Как ловили «Коротышку»

Америка
№9 (932)
В минувшие выходные произошло событие, которое спецслужбы Мексики и Соединённых Штатов назвали «самым сильным ударом по организованной преступности в XXI веке». В мексиканском городе Мазатлан (штат Синалоа) спецслужбы арестовали Хоакина Арчивальдо Гузмана Лоэру по прозвищу «Коротышка» (El Chapo) – самого влиятельного наркобарона на планете.  


По количеству, масштабу и дерзости совершённых преступлений, а также сумме заработанных денег, Гузман превосходит всех известных преступников последних десятилетий – начиная с колумбийского наркобарона Пабло Эскобара и заканчивая американским финансовым мошенником Бернардом Мэдоффом. 


За последние пять лет Коротышка (это прозвище он получил за свой маленький рост) превратился в живую легенду. Журнал Forbes неоднократно включал его в список самых богатых людей мира, а количество упоминаний Гузмана в массовой культуре Мексики и Северной Америки официально превзошло количество упоминаний Аль Капоне – до недавнего времени самого известного гангстера в истории.


Чтобы читатели «РБ» лучше осознали масштаб личности Гузмана, остановимся на самых интересных фактах его длинной и запутанной биографии. Итак, будущий наркобарон родился 4 апреля 1957 года в бедной семье, проживавшей в сельском мексиканском городке Бадирогуато. Отец часто избивал Хоакина и, в конечном счёте, выгнал его из дома в 12-летнем возрасте.  


К 15 годам Гузман не умел толком писать, читать и считать, однако знал практически всё о розничной продаже наркотиков. Честность, дисциплина и ответственность помогли Коротышке быстро подняться в криминальной иерархии и получить покровительство самого Мигеля Анхеля Феликса Гальярдо – основателя картеля «Гвадалахара». 


Гальярдо в одиночку опозорил все американские спецслужбы. Во-первых, он имел личных информаторов в Центральном разведывательном бюро (CIA), благодаря чему всегда был на шаг впереди стражей порядка. 


Во-вторых, Гальярдо вычислил и похитил высокопоставленного агента Управления по борьбе с наркотиками (DEA) Энрике Камарена. Федерала зверски пытали на протяжении нескольких дней, а потом убили на одном из ранчо наркобарона. Эта казнь вселила ужас в представителей американских спецслужб. С тех пор мало кто соглашался работать в Мексике агентом под прикрытием. 


К концу 70-х Гузман и Гальярдо стали хорошими друзьями и полноценными партнёрами. Они взяли под контроль треть тихоокеанского побережья Мексики, в частности, штаты Синалоа, Найарит и Джалиско. В горных частях страны начали создаваться суперсовременные нарколаборатории, тонны кокаина и марихуаны хлынули через мексикано-американскую границу.  


Люди, знавшие Гузмана, всегда поражались его спокойствием и рассудительностью. Он никогда не нервничал, не повышал голоса на оппонентов и всегда сохранял чувство юмора. «Внешне он напоминал добродушного водопроводчика, который любит безвозмездно помогать людям», - сказала одна из официанток, которой приходилось обслуживать Гузмана в 80-х годах. 


Переломный момент в жизни Коротышки произошёл в 1989 году. Тогда спецслужбы арестовали Гальярдо, а суд заключил наркобарона в сверхсекретную тюрьму Almoloya de Juarez. Это учреждение полностью изолировано от внешнего мира. В радиусе шести миль отсутствует сотовая связь, толщина самой тонкой стены – один метр, а периметр круглосуточно патрулируют бронетранспортёры. Гузман быстро понял, что Гальярдо он больше не увидит. 


В 1990 году Коротышка объявил себя единоличным главой картеля «Синалоа». Чтобы продемонстрировать свою решительность и жестокость, он убил около тысячи человек – розничных торговцев, производителей наркотиков, крупных дистрибьюторов и глав мелких картелей. Гузман скармливал конкурентов крокодилам, разрывал на части посредством двух автомобилей, растворял живьём в кислоте, четвертовал, душил, расстреливал и морил голодом. 


