», и оппозиционеры устанавливают их по всему Тбилиси. А «сидеть» в них будут не только борющиеся с властью политики, но и другие популярные в стране люди. Ну а рядом с первыми клетками поселился не кто иной, как всемирно известный кинорежиссер Резо Чхеидзе. Несмотря на свой солидный возраст, автор «Отца солдата» занял палатку под оградой, «украшенной» галстуками.
Что и говорить, многие считают такое поведение противников власти несерьезным. Мол, ждали мы, ждали 9 апреля, думали, что чуть ли не в атаку пойдем, а тут – галстуки да «клетки». Но, во-первых, организаторы «представлений» не скрывают, что придумывают их, дабы народ не «закисал» на акциях и чтобы пикетирование госучреждений не только мешало работе, но и носило обидный для власти характер. А во-вторых, опять-таки надо учитывать склонность грузин к импровизации и театрализованности. Так что за веселым на первый взгляд времяпрепровождением стоят серьезные действия.
Многотысячный марш к зданию Первого государственного телеканала уже вынудил телевизионщиков удовлетворить требование оппозиции освещать ее акции и предоставлять эфир ее лидерам. Окрыленные этой победой да еще тем, что им удалось парализовать транспорт в центре города, оппозиционеры намерены пикетировать главный правительственный телеканал «Рустави-2», перекрыть новые магистрали. А генсек «Движения за единую Грузию» Эка Беселия даже заявила: «Мы пойдем к мэрии, к министерству внутренних дел, к департаменту конституционной безопасности, мирно возьмем все государственные объекты и вернем их народу».
Но горячиться в этом деле не стоит, потому что просто так столь солидные ведомства не захватишь – они слишком хорошо охраняются. Остается лишь пикетирование, но манифестации разрешены только до 16 апреля, и мэрия отнюдь не спешит удовлетворять заявку на их продолжение. «В первой заявке ничего не говорится о перекрытии улиц, но мы уже вынуждены изменить движение 440 автобусов по 55 маршрутам, - заявил столичный мэр. – В дальнейшем блокирование центральных проспектов будет считаться незаконным, и соответствующие службы отреагируют на это». Предупреждение недвусмысленное, но лидер Объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе взял да и объявил «соревнование на перекрытие дорог».... Намного серьезней звучит заявление его единомышленников о том, что помимо Тбилиси самостоятельные акции должны начаться во всех остальных городах страны.
Естественно, возникает вопрос: откуда у оппозиции деньги на все это? Полтора года назад олигарх Бадри Патаркацишвили не скрывал, что главный финансист - он. Теперь Саакашвили утверждает, что его врагов финансирует Москва.
«Нет, - отвечает ему оппозиция, - деньги снова дают грузинские бизнесмены, но их имена мы огласим только после твоей отставки». И вдобавок обвиняет президента, что он сам работает на Кремль - мол, каждое его действие только на руку России.
Но и при всем этом власти не могут не стремиться к диалогу, однако их противники непреклонны: сначала - отставка Саакашвили и лишь потом – любые переговоры. И вот именно в этом многие политологи видят их слабость. Лидеры полутора десятков партий не скрывают, что объединились временно, только для свержения президента. Так что единой, определенной программы у них нет. И действуют они по принципу: свергнем Мишу, а потом будем делить власть. Вот и заявляют многие митингующие, что они не за кого-то из оппозиционеров, а просто против Саакашвили.
Ну как тут не согласиться с экс-главой МИД Саломе Зурабишвили? «В Грузии началась игра на нервах - кто мигнет первым... Мы не собираемся врываться в парламент или резиденцию, но акции продлятся до тех пор, пока Саакашвили не уйдет в отставку, - заявила глава партии «Путь Грузии». - Если же он «мигнет» первым, то есть попытается разогнать митинг, это станет его последним решением в ранге президента». Власти же, в свою очередь, обвиняют оппозицию в готовности к провокациям...
Превратится ли действо на грузинских «подмостках» в драму, решится на Страстной неделе, которая у православных считается самой тяжелой неделей в году. Официальное разрешение на проведение митингов истекает в Великую пятницу, именно в тот день, когда читатели откроют нашу газету. Может, тогда уже будет ясно, насколько у грузин не только горяч характер, но и крепки нервы.
...В первый, самый многолюдный день манифестаций я стоял в почти 100-тысячной толпе, и вдруг возникло ощущение дежавю. Ведь и в ноябре 2007 года, перед тем как собравшихся на этом месте людей разогнали водометами, газом и резиновыми пулями, скандировались те же лозунги, реяли те же знамена оппозиционных партий, выступали те же лидеры... Но это лишь на первый взгляд. Теперь перед парламентом - не импровизированная, а солидная, радиофицированная трибуна, и на ней рядом с известными оппозиционерами - одна из организаторов «революции роз» Нино Бурджанадзе. Вот вместо наспех написанных лозунгов - заранее размноженные плакаты, в том числе и с фотографиями, на которых Михаил Саакашвили. То прячущийся в Гори за спинами телохранителей от российских самолетов, то обнимающий привезенную из Германии известную порномассажистку... Вот компьютеры для журналистов в специальной палатке пресс-центра. А тут и там мелькают парни и девушки в серебристых жилетах с надписью «Народный защитник». Это представители омбудсмена следят, чтобы не нарушались права митингующих.
Словом, видно, что на этот раз организаторы подготовились совсем по-иному. А главное, они учли опыт ноября 2007-го, когда так и не смогли предложить тысячам съехавшихся со всей страны людей ничего, кроме сменявших друг друга ораторов и певцов.
Теперь оппозиционеры не намерены стоять на одном месте, лишь скандируя: «Миша, уходи!» - они организовали бессрочные акции протеста в самых различных, но обязательно мирных формах. Людей больше не держат на проспекте Руставели круглые сутки, на ночь там остается только несколько десятков активистов. Их обязанность – следить, чтобы главная магистраль оставалась перекрытой.
Каждое утро манифестации начинаются в разных частях города, у «важных объектов», а в 3 часа дня все вновь стекаются к парламенту – обсудить дальнейшие действия. Началось все это после того, как Саакашвили дали сутки для ухода в отставку, он проигнорировал ультиматум, и оппозиция приступила к «акциям гражданского неповиновения».
“Тифлис - обширный амфитеатр, возвышающийся по обоим берегам своей реки», -воскликнул когда-то Александр Дюма, приехавший в Грузию. Сегодня в этом амфитеатре разыгрывается действо, которое чисто по-тбилисски включает в себя все жанры: и драму, и трагикомедию, и фарс, и даже балаганные представления.
Непримиримые враги - руководители страны и лидеры оппозиции - встречаются у Камня поминовения жертв 9 апреля, вместе ставят свечи и, старательно не замечая друг друга, расходятся по своим «рабочим местам». Нино Бурджанадзе просит у народа прощения за то, что «была в этой власти», и многие митингующие оглушительно освистывают ее. Грозные спецназовцы в своих «марсианских костюмах» сидят за решетками парламентских окон, а мы, «с воли», фотографируем их.
Самый авторитетный для грузин человек – Католикос-Патриарх Илия II призывает к благоразумию и примирению, но те, кто не бывает в церкви, не слышат его главных слов: «Военный, поднявший руку на своего брата, больше не будет годен для защиты Родины». Этот призыв к армии ни в коем случае не применять силу против сограждан попросту вырезали (в худших традициях советской цензуры) из проповеди, транслировавшейся тремя главными телеканалами. По ночам на оппозиционеров, дежурящих у парламента, нападают: то неизвестные набрасываются с ножами прямо у палаток, то поодиночке отлавливают и избивают возвращающихся с митинга, то появившиеся вместе с мусорщиками «лица в гражданском» громят пресс-центр. А лидеры оппозиции отменяют «перерыв», назначенный на Вербное воскресенье, напоминая: «В печально известное 7 ноября 2007 года все началось именно так, с прихода людей в форме службы очистки мэрии».
С каким шумом власти обвиняли оппозиционеров в закупках оружия перед 9 апреля! Но оказалось, что те избрали своим оружием не пистолеты с автоматами, а смех. Смех над президентом - «потерять лицо» перед народом для грузина страшнее всего. Поэтому самые примечательные «подмостки» – у новой резиденции президента в старинном районе Авлабар.
Сначала огромное здание забрасывали морковкой и капустой, скандируя, что президент – трус, и распевая любимую песню детворы «Бедный зайчик заболел». Потом во двор запустили живого зайца в красном галстуке – таком же, какой Саакашвили жевал перед телекамерами. Затем галстуки повязали на решетку ограды, заявляя, что от этого исполнится заветное желание народа. А теперь перед решеткой стоит уже целый палаточный городок. Его обитатели круглые сути пикетируют рабочее место президента, с которого тот, кстати, тут же переехал. Но его «успокоили»: то же самое будет происходить и рядом с его остальными четырьмя резиденциями.
А городок здесь разбили особый - рядом с палатками стоят импровизированные клетки. Они символизируют, что «вся Грузия – тюрьма», и оппозиционеры устанавливают их по всему Тбилиси. А «сидеть» в них будут не только борющиеся с властью политики, но и другие популярные в стране люди. Ну а рядом с первыми клетками поселился не кто иной, как всемирно известный кинорежиссер Резо Чхеидзе. Несмотря на свой солидный возраст, автор «Отца солдата» занял палатку под оградой, «украшенной» галстуками.
Что и говорить, многие считают такое поведение противников власти несерьезным. Мол, ждали мы, ждали 9 апреля, думали, что чуть ли не в атаку пойдем, а тут – галстуки да «клетки». Но, во-первых, организаторы «представлений» не скрывают, что придумывают их, дабы народ не «закисал» на акциях и чтобы пикетирование госучреждений не только мешало работе, но и носило обидный для власти характер. А во-вторых, опять-таки надо учитывать склонность грузин к импровизации и театрализованности. Так что за веселым на первый взгляд времяпрепровождением стоят серьезные действия.
Многотысячный марш к зданию Первого государственного телеканала уже вынудил телевизионщиков удовлетворить требование оппозиции освещать ее акции и предоставлять эфир ее лидерам. Окрыленные этой победой да еще тем, что им удалось парализовать транспорт в центре города, оппозиционеры намерены пикетировать главный правительственный телеканал «Рустави-2», перекрыть новые магистрали. А генсек «Движения за единую Грузию» Эка Беселия даже заявила: «Мы пойдем к мэрии, к министерству внутренних дел, к департаменту конституционной безопасности, мирно возьмем все государственные объекты и вернем их народу».
Но горячиться в этом деле не стоит, потому что просто так столь солидные ведомства не захватишь – они слишком хорошо охраняются. Остается лишь пикетирование, но манифестации разрешены только до 16 апреля, и мэрия отнюдь не спешит удовлетворять заявку на их продолжение. «В первой заявке ничего не говорится о перекрытии улиц, но мы уже вынуждены изменить движение 440 автобусов по 55 маршрутам, - заявил столичный мэр. – В дальнейшем блокирование центральных проспектов будет считаться незаконным, и соответствующие службы отреагируют на это». Предупреждение недвусмысленное, но лидер Объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе взял да и объявил «соревнование на перекрытие дорог».... Намного серьезней звучит заявление его единомышленников о том, что помимо Тбилиси самостоятельные акции должны начаться во всех остальных городах страны.
Естественно, возникает вопрос: откуда у оппозиции деньги на все это? Полтора года назад олигарх Бадри Патаркацишвили не скрывал, что главный финансист - он. Теперь Саакашвили утверждает, что его врагов финансирует Москва.
«Нет, - отвечает ему оппозиция, - деньги снова дают грузинские бизнесмены, но их имена мы огласим только после твоей отставки». И вдобавок обвиняет президента, что он сам работает на Кремль - мол, каждое его действие только на руку России.
Но и при всем этом власти не могут не стремиться к диалогу, однако их противники непреклонны: сначала - отставка Саакашвили и лишь потом – любые переговоры. И вот именно в этом многие политологи видят их слабость. Лидеры полутора десятков партий не скрывают, что объединились временно, только для свержения президента. Так что единой, определенной программы у них нет. И действуют они по принципу: свергнем Мишу, а потом будем делить власть. Вот и заявляют многие митингующие, что они не за кого-то из оппозиционеров, а просто против Саакашвили.
Ну как тут не согласиться с экс-главой МИД Саломе Зурабишвили? «В Грузии началась игра на нервах - кто мигнет первым... Мы не собираемся врываться в парламент или резиденцию, но акции продлятся до тех пор, пока Саакашвили не уйдет в отставку, - заявила глава партии «Путь Грузии». - Если же он «мигнет» первым, то есть попытается разогнать митинг, это станет его последним решением в ранге президента». Власти же, в свою очередь, обвиняют оппозицию в готовности к провокациям...
Превратится ли действо на грузинских «подмостках» в драму, решится на Страстной неделе, которая у православных считается самой тяжелой неделей в году. Официальное разрешение на проведение митингов истекает в Великую пятницу, именно в тот день, когда читатели откроют нашу газету. Может, тогда уже будет ясно, насколько у грузин не только горяч характер, но и крепки нервы.
comments (Total: 23)
Но что-то тушуетесь вы сказать о роли США во всем этом маскараде.