Горькая пилюля для Обамакера
Америка
Сегодняшний Обамакер значительно отличается от закона, принятого в 2010 году. Он стал другим благодаря тем изменениям, которые чиновники во главе с президентом, используя всевозможные технические предлоги, внесли без ведома законодателей.
За две недели до знаменательной даты, – 31 марта – после которой каждый незастрахованный американец будет вынужден платить штраф за отсутствие страховки, администрация Обамы прилагает все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы сохранить свой фирменный закон в его нынешнем виде. Я имею в виду, что сегодняшний Обамакер значительно отличается от закона, принятого в 2010 году. Он стал другим благодаря тем изменениям, которые чиновники во главе с президентом, используя всевозможные технические предлоги, внесли без ведома законодателей.
Обама сотоварищи постарались отсрочить введение тех положений закона, которые могли бы помешать демократам на престоящих выборах.
Так они отсрочили введение обязательной страховки для крупных и средних бизнесов, чтобы осенью не началась вторая волна отмены страховых планов, что стало бы крушением все планов истеблишмента демократов.
Прошлой осенью, чтобы сбить накал страстей, Обама разрешил страховым компаниям продавать «катастрофические» планы, не соответствующие завышенным параметрам Обамакера. Затем, особым распоряжением министра здравоохранения, владельцам таких «катастрофических» планов вообще разрешили не покупать страховку, приравняв американцев, потерявших свои полисы, к жертвам стихийного бедствия. (Яркий пример оговорки по Фрейду – Обамакер приравнивается к стихийному бедствию).
Теперь, чтобы не платить обусловленный законом штраф, налогоплательщик может указать в специальной форме для налогового управления, что он не смог найти на бирже медстраховок полиса, который бы соответствовал его средствам. И все – штрафа не будет.
Но на этом администрация не остановилась. То ли, февральские «достижения» бирж медстраховок (вопреки прогнозам администрации в феврале на Обамакер зарегистрировалось меньше миллиона человек), то ли политическая необходимость, но чиновники продлили срок действия этого положения (право не покупать страховку по Обамакеру, если потерял прежнюю) до осени 2016 года.
Причем, это подзаконное распоряжение было так умело замаскировано бюрократами из минздрава, что журналисты из Wall Street Journal, первой сообщившей об этом нововведении, обнаружили его случайно, разбираясь с очередным меморандумом министра здравоохранения Кэтлин Сибелиус.
В мартовском меморандуме это продление было замаскировано как распоряжение министра «продлить еще на два года действие пункта №2 декабрьского меморандума».
Вот так запросто, естественно – с подачи своего шефа, также наплевательски относящегося к Конституции и законодательству страны, обамовские чиновники тайком переписывают закон.
Подобная практика, кстати, доводит республиканцев в Палате представителей до бешенства. На прошлой неделе конгрессмены приняли закон, позволяющий подавать в суд на генерального менеджера страны, отказывающегося вводить в действие, принятые законы.
«Президент Обама уже который год придерживается простой тактики, - заявил на слушаниях глава юридического комитета палаты Боб Гудлатте. - Если Конгресс принимает закон, с которым он не согласен, президент и его администрация не торопятся его исполнять, демонстрируя полное неуважение к Конституции США».
Глава республиканской фракции, конгрессмен из Вирджинии Эрик Кантор , заявил, что попытки президента расширить свои полномочия переходят границы дозволенного. Администрация Обамы, конечно, отвергает подобные обвинения, а сам президент пообещал наложить на закон вето.
Похоже, Обама готов наложить вето на все, что мешает ему «продвигать свою программу». Ручка-телефон-вето – основные инструменты 44-го президента страны.
На прошлой неделе Обама пообещал наложить вето на другой закон, принятый республиканцами и демократами в Палате представителей. Как мы уже писали, этот закон предусматривает отмену штрафа за отсутствие медстраховки в этом году. То есть закон фактически откладывает на год вступление в силу индивидуального мандата.
Но именно это положение закона, так раздражающее американцев, ни Обама, ни его чиновники отменять не хотят, будто не понимая, что именно этот мандат, придуманный для того, чтобы хоть как-то удовлетворить аппетиты страховых компаний, приведет Обамакер к окончательному краху.
А, может, эта администрация рассчитывает, что штрафы могут помочь выжить этой инвалидной реформе?
Вряд ли. Ни упорство Обамы, ни упрямство министра здравоохранения Сибелиус не смогут вытащить эту реформу из болота, в которое ее загнали ее же создатели. Боюсь, что даже еще одно постановление Верховного суда не поможет Обамакеру выжить в его сегодняшнем виде.
Впрочем, шансы есть. На прошлой неделе республиканцы предложили план, который мог бы несколько поправить незавидное положение обамовской реформы.
Согласно закону о доступном здравоохранении, с 1 апреля вступает в силу положение о сокращении на 24% выплат докторам, принимающим обычную страховку по программе Medicare. Когда это сокращение принимали, обамовские экономисты оговаривали эту меру необходимостью урезать государственные расходы на здравоохранение.
Проблема в том, что такая экономия приведет к тому, что количество врачей, принимающих Medicare, уже значительно снизилось, и продолжит уменьшаться и в будущем. Принимать стариков станет невыгодно.
Другим последствием этой «экономии» станет снижение качества медосблуживания, так как оставшиеся врачи будут вынуждены принимать больше пациентов, чтобы сохранить свой уровень доходов. А при сокращении расценок на четверть вместо четырех пациентов нужно принимать пять. Как говорилось в старом анекдоте – «пять старушек – рубль».
Чтобы избежать такого удара по старикам, республиканцы в Палате представителей подготовили план, позволяющий отказаться от сокращения платежей врачам по Medicare. Для этого достаточно на пять лет отсрочить штраф за отсутствие медстраховки. Таким образом, внедрение Обамакера значительно замедлится, на него будут подписываться не под угрозой штрафа, а те, кому медстраховка действительно нужна. Это позволяет сэкономить на налоговых кредитах за медстраховки в ближайшие 10 лет около 165,5 миллиардов долларов, которые можно будет направить на Medicare.
Вообще-то это не вполне республиканский подход к решению экономической проблемы, о чем уже заметили некоторые консерваторы, но, как утверждают специалисты, такая формула вполне может сработать. Денег на восстановление финансирования Medicare хватит с лихвой. По подсчету независимого бюджетного офиса Конгресса (СВО), на ближайшие 10 лет на финансирование Medicare необходимо 138 миллиардов долларов, так что в казне останется еще 25 с небольшим миллиардов долларов. Правда, в программе есть свои издержки. По подсчетам специалистов, количество незастрахованных американцев за эти десять лет вырастет примерно на 13 миллионов человек и составит 43 миллиона. Но неизвестно, сколько американцев останется незастрахованными, если обамовские чиновники продолжат его так же “успешно” внедрять. Пока что их дорогостоящие попытки особых успехов не принесли.
Несмотря на бравурные отчеты министра Сибелиус и ее помощников, согласно данным опросов, обамовские страховки купили чуть больше миллиона незастрахованных американцев. И если уже сейчас ажиотаж пошел на убыль, вряд ли эту тенденцию удастся изменить. Разве что Обама решит увеличить штрафы раз в десять, или объявит отсутствие страховки уголовным преступлением.
План республиканцев мог бы стать спасением для тонущей реформы, но пока демократический истеблишмент отказывается обсуждать подобный вариант, называя его «отравленной пилюлей». Демократы кричат о срыве двухпартийного соглашения о пересмотре тарифной сетки для врачей, работающих с Medicare.
Действительно, в феврале было достигнуто такое соглашение, о чем представители обеих партий из обеих палат торжественно сообщили журналистам. Но при этом высокие договаривающиеся стороны так и не согласовали источники финансирования этой миниреформы. И пока непонятно, что могут предложить демократы в этом плане. А республиканский план вполне приемлем.
Как сообщил спикер Палаты представителей Джон Бейнер, в ближайшее время он собирается предложить стратегию развития Medicare на обсуждение Палаты. Положение об отсрочке штрафов за страховки на пять лет войдет в законопроект как дополнение о финансировании программы.
В том, что республиканцам в Палате удастся заручиться поддержкой как минимум 15-20 демократов, сомневаться не приходится. Вопрос в том, как на этот проект спасения отреагирует Сенат, где большинство составляют демократы. Их лидер, Гарри Рид, уже пообещал завалить этот проект, так как веры республиканцам у него нет.
А вот как к этому отнесутся сенаторы-демократы, которым предстоят этой осенью выборы – вопрос. Ведь урезать Medicare в год выборов – не самое мудрое решение. Тем более что, как выразился один из политкомментаторов, план республиканцев – не отравленная пилюля, а лишь горькая. Но ведь лекарство от серьезной болезни и не должно быть сладким.
Но даже если Сенат и поддержит этот план, последнее слово останется за Обамой. Он, как обычно, обещает наложить вето. Да и зачем ему такой закон, когда он в любой момент может отменить что угодно из того, что уже было принято Конгрессом. Главное – успеть это сделать до выборов.
Но с таким подходом, обамовской реформе даже горькая пилюля не поможет.