ПО 1000 БОЕГОЛОВОК - И В ЛАДУ С АМЕРИКОЙ!
Сама встреча и предшествующие консультации сторон фактически ставят крест на прошлом. И слава Богу. Американская делегация еще в Москве ознакомила президента Медведева с проектом доклада о будущем наших отношений.
Доклад начинается так: “Малое количество стран имеют такое значение для нашего успеха, как Россия. Американская решимость улучшить отношения с Россией - это вовсе не награда, которая должна быть предоставлена за хорошее поведение Москвы на мировой арене, не поощрение внутренней политики российского правительства. Скорее, это признание важности сотрудничества с Россией для достижения необходимых Америке целей”.
Никаких ультиматумов или снисходительных уступок. Только осознание своей же, американской пользы.
Однако не все так просто. У фронтового поэта Бориса Слуцкого в стихотворении “Полный поворот дивизии” есть такие строчки:
Дивизия на сто восемьдесят
градусов поворачивается.
Меняются местами
её тылы и фронты.
Земля и та с меньшим скрипом,
наверное, оборачивается,
катаясь до бесконечности
среди родной пустоты.
Поворот дивизии
похож на переворот
в средних размеров державе.
Водки и провизии
нужно невпроворот,
чтоб его поддержали.
Россия – далеко не дивизия и не средних размеров держава.
Военные аналогии оправданны, потому что главное в переговорах двух стран - стратегические вооружения.
Первым снял перчатку и протянул руку Барак Обама. За два месяца до лондонской встречи из его администрации была организована утечка информации не в какую-нибудь другую газету, а именно в лондонскую “Таймс”. Американская сторона предлагает сократить количество стратегических ракет с ядерными боеголовками до 1 тысячи. Почти в четыре раза.
В годы “холодной войны”, как мы помним, боезапас каждой державы насчитывал более 10 тысяч ядерных боеголовок. Сущее сумасшествие. Хватит, чтобы шестнадцать-восемнадцать раз уничтожить все живое на Земле. По договору 1991 года число их резко сократилось. Примерно до 3-4 тысяч боеголовок. В декабре договор о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1) прекращает действие. И страны вольны наращивать или сводить их к минимуму.
Что дает США предложение Обамы – пусть американцы считают и думают. Нам же, имея военный бюджет, в десятки раз уступающий американскому, тягаться с Америкой в гонке вооружений бессмысленно и разорительно.
Бессмысленно, потому что, во-первых, не в состоянии, а, во-вторых, и того, что есть, вполне достаточно. Любые расчеты показывают: в случае столкновения сверхдержав арсеналы, битком набитые, уже не понадобятся. Ни России, ни “предполагаемому противнику”, как говорили в советские времена. Тем не менее – состязались. И на том экономика СССР надорвалась.
В годы перестройки секретарь ЦК КПСС Александр Яковлев говорил, что во много раз дешевле и проще всем работникам военно-промышленного комплекса просто так зарплату платить, чем волочить непомерный груз ВПК.
Урок не впрок. По-прежнему всё бросаем на армию. За годы правления Путина государственный оборонный заказ вырос в 7 раз.
Армию перевооружать надо – безусловно, кто б спорил. Парадокс (вообще-то не парадокс, а грустная закономерность), что перевооружения не видно.
Видны постыдные скандалы. Был контракт с Алжиром на поставку 34 истребителей МиГ-29 СМТ и МиГ-29 УБТ. На 1,3 миллиарда долларов. В прошлом году выполнили заказ. Алжирцы посмотрели и ахнули – брак! Вернули. Потребовали возвратить деньги. Сейчас завершается суд над виновниками. Государственный обвинитель утверждал, что комплектующие для самолетов куплены у ...”неустановленных лиц”. А для своих военно-воздушных сил так же делали боевые машины? Можно не сравнивать. Потому что Министерство обороны закупило для нашей армии 24 забракованных алжирцами самолета.
В Военно-воздушных силах страны 291 МиГ. Полеты на них практически запрещены после трех катастроф в конце прошлого и начале нынешнего года. Потому что самые “новые” – выпуска 1993 года.
Между тем деньги тратятся. В феврале премьер-министр Путин объявил, что уставный капитал корпорации “МиГ” будет увеличен в три раза за счет государства. Убыток компании за год - 11 миллиардов рублей, долги – 45 миллиардов.
В 1998 году начали делать новейшую ракету “Булава”. Специально для нее построили атомный подводный крейсер “Юрий Долгорукий”. Другие ракеты для него не годятся. С 2003 “Булава” не может пройти испытания.
На заседании военно-промышленной комиссии главного конструктора спросили, почему работы так плохо идут. Он ответил: “Работы идут хорошо, результат плохой”.
Известный разработчик ракет советских времен, заместитель начальника отдела ракетного вооружения Военно-морского флота агентства “Роскосмос” Павел Бузаев незадолго до смерти говорил, что контроля над ВПК нет:
“Ни один член Госкомиссии, принимающей “Булаву”, ее не видел. Ее никому из специалистов не показывают... Хотя я замначальника отдела, который напрямую должен заниматься “Булавой”. Но... в нашем агентстве... нет ни одного ее чертежа. Никто ни в чем не сомневается и не задает никаких вопросов... А бюджетные деньги текут рекой”.
Предложение президента Обамы о резком сокращении стратегических вооружений дает России шанс сэкономить на содержании устарелых ракет и ракетных воинских подразделений большие деньги, направить их на действительное перевооружение, на оснащение армии современной техникой.
Оно даст толчок к пересмотру военных затрат.
Оно выгодно стране со всех сторон.
Но невыгодно промышленно-политической махине ВПК. “Потенциальный противник” – прекрасное идеологическое обоснование для обширных бюджетных трат. Как развернуть, повернуть или хотя бы укротить аппетиты этого чудовища?
У президента Медведева практически нет нового, своего государственно-политического аппарата. Существующий – стеной на страже статус-кво. Наступление уже началось. Министр обороны Сердюков, зная о встрече президентов, о потеплении отношений, пугает страну: “В 2008 году руководство США стремилось к наращиванию военного присутствия у границ с Россией.
Стремления американской стороны были нацелены на получение доступа к сырьевым, энергетическим и другим ресурсам стран СНГ, активно поддерживались процессы, направленные на вытеснение России из пространства ее традиционных интересов”.
Другой мощный инструмент влияния - кризис, растущая безработица. “Большинство оборонных предприятий - градообразующие, от них зависит благосостояние миллионов граждан, - напомнил недавно премьер-министр Путин. - Поэтому от государства требуется адекватная реакция”.
Глава корпорации “Ростехнологии” Сергей Чемезов предупредил: “Треть предприятий российского оборонного комплекса находится на грани банкротства”.
Хватит ли у президента Медведева решимости на поворот дивизии при таком раскладе сил - сказать очень трудно.
Москва
comments (Total: 4)
Ved i zdes derma hvataet.
Kakya gluppost. Peremeni sdelani uje v proshlom godu W.bushem i ego administraciei.
A ved v svoe vremiya USA ne ispolnili usloviya dogovora, a Rossiyane molodci, sderjali svoe slovo, ya sama rabotala v etoi sisteme.
No US tolko uhmilyalos pokazivaya belie zubi. Kotorie inogda hochestya vibit.
US uje ne ta chto bila, led tronulsya. Paradom budut komandovat uje drugie, US mojet tolko pohlopat ot dosadi.