Местная свара национального масштаба

Америка
№11 (934)
Противостояние нью-йоркского губернатора Эндрю Куомо и мэра Города Большого Яблока Билла де Блазио в вопросе детских дошкольных учреждений и чартерных школ достигло апогея и перешло уже на национальный уровень. Но если вопрос финансирования детских садиков волнует в основном жителей штата и города, то борьба мэра с чартерными школами, частными учебными заведениями, в которых, благодаря программе ваучеров, учатся обычные городские дети, привлекла внимание национальных СМИ. 


На прошлой неделе оба политика вновь подтвердили свои непримиримые позиции по этому вопросу, и каждый из них заверил своих сторонников в намерении стоять до конца. Так оно и будет, так как другого выхода ни у одного из них нет -  расхождения между обоими,  хоть они и являются представителями одной партии, настолько принципиальны, что компромисса достичь невозможно.


Новый символ либерального крыла демократической партии, Билл де Блазио, еще в ходе своей избирательной кампании обещал покончить с «наследием Блумберга» - чартерными школами. 


«Все средства, выделяемые городом и городу, - говорил он, - должны расходоваться исключительно на общественные школы». 


При этом де Блазио, как и его сторонники, утверждали, что чартеры слишком дорого обходятся налогоплательщику, не платят арендную плату (часть таких учебных заведений, по распоряжению Блумберга, бесплатно занимала свободные помещения общеобразовательных школ, так называемое co-location), и, самое неприятное - приносят прибыль их владельцам, которых мэр приравнивает к воротилам Уолл-стрита.  


Это традиционная позиция большинства либералов и прогрессистов, утверждающих, что частные школы – зло.
Предшественник де Блазио справедливо полагал, что именно чартерным школам принадлежит будущее, (в некоторых мелких городах Вермонта и Мэна общественных школ нет вообще - действует система частных школ и ваучеров), а общественные школы, особенно в городе Нью-Йорк – пустая трата средств. Единственное, что может получить ребенок в такой школе – это бесплатный завтрак и ланч.  В этом вопросе Блумбергу, который все свои 12 лет у власти пытался реформировать городскую систему образования, но так и не преуспел, можно поверить. Да и идея чартеров отнюдь не нова. 


Стратегия подобных частных школ была одобрена еще в 50-е годы прошлого века нобелевским лауреатом Милтоном Фридманом, полагавшим, что система чартерных школ позволяет семьям со средним и скромным достатком дать качественное образование своим детям.  


За последнее десятилетие система частного образования на государственные средства проходила эксперименты в разных штатах: от Висконсина до Флориды, от Огайо до округа Колумбия. И везде в ней находили как достоинства, так и недостатки. Неизменным оставалось одно – качество образования в таких школах гораздо выше. Так что Блумберг правильно оценил эту систему, открыв в городе около двух десятков чартерных школ, в первую очередь в районах, где общественные школы показывали низкие результаты успеваемости - в районах, где проживают меньшинства. И эти школы прижились.


Но, похоже, качество образование –  это последнее, о чем заботятся либералы из горсовета и мэр города. Частные школы, приносящие кому-то доход(!), набирающие учителей не членов профсоюза (!), набирающие детей не по квотам для меньшинств, а по лотерее (мест не хватает), вызывают у них ненависть. Так что не удивительно что, заняв место мэра, де Блазио и его команда при активном участии подконтрольного мэру горсовета  начали активный «наезд» на чартеры. 
В первую очередь мэр со своими присными закрыли финансирование развития чартеров, перенаправив в городском бюджете 200 миллионов долларов на общественные школы. А еще через пару дней де Блазио выгнал три чартера, пользовавшихся помещениями общеобразовательных школ, на улицу. Вернее, не выгнал, а предложил либо платить за аренду, либо убираться прочь.  


«Никто не говорит, что это плохие школы, но это прибыльные предприятия с большой долей частного капитала, –   объяснил свою позицию разгневанным родителям нью-йоркский мэр, –  существующие на городские деньги. Это значит, что не город должен платить им, а они - городу». 


На самом деле все с точностью до наоборот: город и штат на чартерах экономят - образование одного ученика в чартерной школе обходится в 13527 долларов, а в общеобразовательной – 19076. Так что если судить со стороны выгоды, то чартерные школы не только лучше учат детей, (в прошлом году пятиклассники одной из чартерных школ показали третий в штате результат на экзаменах по математике), но и обходятся их родителям – налогоплательщикам гораздо дешевле


Но для де Блазио и либералов чартеры –  это не вопрос экономики – это вопрос политики.   Всякий частный бизнес на общественном поприще, те самые частные школы, независимые от подконтрольной ему общеобразовательной системы, для него смертельный враг. Тем более, что закрытые де Блазио чартерные школы (в Гарлеме и Южном Бронксе) полностью опровергают его «революционные» идеи о том, что у богатых в этом городе гораздо больше возможностей для образования. Ведь во всех закрытых школах учились преимущественно дети меньшинств, и учились хорошо. Да либералам просто необходимо было их закрыть ради торжества своей прогрессистской революции в городе.


Мэрская борьба с хорошими школами не осталась незамеченной, и привлекла внимание политиков обеих партий не только в Нью-Йорке, вызвав жесткую критику как со стороны республиканцев, так и демократов умеренного толка. Даже лидер республиканцев в Палате представителей республиканец из Вирджинии Эрик Кантор вмешался в этот спор и предложил «защитнику сирых» де Блазио «оставить в покое школы и детей». 


Но первым на защиту чартеров бросился губернатор штата Эндрю Куомо, который, как и большая часть умеренных демократов, поддерживает идею внедрения частного бизнеса в общеобразовательную систему. Потому что это приносит заметные результаты.


Губернатор пообещал спасти школы, восстановить урезанное мэром финансирование, и провести через легислатуру новые дотации на развитие системы. Удастся ли ему это с либеральной нижней палатой легислатуры –  еще вопрос, но стремления самые похвальные. Хотя либералы и поддерживающие их профсоюзы учителей, которые сами собираются открыть в Бруклине «вредную чартерную школу» уже обвинили губернатора в политиканстве.


Но действиями Куомо движут не только сиюминутные политические интересы (ему в этом году предстоят перевыборы и без поддержки республиканцев и умеренных демократов, проживающих за пределами города, не победить), но и полное неприятие радикальных предложений де Блазио, разрушающих не столько имидж его партии, сколько саму партию. Чем уже этой осенью воспользуются ее политические оппоненты. Ведь не случайно либеральные начинания де Блазио привлекают такое пристальное внимание национальной прессы консервативного толка.


Но тут, пожалуй, губернатору придется  нелегко. С либералами сегодня бороться крайне сложно. Последние два года левое крыло демократической партии (либералы и прогрессисты), которое несколько десятилетий не являлось особенно влиятельным, проявляет небывалую активность, а Нью-Йорк, похоже, стал полигоном для отработки их новой стратегии, основным моментом которой является оголтелый популизм


Рост активности либералов можно объяснить несколькими факторами: это и бесконечные экономические проблемы, и продолжающееся расслоение общества, связанное с неравномерным распределением доходов. К этому можно добавить неспособность администрации Обамы и политического истеблишмента (обеих партий) решить хоть одну стоящих перед страной задач. 


А когда истеблишмент доказывает свою несостоятельность, наступает время радикалов. Так что прогрессисты используют ситуацию, чтобы навязать электорату свои фирменные способы улучшения жизни простых американцев. И так как восстановление экономики их не очень интересует, потому, как не входит в сферу перераспределения доходов, то, как правило, либеральные подходы, и де Блазио это успешно доказывает, сводятся к простому – «отнять и разделить». 
Отнимать у богатых,  делить между бедными. Но обязательно с участием институтов власти, чтобы бедняки знали к кому испытывать благодарность. Хотя бы во время выборов.  


Скорее всего, именно на такой стратегии обещания молочных рек с кисельными берегами будет строиться осенняя избирательная кампания демпартии, так как Обама и руководство демократов сознательно сделали ставку на либералов. 
Считается, что именно они смогут организовать электорат, который будет голосовать за демократов. А так как из-за неудач с Обамакером и других провалов президента и его администрации, демпартия потеряла независимого избирателя и молодежь, принесших ей победу на выборах 2012 года, то либералы сегодня – единственная надежда партии удержать Сенат. Да и сам президент Обама теперь гораздо больше, чем во время первого срока, поддерживает такую позицию, в особенности – в части налогов и распространения социальных программ. И его последний вариант бюджета – лучшее тому доказательство.


Но такое полевение партии представляет большую опасность для умеренного крыла демократов- прагматиков, таких как Куомо. При таком раскладе они вполне могут оказаться выброшенными на обочину политической жизни, ведь по любым жизненно важным вопросам им легче достичь компромисса со своими политическими оппонентами, чем с либеральными однопартийцами. Поэтому то у Куомо нет другого выхода, как стоять в этой схватке с де Блазио до конца. И хочется верить, что в этой битве, как и в вопросе с детскими дошкольными учреждениями и с повышением налога на жителей города, он победит.

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir