Вода больших моллюсков

Досуг
№8 (670)

Чесапикский залив (что на языке алгонкинов означает: “Вода больших моллюсков”) - явление уникальное. Это дельта реки Саскуэханна вместе с долиной, по которой она некогда мирно струилась, но была размыта Атлантическим океаном в те геологические времена, когда уровень Мирового океана поднялся и затопил низинные территории суши. Так что теперь это уже не дельта реки и не ее долина, а узкий и длинный океанский залив (ширина его колеблется от 6,5 до 30 км), внедрившийся в тело материка на 315 км. В залив впадает свыше 150 рек и речушек. Сильно изрезанные края залива создали многочисленные естественные гавани, удобные для судов, в частности военных, чем Штаты не приминули воспользоваться.
Всю восточную часть берегов Чесапикского залива образует полуостров Делмарва, поделенный между тремя штатами: Делавэр, Мэриленд и Вирджиния (отсюда и название-гибрид: Delaware, Maryland, Virginia). Его полузатопленные земли сильно заболочены, что не помешало, однако, Пентагону разместить здесь военно-воздушную базу, а атлантическое побережье Делмарвы может похвастаться великолепными пляжами.
Долгое время водные пути были единственным средством передвижения и сообщения в Чесапикском бассейне. Но технический прогресс не стоит на месте. и теперь Мэриленд и Вирджиния обладают мощной транспортной инфраструктурой (сухопутной, морской и воздушной), видимо основная задача которой обеспечение нужд крупных военных баз страны, расположенных в нижней части залива. А мосты – ее неотъемлемая часть.
Возможность решить проблему сухопутной связи обоих берегов появилась только в середине прошлого века. В наиболее узком месте (6,5 км), вблизи Аннаполиса – столицы и основного порта штата Мэриленд, построили первый мост – Bay Bridge. Затем у самой нижней кромки залива навели еще два совершенно уникальных, почти фантастических моста-автострады, хитроумнейшим образом связавших западный и восточный берега, а затем и дотянувшихся до островной косы Outer Banks.
Второй мост (Monitor-Merrimac Memorial Bridge-Tunnel) на бетонных быках и с двумя туннелями протянут над и под гаванью Хамптон-Роудс. Кстати, Хэмптон-Роудс – не просто один из главных портов США. Это собирательное название портов и якорных стоянок у основания залива и в устьях впадающих в него рек плюс военный и кораблестроительный комплекс. А мост свое название получил в память о сражении в Гражданскую войну 1861-65 годов между кораблями “Монитор” и “Мерримак”.
И, наконец, самый впечатляющий Chesapeake Bay Bridge-Tunnel – тоннельно-мостовой переход через Чесапикский залив, соединяющий Восточный берег Вирджинии (на полуострове Делмарва) с основной частью штата. Если смотреть на залив с высоты полета спутника, мосты, протянувшиеся через него в трех направлениях на огромные расстояния и таинственным образом исчезающие под водой посреди залива, кажутся, благодаря прямоугольным насыпным островкам-“пряжкам” (в местах, где мост ныряет под воду), этакими фантасмагорическими ремнями. Последний же вообще чудо человеческой инженерной мысли и ее воплощения. Построенный за 42 месяца и торжественно сданный в эксплуатацию в 1964 году, он по сей день остается самым крупным комплексом сооружений подобного типа в мире. Практически сразу же после его открытия на международном конкурсе (на котором рассматривалось более ста проектов) мост-туннель Чесапикского залива был признан “одним из семи чудес инженерного искусства современности”. Его общая протяженность 23 мили!
Зачем понадобилось мост уводить под океан, сооружать подводный туннель, устраивая эмоциональный стресс тем, кто по нему путешествует, потратив на это колоссальные усилия и средства? Оказывается, так обходилось дешевле и было легче в плане осуществления поставленной задачи, чем поднимать бегущую над водой автостраду на высоту, достаточную для прохода под ней океанских круизных лайнеров, а главное – военных кораблей, дислоцированных на военно-морских базах в Чесапикском заливе.
Основные проблемы в плане пропускной способности мостов возникали именно с атомными авианосцами типа “Честер У.Нимиц”, носящими имена американских президентов. Всего на современнейшем судостроительном заводе компании “Ньюпорт-Ньюс шипбилдинг энд драй док” их было построено 10 штук. (Кстати, десятый и последний авианосец этой серии, с ядерной силовой установкой, был принят в состав ВМС США месяц назад, в Норфолке, получив имя 41-го президента страны – George H.W.Bush.  Его строительство началось в 2001 году и обошлось в $ 6,2 млрд.) Это крупнейшие в мире боевые корабли. Длина корпуса “Авраама Линкольна”, например, и соответственно его полетной палубы – 333 м, а высота от киля до топовых огней – 73 м, что соответствует 24-этажному дому. Какой же высоты должен быть мост, чтобы под ним мог свободно пройти этакий плавучий небоскреб.
Вот и решили, что пусть уж лучше корабли проплывают не под, а над мостом, утопленным в океан, – расстояние между верхним перекрытием трубы-туннеля, по которой бегут машины, и днищами проплывающих над ним судов не превышает 5 метров.
Здесь же, на Чесапикском заливе, рядом с портовым городом Норфолк, находится главная на Атлантическом побережье военно-морская база США. У берегов и в портах Норфолка можно встретить все виды американских военных кораблей, курсирующих в Мировом океане, – авианосцы с морской авиацией, крейсеры, эсминцы, фрегаты, атомные многоцелевые субмарины, десантно-вертолётоносные корабли большого водоизмещения (от 16 000 тонн и выше). И даже пришвартованный у пирса засекреченный президентский корабль. Атомные подлодки всплывают на поверхность, как киты, блестя на солнце мокрыми черными боками. И все это никем не возбраняется фотографировать!
Норфолк – это как бы город в городе с годовым бюджетом в $5 млрд. С одной стороны – уютный старый городок, но он же и военные базы – морского флота и морской авиации, представляющие собой тоже целые города, только военные, в которых есть абсолютно всё для полноценной жизни их обитателей: церкви, fastfoods, магазины, банки, спортзалы и спортплощадки, тренировочные центры, военная академия, кинозалы и т.д. На другом берегу реки Элизабет, визави от Норфолка, - городок Портсмут, где на военно-морской верфи строят и ремонтируют военные корабли.
Американцы называют Вирджинию “Гордой Матерью штатов” – за то ли, что она первой заявила о своей независимости от Британской империи, или за то, что дала стране 8 президентов, четыре из которых были в числе первых. Так или иначе, память тех исторических лет повсюду бережно сохраняется (себе ли на радость, туристам на потребу). Особенно в бывшей столице штата – “колониальном” Вильямсбурге, где всё и все имитируют век XVIII, с полной его атрибутикой: дома в колониальном и викторианском стиле, кустарные мастерские с ремёслами тех лет – гончары, пекари, лудильщики, кузнецы. Здесь и таверны, и постоялые дворы, и лавчонки с хозяевами, одетыми по моде прошлых лет, мелкие фабрики и заводишки, мельницы, тюрьма и пр. Товары в магазинах, блюда в ресторанчиках – всё “ретро”. Городской транспорт -соответствующий, не признающий машин, в фаворе экологически чистые парусники и лодки, велосипеды.
Одним словом, город-музей, город-театр в буквальном смысле слова. Потому как в дополнение к старинному антуражу на улицах, в исторических зданиях, в порту время от времени разыгрываются ключевые костюмированные сцены времен революции. Само собой разумеется, что туризм в Вильямсбурге процветает – полтора миллиона залетных гостей в год.
Да и то, кому не захочется хоть разок, хоть понарошку окунуться в быт и колорит колониальной Америки... но на фоне чуда современной технической мысли – моста-туннеля Чесапикского залива и могучих военных авианосцев, бороздящих внедрившийся глубоко в материк Атлантический океан. Такова удивительная специфика здешних мест.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir