Нужна ли нам эта война?

Мнения и сомнения
№37 (333)

Никто так громко не выступает сегодня за вторжение в Ирак, как вице-президент Дик Чейни. Мы должны свергнуть Саддама, говорит он, этот человек грозит миру оружием массового уничтожения, он главный спонсор международного терроризма. Я уверен, что диктатор уже имеет химическое и бактериологическое оружие, уверяет нас вице-президент, а возможно и ядерное.
Многие видные политики, в том числе и столпы республиканской партии, подвергают слова своего однопартийца сомнению. Среди них - один из лидеров «Великой старой» в Палате представителей Дик Арми, заявивший, что ЦРУ не предоставило доказательств в пользу того, что Саддам уже обладает атомной бомбой или близок к ее созданию. Что же касается поддержки терроризма, в частности, обвинений багдадского режима в связях с «Аль-Каедой», то и здесь Чейни выдает скорее желаемое за действительное. Информация о том, что разведчики Саддама встречались в Праге с руководителем пилотов-камикадзе Мохаммедом Аттой, не подтверждается, увы, ни ЦРУ, ни ФБР. «Мы тщательно проработали эту версию,- отметил недавно директор ФБР Роберт Мюллер,- но оказалось, что в то время, когда Атта якобы должен был встречаться с людьми Саддама в столице Чехии, он находился в Вирджиния-Бич». Спецслужбы утверждают одно, а вице-президент вкупе с министром обороны Дональдом Рамсфелдом совершенно иное.
Нынешняя позиция Чейни вообще вызывает удивление, учитывая его взгляды на иракскую проблему в не таком уж далеком прошлом. Газета «Уолл-стрит джорнэл», которая более чем кто-либо из печатных изданий нашей страны поддерживает и пропагандирует планы администрации в отношении Ирака, заметила в номере от 28 августа, что несколько лет назад многие из врагов Саддама в США опасались, что Чейни выступит против решительных шагов в отношении багдадского режима. Более того, начнет проводить курс на отмену санкций. Ведь именно Чейни в бытность управляющим компанией Hallibarton, занимающейся поставками нефтяного оборудования, способствовал активизации ее торговых отношений с Багдадом. Поставки техники осуществляли дочерние фирмы концерна, расположенные в Европе. Доходы исчислялись миллиардами долларов. Как видим, санкции санкциями, а денежки, пахнущие иракской нефтью, с помощью м-ра Чейни попадали в сейфы родной компании. И никто его не укорял за это.
Нынешнюю метаморфозу, случившуюся с Чейни, многие объясняют событиями 11 сентября. Но разве Ирак – главный спонсор международного терроризма? А как же Иран, на чьем иждивении находится «Хезболла», как же Саудовская Аравия, щедро финансирующая «ХАМАС»? Не король ли Фахд и наследный принц Абдалла инициировали кампанию по сбору средств в помощь семьям шахидов, взрывающих себя в Израиле, лично выделив на эти цели миллионы долларов? Да, и Саддам здесь отличился, но его пенсион палестинским террористам не идет ни в какое сравнение с теми суммами, которые выделяет королевский дом в Эр-Рияде.
В Саудовской Аравии представители радикального ислама чувствуют себя более чем вольготно, зато в Ираке пикнуть не смеют, понимая, что топор опустится на голову немедленно. Два характерных примера. Одна из израильских газет опубликовала интервью с молодым евреем, убежавшим из Ирака. Так вот, этот парень рассказал, что на пляжах страны можно спокойно лицезреть девушек в бикини, в Багдаде и других городах работают дискотеки, где собирается молодежь, танцующая под западные мелодии!
Можно ли увидеть такие картины в Иране или Саудовской Аравии? В марте прошлого года в последней произошел чудовищный случай. Во время пожара в Мекке религиозная полиция загнала обратно в горящее здание 15 девушек только потому, что они выскочили на улицу, спасаясь, не покрыв голову и лицо. Ужасный грех! Все 15 девушек сгорели заживо.
Союзники по НАТО, не только Франция или Германия, но даже и Англия, требуют от Вашингтона представить им не предположения и догадки, которыми оперируют Чейни и Рамсфелд, а конкретные доказательства вины Саддама. А если не предоставят, что тогда? «Тогда они будут искать любой предлог, чтобы нанести упреждающий удар»,- пишет в газете USA Today член ее Board of Contributors, писатель и журналист Джеймс Бемфорд, автор книги Body of Secret: Anatomy of the Ultra-National Security. Такое уже в прошлом было. Бемфорду удалось получить в свое распоряжение долго скрываемые от глаз американской общественности документы, связанные с подготовкой вторжения американских войск на Кубу в начале 60-х годов прошлого столетия, т.н. «Операция Норзвудс» (Operation Northwoods). После разгрома антикастровских сил в Заливе свиней, в подготовке которых участвовало ЦРУ, роль низвергателя Фиделя взяли на себя американские военные. Был составлен план, о котором мы упомянули выше, исходя из него следовало внушить согражданам, что революционная власть в Гаване точит нож на американцев, подготавливая диверсии в американских городах, включая убийства невинных граждан. Если верить информации Бемфорда, то не исключались и реальные, а не только пропагандистские акции, например, потопление лодок с беженцами из Кубы, направлявшимися в США. Однако тогдашний министр обороны Роберт Макнамара план отверг, не желая брать на себя всю полноту ответственности.
Меньше церемонились президент Линдон Джонсон и Макнамара в отношении поиска повода для эскалации конфликта во Вьетнаме. «В качестве цели-подставки, - пишет Бемфорд,- решили пожертвовать тихоходным эсминцем USS Maddox. Идея была проста: спровоцировать северовьетнамские ВМФ открыть огонь по американскому военному кораблю и даже позволить потопить его. Северовьетнамцы действительно отреагировали на появление американского корабля, как на враждебные действия,- продолжает Бемфорд,- и выпустили по нему торпеду. Но она, к счастью, прошла мимо цели.
Макнамара, однако, на этом не остановился. Эсминец USS Maddox вернулся на старую позицию, но уже не один, а в сопровождении более крупного корабля USS C. Turner Joy. В Вашингтон поступило сообщение – «нас атаковали». На самом деле никакой атаки не было, команде «показалось». Но для Джонсона и Макнамары этого было достаточно. Они обратились в Конгресс за поддержкой, где и была принята т.н. «Тонкинская резолюция», - пролог широкомасштабной Вьетнамской войны, стоившей жизни 50 тысячам американцев».
Большую роль в принятии внешнеполитических решений Буша-сына играют его отец и члены бывшей команды, т.н. «группа 8-ми». В нее входят, кроме Буша-старшего и Дика Чейни, занимавшего в первой «бушевской» администрации пост министра обороны, еще шесть человек: помощник по национальной безопасности Брент Скоукрофт, его заместитель Роберт Гейтс, бывший госсекретарь Джеймс Бейкер, вице-президент Дэн Куэйл, нынешний глава американского внешнеполитического ведомства Колин Пауэлл и руководитель аппарата сотрудников Белого дома при Буше-старшем Джон Сунуну. Сегодня восьмерка разделилась на два лагеря. В лагере противников войны оказались такие политические тяжеловесы республиканского истеблишмента, как Скоукрофт и Бейкер - самые близкие люди Буша-старшего. К ним примыкает и Колин Пауэлл. Недавняя статья Скоукрофта в «Уолл-стрит джорнэл», в которой он фактически выступил против войны с Ираком, вызвала эффект разорвавшейся бомбы: как же, ведь против свержения Саддама выступил человек, взгляды которого редко расходятся со взглядами отца президента. «Нападение на Ирак в нынешней ситуации может свести на нет все наши усилия по борьбе с международным терроризмом,- отметил опытнейший политик.- Загнанный в угол диктатор действительно может привести в действие оружие массового поражения, если таковое у него имеется, спровоцировать войну всего арабского мира против Израиля. Правительство США не может не принимать во внимание позицию мирового сообщества и наших союзников, которые решительно против этой операции». Практически с этих же позиций выступил в «Нью-Йорк таймс» и Джеймс Бейкер, который заявил, что начинать кампанию в Ираке в одиночку, без одобрения ее в ООН - и не разумно, и опасно. Сторону Скоукрофта и Бейкера с некоторыми оговорками принял и Колин Пауэлл. Сам Буш-старший хранит молчание, однако большинство политологов считают, что публичные выступления Скоукрофта и Бейкера говорят в пользу того, с кем отец нынешнего президента. Если это так, то сын получил от папы ясное предупреждение: не лезь на рожон, сохраняй трезвую голову.
После столь серьезной критики политики нынешней администрации в отношении Ирака Бушу очень непросто начать свои действия, не предоставив нации четких доказательств наличия у Саддама оружия массового поражения. Имеются ли они у него? Источники из Белого дома, пожелавшие остаться анонимными, сообщили, что в «нужное время и в нужный час будет опубликовано все, что имеется в нашем распоряжении». Нам предлагают подождать наступления «часа Х». А пока он наступит, поддержка президента Буша в отношении войны в Ираке со стороны общественности может подвергнуться серьезной эрозии, о чем уже свидетельствуют последние опросы общественного мнения. Если раньше противников войны было не более 20-25 процентов, то теперь таковых 40-45 процентов. Показатели становятся еще выше, когда речь заходит о возможных потерях. Хотя большинство американцев считают режим в Багдаде угрозой национальной безопасности США, растет и число тех, кто не хотел бы, чтобы США ввязывались в драку в одиночку....


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir