ГЛАВНОЕ - СПОКОЙСТВИЕ
В мире
Будьте спокойны и последовательны. И всё у вас получится. А когда не удается спокойно реагировать на ситуацию, попытайтесь трезво взглянуть хотя бы на собственную реакцию.
200 лет назад немецкий философ Иммануил Кант определил два пути развития человечества: либо оно добровольно придет к всеобщему миру с помощью некоего нравственного озарения, либо переживет катастрофу такого масштаба, что не захочет больше “экспериментировать”. Похоже, мы подошли к этому выбору. И остановились. И вот наконец появился лидер, который решил одним прыжком преодолеть все сомнения. Барак Обама предложил России сократить ядерный арсенал на 80%, доведя количество атомных боеголовок до тысячи.
Попытки решить проблему, порожденную Хиросимой, предпринимались и раньше. Вспомним хотя бы доктрину географически ограниченной ядерной войны, муссировавшуюся в 1950-х- 960-х годах минувшего века, или теорию всеобщей ядерной войны, ведущей к взаимно гарантированному уничтожению, пользовавшуюся популярностью в 1970-е годы. Обе они давно изжили себя. Мир изменился, изменились и доминирующие возможности ведущих ядерных держав.
В чем же тогда новизна инициативы американского президента? В том, что никакой новизны нет. Это, как считают эксперты, всего-навсего красиво обставленная попытка отказаться от размещения в Европе элементов американской системы ПРО. Вести переговоры с Москвой будет Гэри Сеймор, занимавшийся вопросами нераспространения ядерного оружия в администрации Билла Клинтона. А курировать их поручено Хиллари Клинтон. Повод в принципе вполне подходящий - в конце года истекает срок действия Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), подписанного еще в 1991 году. И набравшая силу Россия настаивает на его кардинальной переработке.
Об этом, собственно, и пошептались в кулуарах 45-й Мюнхенской конференции по безопасности вице-президент Джозеф Байден и первый вице-премьер России Сергей Иванов. После чего другой Сергей - Лавров - сказал, что Москва готова пойти на дальнейшее сокращение своих ядерных арсеналов в случае возобновления переговоров с Вашингтоном о новом договоре - СНВ-2. Но тут на политическую сцену неожиданно вышел британский министр иностранных дел Дэвид Милибэнд, который призвал вообще избавить мир от ядерного оружия. И даже разослал собственный программный документ, призывающий к широкой дискуссии по этому вопросу.
Москва дискутировать не пожелала, дав понять, что наряду с Великобританией, Китаем, США и Францией хотела бы сначала выслушать мнение Израиля, Индии, Пакистана и, возможно, Северной Кореи. Индия с Китаем благоразумно промолчали, Израиль сделал удивленные глаза, Северная Корея посчитала это вмешательством в свои внутренние дела, а Пакистан освободил из-под домашнего ареста доктора Абдулу Кадира Хана, поднаторевшего на продаже “ядерных секретов”. Между тем военные эксперты предупреждают, что Пакистан может превратиться в “Талибан” и стать опасней Афганистана, Ирака и Ирана, вместе взятых.
Эту уверенность, по-видимому, вселил в экспертов один из ведущих консультантов ЦРУ Бруно Буэно де Мескита. Он создал компьютерную модель, которая показывает, что Иран при всем своем желании не сможет создать атомную бомбу. Выработав необходимое количество обогащенного урана и продемонстрировав миру свои безграничные технические возможности, гордые персы откажутся от амбициозных планов и сосредоточатся на мирной атомной энергетике. Так считает компьютер де Мескиты.
Порадуемся за экспертов и их компьютерные программы. Они действительно научились находить “болевые точки”, но почему-то все их рекомендации обычно сводятся к одному - лучше всего тушить пожар... деньгами. В отчете по ситуации на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, подготовленном Пентагоном, предлагается увеличить помощь Исламабаду на «борьбу с неграмотностью, улучшение медицинского обслуживания и пропаганду общечеловеческих ценностей». Джозеф Байден пообещал выделять на эти цели по полтора миллиарда долларов в течение 10 лет. Это, по его словам, полностью вписывается в нынешнюю стратегию Вашингтона: установить новый уровень внешнеполитических отношений со всеми своими партнерами на международной арене.
Суть их, если исходить из выступления вице-президента на международном саммите в Мюнхене, сводится к вполне банальной фразе: «Мы должны работать сообща. И мы нуждаемся в вашей помощи».
Ничто не приносит такого спокойствия, как торжество принципов. За это можно и заплатить. Но какой резон платить за торжество чужих принципов? Где-то этим вопросом, возможно, задаются, но только не в Израиле. Буквально накануне выборов Эхуд Ольмерт распорядился отправить в Газу 175 миллионов шекелей. Для выплаты заработной платы государственным служащим. Решение вполне обоснованное, если исходить из того, что Газа - составная часть Израиля. Тогда, следовательно, там не должно быть никаких незаконных военных формирований. И борьба с ними - сугубо внутреннее дело самого Израиля.
В нашей повседневности, однако, было бы крайне нелогично руководствоваться только логикой. На самом деле, согласно подписанному 15 лет назад в Париже соглашению, Израиль обязался регулярно перечислять “палестинцам” собранные налоговые отчисления. А если этих самых отчислений нет, все равно платить пособия по “вынужденной” безработице, инвалидности, потере кормильца-шахида и прочим уважительным причинам. А чтобы Израиль не остался в одиночестве, подключились Соединенные Штаты, Евросоюз, Япония, иранские стражи не то палестинской революции, не то нравственности и даже всевозможные заморские фонды.
Ничего не поделаешь: издержки демократии. Тут и выборы, и даже ООН бессильны. Самый идеальный вариант демократии у пиратов: захватили - разделили. Правда, непонятно, кто у кого учится - сомалийские пираты у ХАМАСа или “хамасники” у пиратов. Когда ООНская инспекция стала считать потери, то выяснилось, что половина гуманитарных грузов украдена самым бессовестным образом, да еще средь бела дня. Пришлось пойти на беспрецедентные меры, объявив, что всякая помощь прекращается до тех пор, пока награбленное не будет возвращено.
И что вы думаете - вернули. Одеяла в обмен на муку. Но больше порадовало не само действо, а комментарий к нему. Оказывается, никто ничего не воровал, не считая мелких недоразумений, которые можно объяснить лишь трудными военными условиями. Если и были какие-то нападения, то только на израильские фуры, что вполне законно после того, как ХАМАС ошпарили “Литым свинцом”. А то, что эти фуры шли под флагом ООН, особого значения не имеет. Враг остается врагом, даже если везет тебе бутерброды с маслом и икрой. Стало быть, это никакой не грабеж, а всего-навсего военные трофеи, по праву принадлежащие победителям.
Кстати, о победителях. Израиль можно смело записывать в Книгу рекордов Гиннесса. Это единственная в мире страна, армия которой побеждает, а плоды победы политики дарят побежденным. Египет выторговал обещание прекратить точечные удары по уничтожению хамасовских лидеров. Израиль согласился открыть пограничные терминалы и постепенно снять морскую блокаду. О разоружении ХАМАСа уже даже не идет и речи. Как и о надежных заслонах на пути контрабанды оружия. Короче, ХАМАС получил то, о чем еще несколько месяцев назад и мечтать не мог. Цена за освобождение Гилада Шалита неимоверно выросла. Израиль, по сообщению лондонской газеты “Аль-Кудс аль-Араби”, уже согласился освободить из тюрем почти полторы тысячи боевиков, большинство из которых с кровью на руках, включая Маруана Баргути.
В каком состоянии Шалит и вообще жив ли он, лучше всех знает Эхуд Барак. «Гилад Шалит жив, здоров и не ранен, - заявил он накануне выборов в интервью радиостанции 100FM. - Мы обязаны привезти его домой. Это одна из самых насущных задач на текущий момент».
Если бы политики отвечали за свои слова, то не разбрасывались бы ими так легко. Но политики и избиратели живут в параллельных мирах, которые встречаются только на выборах. Счастье Барака, что сделка не состоялась до выборов, как он предполагал, потому что “кот в мешке”, которого он покупает, мог бы очень сильно испортить ему настроение.
Политик политику не брат и не сват, политик, прежде всего, - идио...лог. Барак ведет самостоятельную игру. В Каире, как сообщает “The Jerusalem Post”, министр обороны дал понять, что палки в колеса вставляет Эхуд Ольмерт. Поэтому о результатах переговоров лучше не сообщать до выборов, когда Ольмерт больше не сможет торпедировать его, Барака, инициативы. Зная былые “художества” Барака, уже ничему не удивляешься. Но он бьет не только по Израилю, а и по Махмуду Аббасу, который предупредил, что если тайная сделка с ХАМАСом состоится, это станет концом любых взаимоотношений между Израилем и палестинской автономией.
Не исключено, что Барак просто имитирует активность, чтобы доказать свою состоятельность. Но израильтяне, похоже, уже устали от “непотопляемых” бараков. Согласно опросу организации “Маагар Мохот”, 51% населения страны категорически против создания независимого палестинского государства. За него ратуют лишь израильские арабы и левые маргиналы. 52% опрошенных израильтян не сомневаются в том, что осуществление идеи “два государства для двух народов” приведет к ракетным атакам центра страны.
Впрочем, выборы все расставят на свои места. Или же все спишут. Главное - спокойствие, только спокойствие, как говаривал Карлсон, который живет на крыше.
200 лет назад немецкий философ Иммануил Кант определил два пути развития человечества: либо оно добровольно придет к всеобщему миру с помощью некоего нравственного озарения, либо переживет катастрофу такого масштаба, что не захочет больше “экспериментировать”. Похоже, мы подошли к этому выбору. И остановились. И вот наконец появился лидер, который решил одним прыжком преодолеть все сомнения. Барак Обама предложил России сократить ядерный арсенал на 80%, доведя количество атомных боеголовок до тысячи.
Попытки решить проблему, порожденную Хиросимой, предпринимались и раньше. Вспомним хотя бы доктрину географически ограниченной ядерной войны, муссировавшуюся в 1950-х- 960-х годах минувшего века, или теорию всеобщей ядерной войны, ведущей к взаимно гарантированному уничтожению, пользовавшуюся популярностью в 1970-е годы. Обе они давно изжили себя. Мир изменился, изменились и доминирующие возможности ведущих ядерных держав.
В чем же тогда новизна инициативы американского президента? В том, что никакой новизны нет. Это, как считают эксперты, всего-навсего красиво обставленная попытка отказаться от размещения в Европе элементов американской системы ПРО. Вести переговоры с Москвой будет Гэри Сеймор, занимавшийся вопросами нераспространения ядерного оружия в администрации Билла Клинтона. А курировать их поручено Хиллари Клинтон. Повод в принципе вполне подходящий - в конце года истекает срок действия Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), подписанного еще в 1991 году. И набравшая силу Россия настаивает на его кардинальной переработке.
Об этом, собственно, и пошептались в кулуарах 45-й Мюнхенской конференции по безопасности вице-президент Джозеф Байден и первый вице-премьер России Сергей Иванов. После чего другой Сергей - Лавров - сказал, что Москва готова пойти на дальнейшее сокращение своих ядерных арсеналов в случае возобновления переговоров с Вашингтоном о новом договоре - СНВ-2. Но тут на политическую сцену неожиданно вышел британский министр иностранных дел Дэвид Милибэнд, который призвал вообще избавить мир от ядерного оружия. И даже разослал собственный программный документ, призывающий к широкой дискуссии по этому вопросу.
Москва дискутировать не пожелала, дав понять, что наряду с Великобританией, Китаем, США и Францией хотела бы сначала выслушать мнение Израиля, Индии, Пакистана и, возможно, Северной Кореи. Индия с Китаем благоразумно промолчали, Израиль сделал удивленные глаза, Северная Корея посчитала это вмешательством в свои внутренние дела, а Пакистан освободил из-под домашнего ареста доктора Абдулу Кадира Хана, поднаторевшего на продаже “ядерных секретов”. Между тем военные эксперты предупреждают, что Пакистан может превратиться в “Талибан” и стать опасней Афганистана, Ирака и Ирана, вместе взятых.
Эту уверенность, по-видимому, вселил в экспертов один из ведущих консультантов ЦРУ Бруно Буэно де Мескита. Он создал компьютерную модель, которая показывает, что Иран при всем своем желании не сможет создать атомную бомбу. Выработав необходимое количество обогащенного урана и продемонстрировав миру свои безграничные технические возможности, гордые персы откажутся от амбициозных планов и сосредоточатся на мирной атомной энергетике. Так считает компьютер де Мескиты.
Порадуемся за экспертов и их компьютерные программы. Они действительно научились находить “болевые точки”, но почему-то все их рекомендации обычно сводятся к одному - лучше всего тушить пожар... деньгами. В отчете по ситуации на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, подготовленном Пентагоном, предлагается увеличить помощь Исламабаду на «борьбу с неграмотностью, улучшение медицинского обслуживания и пропаганду общечеловеческих ценностей». Джозеф Байден пообещал выделять на эти цели по полтора миллиарда долларов в течение 10 лет. Это, по его словам, полностью вписывается в нынешнюю стратегию Вашингтона: установить новый уровень внешнеполитических отношений со всеми своими партнерами на международной арене.
Суть их, если исходить из выступления вице-президента на международном саммите в Мюнхене, сводится к вполне банальной фразе: «Мы должны работать сообща. И мы нуждаемся в вашей помощи».
Ничто не приносит такого спокойствия, как торжество принципов. За это можно и заплатить. Но какой резон платить за торжество чужих принципов? Где-то этим вопросом, возможно, задаются, но только не в Израиле. Буквально накануне выборов Эхуд Ольмерт распорядился отправить в Газу 175 миллионов шекелей. Для выплаты заработной платы государственным служащим. Решение вполне обоснованное, если исходить из того, что Газа - составная часть Израиля. Тогда, следовательно, там не должно быть никаких незаконных военных формирований. И борьба с ними - сугубо внутреннее дело самого Израиля.
В нашей повседневности, однако, было бы крайне нелогично руководствоваться только логикой. На самом деле, согласно подписанному 15 лет назад в Париже соглашению, Израиль обязался регулярно перечислять “палестинцам” собранные налоговые отчисления. А если этих самых отчислений нет, все равно платить пособия по “вынужденной” безработице, инвалидности, потере кормильца-шахида и прочим уважительным причинам. А чтобы Израиль не остался в одиночестве, подключились Соединенные Штаты, Евросоюз, Япония, иранские стражи не то палестинской революции, не то нравственности и даже всевозможные заморские фонды.
Ничего не поделаешь: издержки демократии. Тут и выборы, и даже ООН бессильны. Самый идеальный вариант демократии у пиратов: захватили - разделили. Правда, непонятно, кто у кого учится - сомалийские пираты у ХАМАСа или “хамасники” у пиратов. Когда ООНская инспекция стала считать потери, то выяснилось, что половина гуманитарных грузов украдена самым бессовестным образом, да еще средь бела дня. Пришлось пойти на беспрецедентные меры, объявив, что всякая помощь прекращается до тех пор, пока награбленное не будет возвращено.
И что вы думаете - вернули. Одеяла в обмен на муку. Но больше порадовало не само действо, а комментарий к нему. Оказывается, никто ничего не воровал, не считая мелких недоразумений, которые можно объяснить лишь трудными военными условиями. Если и были какие-то нападения, то только на израильские фуры, что вполне законно после того, как ХАМАС ошпарили “Литым свинцом”. А то, что эти фуры шли под флагом ООН, особого значения не имеет. Враг остается врагом, даже если везет тебе бутерброды с маслом и икрой. Стало быть, это никакой не грабеж, а всего-навсего военные трофеи, по праву принадлежащие победителям.
Кстати, о победителях. Израиль можно смело записывать в Книгу рекордов Гиннесса. Это единственная в мире страна, армия которой побеждает, а плоды победы политики дарят побежденным. Египет выторговал обещание прекратить точечные удары по уничтожению хамасовских лидеров. Израиль согласился открыть пограничные терминалы и постепенно снять морскую блокаду. О разоружении ХАМАСа уже даже не идет и речи. Как и о надежных заслонах на пути контрабанды оружия. Короче, ХАМАС получил то, о чем еще несколько месяцев назад и мечтать не мог. Цена за освобождение Гилада Шалита неимоверно выросла. Израиль, по сообщению лондонской газеты “Аль-Кудс аль-Араби”, уже согласился освободить из тюрем почти полторы тысячи боевиков, большинство из которых с кровью на руках, включая Маруана Баргути.
В каком состоянии Шалит и вообще жив ли он, лучше всех знает Эхуд Барак. «Гилад Шалит жив, здоров и не ранен, - заявил он накануне выборов в интервью радиостанции 100FM. - Мы обязаны привезти его домой. Это одна из самых насущных задач на текущий момент».
Если бы политики отвечали за свои слова, то не разбрасывались бы ими так легко. Но политики и избиратели живут в параллельных мирах, которые встречаются только на выборах. Счастье Барака, что сделка не состоялась до выборов, как он предполагал, потому что “кот в мешке”, которого он покупает, мог бы очень сильно испортить ему настроение.
Политик политику не брат и не сват, политик, прежде всего, - идио...лог. Барак ведет самостоятельную игру. В Каире, как сообщает “The Jerusalem Post”, министр обороны дал понять, что палки в колеса вставляет Эхуд Ольмерт. Поэтому о результатах переговоров лучше не сообщать до выборов, когда Ольмерт больше не сможет торпедировать его, Барака, инициативы. Зная былые “художества” Барака, уже ничему не удивляешься. Но он бьет не только по Израилю, а и по Махмуду Аббасу, который предупредил, что если тайная сделка с ХАМАСом состоится, это станет концом любых взаимоотношений между Израилем и палестинской автономией.
Не исключено, что Барак просто имитирует активность, чтобы доказать свою состоятельность. Но израильтяне, похоже, уже устали от “непотопляемых” бараков. Согласно опросу организации “Маагар Мохот”, 51% населения страны категорически против создания независимого палестинского государства. За него ратуют лишь израильские арабы и левые маргиналы. 52% опрошенных израильтян не сомневаются в том, что осуществление идеи “два государства для двух народов” приведет к ракетным атакам центра страны.
Впрочем, выборы все расставят на свои места. Или же все спишут. Главное - спокойствие, только спокойствие, как говаривал Карлсон, который живет на крыше.