Гузман настолько уверовал в собственную непобедимость, что в 1991 – 1992 годах в Мексике стали появляться религиозные группы, считавшие его богом. Фотографии Коротышки часто украшали алтари в небольших церквях La Santa Muerta (поклонение смерти в виде костлявой старухи с косой). 


Ходили слухи, что при виде Гузмана его враги умирали от страха, проглатывая языки и переживая сильнейшее эмоциональное потрясение, приводившее к разрыву сердца. Коротышка стал героем современного фольклора. Он олицетворял абсолютное зло, с которым невозможно бороться, но которому можно подчиниться. 


Тем не менее, Гузман не испытывал народной ненависти. Многие мексиканцы, с которыми мне довелось поговорить во время подготовки этой статьи, честно признавались: «Эль Чапо давал людям работу. Конечно, он преступник. Однако без него мы бы умерли с голода. Этот человек давал людям выбор между жизнью и смертью».


В 1993 году спецслужбам Мексики удалось арестовать и осудить Гузмана на 20-летний срок по ряду статей, среди которых числились покушение на убийство, преступный заговор и взяточничество. 


За решёткой наркобарон вёл не менее роскошный образ жизни, чем на свободе. Его камеру оборудовали элитной мебелью из красного дуба, а за питание, судя по слухам, отвечала супруга начальника тюрьмы. Она собственноручно готовила вкуснейшие завтраки, обеды и ужины для Коротышки. 


Более того, в женском блоке пенитенциарного учреждения содержалась Зулейма Хэрнандес – бывшая офицер полиции, осужденная за взятки и связь с картелями, а также любовница Гузмана. Коротышка быстро позаботился о том, чтобы Зулейма переехала в его роскошные тюремные апартаменты. 


Гузман продолжал руководить картелем из тюремной камеры. В частности, он придумал хитроумный способ транспортировки кокаина из Мексики в калифорнийский Сан-Диего. Наркотики отправлялись внутри огнетушителей и железных бочек с надписью «Острый перец» (Chili Peppers). Контрабанду не могли учуять даже натренированные собаки.
В 1995 году в Калифорнии началась настоящая «кокаиновая лихорадка». Наркоманов стало так много, что с подачи президента Билла Клинтона DEA провело дорогостоящее расследование. Виновником всего происходящего оказался мексиканский заключённый Хоакин Арчивальдо Гузман Лоэра, который, по заверениям тюремщиков, не имел даже малейшего контакта с внешним миром.  


Штаты обратились к властям Мексики с требованием выдать Коротышку. Последний быстро понял, что экстрадиция в Америку будет обозначать пожизненное заключение. В начале 1996 года он начал готовить побег.


Тюрьма Puente Grande, где содержался наркобарон, имела самую совершенную охранную систему в Мексике. Если что-то происходило не так, то уже через 15 – 20 минут на территорию прилетали вертолёты и истребители. Не было ни одного способа сбежать из пенитенциарного учреждения за исключением… подкупа 100% сотрудников.


Гузман так и поступил. В его дерзком побеге в 2001 году приняли участие почти 80 тюремных работников, включая начальника Puente Grande. Коротышку аккуратно уложили в кузов грузовика, перевозившего постельное белье, и отправили на все четыре стороны. С тех пор тюрьма Puente Grande (Большой мост) стала насмешливо называться Puerta Grande (Большая дверь). 


Побег Коротышки спровоцировал начало кровопролитной войны в Мексике. «Синалоа» пришлось воевать с картелями «Бельтран-Лейва», «Хуарес», «Лос-Зетас» и многими другими. Общее количество погибших в период с 2001 года по начало 2014 года превысило 50 тысяч человек. Ещё столько же пропали без вести. Картели отправляли на тот свет не только конкурентов и рядовых полицейских, но и мэров, губернаторов, общественных деятелей, политиков, глав высших государственных ведомств. Если, например, чиновника охраняли 50 спецназовцев и десяток единиц военной техники, то его ликвидировали 100 спецназовцев и 30 единиц военной техники, находящихся в подчинении картелей.


Звание «врага государства номер один» (Public Enemy Number One) Гузман получил в 2005 году. Тогда DEA предложило за его голову $5 миллионов. «Мы бы с удовольствием отдали за Коротышку $100 миллионов, но в списке самых разыскиваемых числится Осама бин Ладен, вознаграждение за которого всего $20 миллионов, - сказал один из руководителей DEA. – Мы не можем признать наркобарона более ценным и влиятельным, чем террориста, устроившего взрывы Всемирного торгового центра».


Коротышка свободно передвигался по Мексике в бронированных лимузинах и автобусах. Его всегда сопровождали 15 вооружённых до зубов охранников – в основном, дезертировавшие из федеральных военных подразделений спецназовцы.
На свободе Гузман очень любил проделывать один и тот же трюк. Его охранники заходили в дорогой ресторан, забирали у работников и посетителей сотовые телефоны, а потом говорили: «Оставайтесь на своих местах и заканчивайте трапезу. Сейчас в ресторан войдёт один уважаемый человек. Он покушает, оплатит ваши счета, и мы все разойдёмся». Потом в дверях появлялся Коротышка в дорогом костюме и туфлях из крокодиловой кожи. Он лично здоровался с каждым посетителем и желал всего наилучшего. 


Поимка Гузмана стала одной из главных миссий мексиканского президента Фелипе Кальдерона. Долгих шесть лет глава государства выслеживал Коротышку. Сотни миллионов долларов были потрачены на спецоперации, которые обернулись провалом. «Чем злее становился Кальдерон, тем быстрее росла популярность Гузмана, - рассказывает Тио Моралло, бывший агент правительственных спецслужб. – Постепенно Коротышка стал мифическим персонажем. Десятки тысяч людей ежедневно звонили в полицию и говорили, что видели его своими глазами. Как результат, экстренные службы вообще перестали реагировать на сигналы с упоминанием наркобарона».


За почти 13 лет в бегах Гузман заработал через картель «Синалоа» около $30 миллиардов. Многие общественные деятели и звёзды национального шоу-бизнеса говорили, что Коротышка является единственным человеком в Мексике, кто может вывести страну из экономического кризиса. Интернет-опрос 2011 года показал, что почти 70% населения готовы проголосовать на президентских выборах за Гузмана. 


Итак, на прошлой неделе Коротышку всё-таки арестовали. Историческое событие произошло в небольшой квартире прибрежного кондоминиума города Мазатлан (штат Синалоа). 25 морских пехотинцев окружили дом, подобрались к двери, а потом за считанные секунды взломали дверь в апартамент и уложили Гузмана лицом в пол. При задержании он не оказал сопротивления. 


Сейчас уже точно известно, что квартира в Мазатлане – одно из нескольких сотен убежищ Гузмана. Он планировал провести здесь пару недель, а потом отправиться в дальнейшее странствие по стране. «Коротышка выбрал неприметное место, разместившись в кондоминиуме для представителей среднего класса, - сказал один из участников операции. – Он платил за квартиру $1.200 ежемесячно через третьих лиц. Гузман не замечал соседей, а соседи не замечали его».


В настоящее время наркобарон находится в одной из мексиканских тюрем с повышенным режимом секретности. Официальные обвинения в сотнях преступлений ему уже предъявили. Однако американские спецслужбы опасаются, что влиятельный наркобарон может вновь сбежать из тюрьмы с помощью подкупа и запугиваний представителей закона. В частности, Федеральный суд Бруклина при поддержке окружных прокуроров объявил о намерении добиваться экстрадиции Коротышки в Соединённые Штаты.


Самую большую выгоду от ареста Гузмана получил нынешний президент Мексики Энрике Пенья Ньето. Его рейтинг народного доверия резко пошёл вверх. Шансы главы государства на переизбрание высоки, как никогда. 


Арест Гузмана, к сожалению, не поставит точку в многолетней борьбе Америки и Мексики с картелями. Более того, скептики считают, что поимка самого влиятельного преступника на планете лишь обострит борьбу за лидерские позиции в жестоком и беспощадном мире наркоторговли.

comments (Total: 1)

Коллеман в своей книге "Кто управляет миром" писал, что при современной технике можно покончить с наркоторговлей за две недели в мире. Если этого не произошло, то кому-то это из мира сильных выгодно.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir