Тарелки с Обамой
Америка
Недавно мне в руки попался американский журнал, на страницах которого рекламировалась коллекционная фарфоровая тарелка с изображением Барака Обамы.
Двадцатидолларовый сувенир позиционировался как настоящее произведение искусства: при изготовлении использовалось 22-каратное золото, дизайн выполнен известным художником Роджером Каннингемом, ценность изделия подтверждена Американским историческим обществом (American Historic Society), каждая тарелка имеет эксклюзивный сертификат и т. д.
В самом конце рекламного текста красовалась надпись: «У вас есть уникальная возможность приобрести не просто сувенир, а настоящее сокровище. Тарелка, символизирующая важнейший эпизод американской истории, станет вашей семейной ценностью и будет передаваться из поколения в поколение...»
Нисколько не удивлюсь, если миллионы жителей купят этот разрекламированный, извините за выражение, ширпотреб себестоимостью несколько центов. Сегодня правительство и национальные исторические общества зарабатывают миллионы (если не миллиарды) долларов на патриотических чувствах американцев, пуская с молотка всевозможные безделушки – от точной копии Декларации независимости до гипсовых бюстов отцов-основателей.
На первый взгляд может показаться, что массовые продажи товаров а-ля «тарелка с Обамой» - это лишнее доказательство того, что американцы искренне любят свою страну. Однако в реальности всё выглядит несколько иначе. Дело в том, что производители исторических сувениров всё чаще подают свой товар, как потенциальный антиквариат. Мол, пройдёт несколько лет, и тарелка (медаль, монета, копия исторического документа) моментально вырастет в цене. Следовательно, подобные капиталовложения – отличный вариант для инвестирования.
На мой взгляд, вся современная индустрия исторических сувениров, выпускаемых государством в ограниченных копиях и подкреплённых сертификатами авторитетных организаций (коалиций, ассоциаций, центров и т. д.), – хитроумная афера, которую могли бы провернуть разве что мошенники калибра Бернарда Медоффа и Роберта Аллена Стэнфорда. Грубо говоря, прикрываясь героическими фактами американской истории, государство продаёт нам поделки, которые никогда не вырастут в цене и уж тем более не станут «ценнейшим антиквариатом».
«Мне искренне жаль людей, которые тратят огромные деньги на покупку золотых и серебряных монет, фарфоровых изделий и сувениров, которые якобы являются частью американской истории, - рассказывает коллекционер Элизабет Палм. – За последние двести лет наша страна выпустила такое гигантское количество памятных изделий, что потребуются тысячелетия для придания им статуса антиквариата...»
Палм совершенно права. Интернет-аукционы изобилуют коллекционной продукцией, выпущенной несколько десятилетий назад. Стоимость антиквариата ниже, чем в момент выпуска (с учётом инфляции).
Приведу лишь несколько примеров.
Стеклянная тарелка с изображением Авраама Линкольна, выпущенная в 1970 году, подавалась покупателям как «эксклюзивный товар, которым в 2000 году заинтересуется каждый музей». Нынешняя ее стоимость - $5.
Памятная медаль, приуроченная ко дню рождению 25-го президента США Уильяма Мак-кинли (годы правления 1897 - 1901), выставлена на аукционе за $17. Несмотря на то, что возраст изделия превышает сто лет, покупателей нет. Только представьте: век назад стоимость этой медали равнялась стоимости двух лошадей...
Сувениры, символизирующие 500 лет с момента открытия Америки Христофором Колумбом, упали в цене в 10 – 15 раз. Например, статуэтка мореплавателя, имеющая «свой уникальный номер, подтверждающий эксклюзивность и высокую историческую ценность изделия», упала в цене в 10 раз. Так уж получается, что сегодня гораздо выгоднее купить три бутылки пива, чем такой «эксклюзив».
Даже многие сувениры времён Гражданской войны (1861 – 1865 годы) не имеют исторической ценности. К примеру, сувенирные шпаги, разрекламированные администрацией Эндрю Джонсона, можно купить за $170 - $180. Полтора столетия назад такую покупку мог бы позволить себе только очень обеспеченный человек.
«В Америке никогда не ценились коллекционные вещи, выпущенные в память о том или ином событии, - рассказывает историк Робин Бланшетт. – Поэтому любой сувенир, выброшенный на рынок, - это всего лишь способ пополнения государственной казны. Даже серебряные подсвечники, выпущенные 200 лет назад как память о годах правления Томаса Джефферсона, не считаются большой ценностью...»
Почему же исторические сувениры, которые так любят покупать разные поколения американцев, обесцениваются? На это есть три причины. Во-первых, производитель продаёт товар в 20 – 40 раз выше его реальной стоимости. Поэтому себестоимость «шпаги Эндрю Джонсона» и «тарелки с Обамой» намного ниже, чем рыночная. Фактически вы покупаете не сувенир, а кусок дешёвого металла или фарфора. «С таким же успехом вы можете хранить дома камень, найденный в лесу, - шутит Бланшетт. – Его возраст может исчисляться тысячелетиями, однако цена останется той же самой».
Во-вторых, сувениры выпускаются в гигантских количествах. Иногда по 5 – 6 миллионов экземпляров. К примеру, после окончания Второй мировой войны правительство выпустило 500 тысяч памятных жетончиков с добавлением бронзы и серебра. Производители уверяли: через 50 лет их стоимость вырастет как минимум в 10 раз. Когда же в 1995 году тысячи людей попытались продать сувениры, их первоначальная цена упала вдвое.
В-третьих, фразы «коллекционный экземпляр», «историческая ценность» и «ограниченный тираж» давным-давно утратили всякий смысл по отношению к историческим сувенирам. «О настоящих предметах антиквариата, в покупку которых стоит вкладывать деньги, вы не услышите ни на телевидении, ни на радио, ни в прессе, - уверяет Элизабет Палм. – Чем больше вы слышите о новых инициативах Монетного двора или Американского исторического общества, тем меньше шансов остаться в выигрыше».
Между тем Монетный двор продолжает выпускать юбилейные и памятные монеты, пользующиеся огромной популярностью патриотичных американцев, но отнюдь не осторожных нумизматов.
Главной «изюминкой» 2009 года стала 20-долларовая монета «Двойной орёл» (Ultra High Relief Double Eagle Gold Coin), изготовленная из унции 24-каратного золота. «Благодаря новейшим технологиям, нам удалось воспроизвести точную копию монеты 1907 года, которая признана самой красивой в американской истории, - говорится в рекламной аннотации. – Рисунки и надписи, выполненные лазерной гравировкой, символизируют свободу и справедливость...» Далее следует: «Монета займёт центральное место в частной коллекции каждого человека, преклоняющегося перед американскими ценностями...»
Стоимость «Двойного орла» на официальном сайте Финансового управления США составляет $1339. Цена унции золота на сегодняшний день колеблется в районе $950 - $1000. «Государство в очередной раз вводит нас в заблуждение, - говорит ювелир-коллекционер Карл Роуган из штата Техас. – Только дилетанты будут покупать этот кусок золота с 30-процентной наценкой. Правительство пытается продать золотые запасы по несуществующим ценам, выбрав проверенный метод печатания коллекционных монет...»
Между тем многие владельцы «Двойных орлов» уже спешат от них избавиться. Вряд ли стоимость 24-каратного золота достигнет такого уровня, что цена металла будет выше того «исторического облика», за который они выложили деньги.
Монетный же двор пытается заработать даже на самых примитивных коллекциях. Например, на квотерах с изображением разных штатов Америки. Так, упаковка из сорока 25-центовиков «Гавайские острова» 2008 года выпуска официально продаётся за $32.95 (номинал - $10). Десятки тысяч жителей США собирают и покупают юбилейные квотеры на аукционах, надеясь, что когда-нибудь смогут продать свою коллекцию за приличные деньги. «Коллекционирование квотеров может принести удовольствие, но уж никак не выгоду, - считает Элизабет Палм. – Все монеты находятся в свободном обращении, поэтому для сбора всех 50 квотеров потребуются время и терпение. Коллекция вырастет в цене через 100 – 150 лет».
В ближайшие месяцы исторические общества США планируют запустить в продажу десятки «эксклюзивных исторических сувениров». Это миниатюрные портреты с изображением президентов, статуэтки общественных деятелей, тарелки с достопримечательностями разных штатов, миниатюрные копии Белого дома, десятидолларовые золотые монеты и многое другое. Как и полагается, обширная рекламная кампания превратит эти изделия в «эксклюзив», а процедуру их покупки - в «уникальный шанс, который выпадает раз в жизни».
«Любой человек, желающий приобрести вещи, связанные с американской историей, должен зайти в антикварный магазин, - уверен Робин Бланшетт. – Там он найдёт вещи, возраст которых превышает 100 – 200 лет. Это и есть история. Современная же культура навязывает нам вещи, которые только станут историей. Хотя заранее известно, что историей они не станут никогда...»
Напоследок скажу: продажи официальных «государственных» сувениров с изображением Барака Обамы принесли казне порядка миллиарда долларов. На начало марта 2009 года было продано почти триста тысяч «уникальных» тарелок с изображением 44-го американского президента.
То ли ещё будет...
Двадцатидолларовый сувенир позиционировался как настоящее произведение искусства: при изготовлении использовалось 22-каратное золото, дизайн выполнен известным художником Роджером Каннингемом, ценность изделия подтверждена Американским историческим обществом (American Historic Society), каждая тарелка имеет эксклюзивный сертификат и т. д.
В самом конце рекламного текста красовалась надпись: «У вас есть уникальная возможность приобрести не просто сувенир, а настоящее сокровище. Тарелка, символизирующая важнейший эпизод американской истории, станет вашей семейной ценностью и будет передаваться из поколения в поколение...»
Нисколько не удивлюсь, если миллионы жителей купят этот разрекламированный, извините за выражение, ширпотреб себестоимостью несколько центов. Сегодня правительство и национальные исторические общества зарабатывают миллионы (если не миллиарды) долларов на патриотических чувствах американцев, пуская с молотка всевозможные безделушки – от точной копии Декларации независимости до гипсовых бюстов отцов-основателей.
На первый взгляд может показаться, что массовые продажи товаров а-ля «тарелка с Обамой» - это лишнее доказательство того, что американцы искренне любят свою страну. Однако в реальности всё выглядит несколько иначе. Дело в том, что производители исторических сувениров всё чаще подают свой товар, как потенциальный антиквариат. Мол, пройдёт несколько лет, и тарелка (медаль, монета, копия исторического документа) моментально вырастет в цене. Следовательно, подобные капиталовложения – отличный вариант для инвестирования.
На мой взгляд, вся современная индустрия исторических сувениров, выпускаемых государством в ограниченных копиях и подкреплённых сертификатами авторитетных организаций (коалиций, ассоциаций, центров и т. д.), – хитроумная афера, которую могли бы провернуть разве что мошенники калибра Бернарда Медоффа и Роберта Аллена Стэнфорда. Грубо говоря, прикрываясь героическими фактами американской истории, государство продаёт нам поделки, которые никогда не вырастут в цене и уж тем более не станут «ценнейшим антиквариатом».
«Мне искренне жаль людей, которые тратят огромные деньги на покупку золотых и серебряных монет, фарфоровых изделий и сувениров, которые якобы являются частью американской истории, - рассказывает коллекционер Элизабет Палм. – За последние двести лет наша страна выпустила такое гигантское количество памятных изделий, что потребуются тысячелетия для придания им статуса антиквариата...»
Палм совершенно права. Интернет-аукционы изобилуют коллекционной продукцией, выпущенной несколько десятилетий назад. Стоимость антиквариата ниже, чем в момент выпуска (с учётом инфляции).
Приведу лишь несколько примеров.
Стеклянная тарелка с изображением Авраама Линкольна, выпущенная в 1970 году, подавалась покупателям как «эксклюзивный товар, которым в 2000 году заинтересуется каждый музей». Нынешняя ее стоимость - $5.
Памятная медаль, приуроченная ко дню рождению 25-го президента США Уильяма Мак-кинли (годы правления 1897 - 1901), выставлена на аукционе за $17. Несмотря на то, что возраст изделия превышает сто лет, покупателей нет. Только представьте: век назад стоимость этой медали равнялась стоимости двух лошадей...
Сувениры, символизирующие 500 лет с момента открытия Америки Христофором Колумбом, упали в цене в 10 – 15 раз. Например, статуэтка мореплавателя, имеющая «свой уникальный номер, подтверждающий эксклюзивность и высокую историческую ценность изделия», упала в цене в 10 раз. Так уж получается, что сегодня гораздо выгоднее купить три бутылки пива, чем такой «эксклюзив».
Даже многие сувениры времён Гражданской войны (1861 – 1865 годы) не имеют исторической ценности. К примеру, сувенирные шпаги, разрекламированные администрацией Эндрю Джонсона, можно купить за $170 - $180. Полтора столетия назад такую покупку мог бы позволить себе только очень обеспеченный человек.
«В Америке никогда не ценились коллекционные вещи, выпущенные в память о том или ином событии, - рассказывает историк Робин Бланшетт. – Поэтому любой сувенир, выброшенный на рынок, - это всего лишь способ пополнения государственной казны. Даже серебряные подсвечники, выпущенные 200 лет назад как память о годах правления Томаса Джефферсона, не считаются большой ценностью...»
Почему же исторические сувениры, которые так любят покупать разные поколения американцев, обесцениваются? На это есть три причины. Во-первых, производитель продаёт товар в 20 – 40 раз выше его реальной стоимости. Поэтому себестоимость «шпаги Эндрю Джонсона» и «тарелки с Обамой» намного ниже, чем рыночная. Фактически вы покупаете не сувенир, а кусок дешёвого металла или фарфора. «С таким же успехом вы можете хранить дома камень, найденный в лесу, - шутит Бланшетт. – Его возраст может исчисляться тысячелетиями, однако цена останется той же самой».
Во-вторых, сувениры выпускаются в гигантских количествах. Иногда по 5 – 6 миллионов экземпляров. К примеру, после окончания Второй мировой войны правительство выпустило 500 тысяч памятных жетончиков с добавлением бронзы и серебра. Производители уверяли: через 50 лет их стоимость вырастет как минимум в 10 раз. Когда же в 1995 году тысячи людей попытались продать сувениры, их первоначальная цена упала вдвое.
В-третьих, фразы «коллекционный экземпляр», «историческая ценность» и «ограниченный тираж» давным-давно утратили всякий смысл по отношению к историческим сувенирам. «О настоящих предметах антиквариата, в покупку которых стоит вкладывать деньги, вы не услышите ни на телевидении, ни на радио, ни в прессе, - уверяет Элизабет Палм. – Чем больше вы слышите о новых инициативах Монетного двора или Американского исторического общества, тем меньше шансов остаться в выигрыше».
Между тем Монетный двор продолжает выпускать юбилейные и памятные монеты, пользующиеся огромной популярностью патриотичных американцев, но отнюдь не осторожных нумизматов.
Главной «изюминкой» 2009 года стала 20-долларовая монета «Двойной орёл» (Ultra High Relief Double Eagle Gold Coin), изготовленная из унции 24-каратного золота. «Благодаря новейшим технологиям, нам удалось воспроизвести точную копию монеты 1907 года, которая признана самой красивой в американской истории, - говорится в рекламной аннотации. – Рисунки и надписи, выполненные лазерной гравировкой, символизируют свободу и справедливость...» Далее следует: «Монета займёт центральное место в частной коллекции каждого человека, преклоняющегося перед американскими ценностями...»
Стоимость «Двойного орла» на официальном сайте Финансового управления США составляет $1339. Цена унции золота на сегодняшний день колеблется в районе $950 - $1000. «Государство в очередной раз вводит нас в заблуждение, - говорит ювелир-коллекционер Карл Роуган из штата Техас. – Только дилетанты будут покупать этот кусок золота с 30-процентной наценкой. Правительство пытается продать золотые запасы по несуществующим ценам, выбрав проверенный метод печатания коллекционных монет...»
Между тем многие владельцы «Двойных орлов» уже спешат от них избавиться. Вряд ли стоимость 24-каратного золота достигнет такого уровня, что цена металла будет выше того «исторического облика», за который они выложили деньги.
Монетный же двор пытается заработать даже на самых примитивных коллекциях. Например, на квотерах с изображением разных штатов Америки. Так, упаковка из сорока 25-центовиков «Гавайские острова» 2008 года выпуска официально продаётся за $32.95 (номинал - $10). Десятки тысяч жителей США собирают и покупают юбилейные квотеры на аукционах, надеясь, что когда-нибудь смогут продать свою коллекцию за приличные деньги. «Коллекционирование квотеров может принести удовольствие, но уж никак не выгоду, - считает Элизабет Палм. – Все монеты находятся в свободном обращении, поэтому для сбора всех 50 квотеров потребуются время и терпение. Коллекция вырастет в цене через 100 – 150 лет».
В ближайшие месяцы исторические общества США планируют запустить в продажу десятки «эксклюзивных исторических сувениров». Это миниатюрные портреты с изображением президентов, статуэтки общественных деятелей, тарелки с достопримечательностями разных штатов, миниатюрные копии Белого дома, десятидолларовые золотые монеты и многое другое. Как и полагается, обширная рекламная кампания превратит эти изделия в «эксклюзив», а процедуру их покупки - в «уникальный шанс, который выпадает раз в жизни».
«Любой человек, желающий приобрести вещи, связанные с американской историей, должен зайти в антикварный магазин, - уверен Робин Бланшетт. – Там он найдёт вещи, возраст которых превышает 100 – 200 лет. Это и есть история. Современная же культура навязывает нам вещи, которые только станут историей. Хотя заранее известно, что историей они не станут никогда...»
Напоследок скажу: продажи официальных «государственных» сувениров с изображением Барака Обамы принесли казне порядка миллиарда долларов. На начало марта 2009 года было продано почти триста тысяч «уникальных» тарелок с изображением 44-го американского президента.
То ли ещё будет...