КИНОФЕСТИВАЛЬ В ЛИНКОЛЬН-ЦЕНТРЕ • РУССКИЕ ТАНЦОВЩИКИ И ДЖЕРОМ РОББИНС
Культура
В Линкольн-центре проходит ежегодный кинофестиваль, посвященный искусству танца – “Dance on Camera”. Я посмотрела лент.
Фильм «Балерина» - о танцовщицах Мариинского театра, был создан французом Бертраном Норманом. Он начал снимать его в начале века, а закончил в 2007 году. И здесь кроется главная ошибка Нормана. Героини его фильма – молодые балерины или начинающие танцовщицы, но за эти годы их судьба изменилась, поскольку балет – быстротекущее искусство, и фильм устарел. Норман выделил начинающую танцовщицу Алину Сомову, которая во время съемок только окончила школу. Ему хотелось показать, как танцовщица становится балериной. К сожалению, Сомова, хотя и танцует сейчас в Мариинском театре ведущие партии, настоящей балериной не стала. В фильме это отчетливо видно: туры крутит плохо, тело непластичное, руки, вытянутые вверх, как гусиные шеи, только позорят русскую школу. Возможно, работа в последний год с таким опытным педагогом, как Татьяна Терехова, дает свои положительные результаты, но сегодняшний день – вне сюжета фильма. Не выигрышно показана и молоденькая Евгения Образцова. Зачем было снимать интервью с ней, если она ничего интересного сказать не может? Отрывок из «Ромео и Джульетты» выбран неосмотрительно и показывает неосведомленность Нормана в балете. Молоденькая девочка танцует трагическую сцену в спальне - Джульетта решает принять снотворное. Образцова трагедии в музыке не слышит (слишком молода), а потому все чувства только изображает. Так, во всяком случае, это выглядит в фильме. Светлана Захарова снята в период своего становления. С тех пор танцовщица значительно выросла в творческом плане, перешла в Большой театр и стала мировой звездой. Правда, с ней связан один из забавных, на мой взгляд, моментов: показана ее репетиция с педагогом Ольгой Моисеевой и танцовщиком Игорем Зеленским. Такие эпизоды, как споры на репетициях, должны быть интересны зрителям, не допущенным в творческую «кухню» театра. Хорошо снята Диана Вишнева, но материал опять-таки устарел. Балерина говорит о том, как ей хочется, чтобы кто-нибудь из хореографов поставил для нее балет, но за эти годы ее мечта осуществилась - и не один раз. Вишнева рассказывает о своих выступлениях в Берлине и ни слова – об Американском балетном театре, с которым она теперь ежегодно выступает. Лучше других показана в фильме Ульяна Лопаткина. Норман снял в студии знаменитые позы балерины, красоту линий ее аттитюдов и пластики рук. Для меня же самым интересным и неожиданным стало исполнение Лопаткиной монолога Мехмене Бану («Легенда о любви»), снятое Норманом во время спектакля. Лопаткина впервые произвела на меня впечатление в современной хореографии.
Конечно, надо признать, зритель все-таки найдет в фильме кое-что интересное: например, выступления Вишневой и Лопаткиной, отбор детей приемной комиссией Академии балета им. А.Я.Вагановой. Но съемки на уроках классического танца могли бы быть менее мимолетными. Серьезно рассматривать фильм «Балерина» как законченный нельзя. Это - кинозарисовки, сделанные не очень сведущим в балете режиссером.
Фильм «Джири Килиан на экране» должен привлечь всех любителей современного танца: в него включены и хорошо сняты три балета знаменитого хореографа-модерниста. Особенно большое впечатление производит «Бессонница». В фильме минимум разговоров, это спектакль: смотрите и решайте сами. «Джири Килиан на экране» – один из вариантов удачных съемок танцев в кино.
Фильм об испанском «короле танца фламенко» Антонио Гадесе, созданный в 2007 году после смерти Гадеса, напротив, может служить образцом, как НЕ надо снимать фильм о танцовщике. Постановщик Джоан Кано Ареха построил весь фильм как интервью с испанскими критиками, любителями балета, партнершами и дочерью артиста. Испанская речь не прерывается в течение 56 минут! Только-только начинают показывать записи выступлений Гадеса, как очередное словоизвержение заглушает музыку, а бегущий по экрану текст на английском языке (перевод) перекрывает ноги танцовщика. Все рассказывают, какой Гадес был великий. Так покажите нам его танец! Словом, если вы никогда не видели выступления Гадеса, то, посмотрев фильм, не сможете составить о нем представление.
Фильм, вызвавший наибольший интерес зрителей, - «Американские Мастера: Джером Роббинс», создан в 2008 году режиссером Джуди Кинберг, шестикратной обладательницей премии «Эми». Джером Роббинс (1918 – 1998) - американский танцовщик и великий хореограф. Кинберг следовала книге-бестселлеру Аманды Вайл, написавшей его биографию. Этот фильм о жизни и творчестве Роббинса, снятый с огромной любовью к хореографу. В то же время он рассказывает без жеманства и недомолвок о трагических поворотах в его судьбе. Прежде всего – о его увлечении в молодости коммунистическими идеями. С началом «маккартизма» Роббинс, вступивший в коммунистическую партию, подвергся преследованию. Его вызвали в Сенат и предложили назвать других членов компартии. В противном случае, обещали обнародовать его гомосексуальные наклонности. В те времена это означало конец артистической карьеры. Роббинс не устоял и назвал несколько имен... Этот поступок лежал камнем на его совести всю жизнь.
Роббинс действительно сделал карьеру, достойную его гения. Он стал выдающимся хореографом на Бродвее (танцы к спектаклям «Скрипач на крыше», «Король и я» и другие), танцевал, а затем и ставил балеты для труппы Джорджа Баланчина. В фильме среди других уникальных съемок показаны кадры, запечатлевшие репетиции «Вестсайдской истории», премьеру этого мюзикла и кадры из снятого по нему знаменитого фильма. Много лет (с перерывами) Роббинс работал в театре, созданном Баланчиным. В фильм включены киносъемки репетиций с такими знаменитостями, как Наталья Макарова и Михаил Барышников, с Питером Мартинсом и другими премьерами баланчинской труппы, съёмки спектаклей, эпизоды из жизни. Например, Питер Мартинс рассказывает о единственной ссоре между Баланчиным и Роббинсом, произошедшей во время репетиции. И ведь кто-то снял этот момент: показана очень четкая и выразительная фотография эпизода! Как говорил Мартинс, Баланчин кричал что-то вроде: «Я дал тебе все: залы, танцовщиков, а ты всем недоволен!» (Привожу текст по памяти). А Роббинс, судя по всему, в процессе работы действительно был все время всеми недоволен, стремясь к идеалу, понятному только ему. Работать с ним было тяжело, признаются танцовщики, но зато, выходя на сцену, они получали удовольствие от исполнения его произведений. Один из критиков в фильме назвал Роббинса единственным подлинным хореографом-гением американского балета.
Кинберг взяла интервью у первой женщины, бродвейской звезды, в которую Роббинс был влюблен. Он хотел на ней жениться и оставить своего любовника, знаменитого актера кино. Актриса рассказывает, как из этого романа ничего не вышло и как Роббинс плакал и говорил ей: «Я хочу любить женщину! Я хочу иметь жену и детей!». Позднее он полюбил женщину. Эта история тоже рассказана в фильме - очень мягко, очень скупо и потому очень трогательно. С ней связана не одна трагедия. Это история о красавице Танакиль Ле Клерк, знаменитой балерине труппы Баланчина, с которой она выступала с 1946 по 1956 год. Оба хореографа, Роббинс и Баланчин, ухаживали за ней. Оба ставили для нее балеты. Ле Клерк выбрала Баланчина, сказав Роббинсу, что очень ценит его дружбу, но любит Джорджа. В 1952 году Баланчин женился на Ле Клерк, Роббинс вскоре покинул «Нью-Йорк Сити балет» и создал свою труппу, с которой гастролировал по миру. Но балерину постигла страшная судьба: в разгар карьеры она заболела полиомиелитом и вынуждена была оставить сцену. Баланчин в конце концов с ней развелся. Но Роббинс преданно навещал Ле Клерк до конца ее дней. В 1968 году он вернулся в «Нью-Йорк Сити Балет», но считал, что после того, как Ле Клерк ушла со сцены, театр Баланчина уже никогда не был прежним. После смерти Баланчина Роббинс одно время стоял во главе труппы вместе с Мартинсом.
«Американские мастера: Джером Роббинс» - пример того, как можно рассказать о творческой и личной судьбе хореографа так, чтобы фильм отражал его творческую жизнь и в то же время был интересен не только балетному зрителю, но и любителям кино. Те, кто сможет увидеть этот фильм 18 февраля по каналу PBS, думаю, в этом убедятся.
Фильм «Балерина» - о танцовщицах Мариинского театра, был создан французом Бертраном Норманом. Он начал снимать его в начале века, а закончил в 2007 году. И здесь кроется главная ошибка Нормана. Героини его фильма – молодые балерины или начинающие танцовщицы, но за эти годы их судьба изменилась, поскольку балет – быстротекущее искусство, и фильм устарел. Норман выделил начинающую танцовщицу Алину Сомову, которая во время съемок только окончила школу. Ему хотелось показать, как танцовщица становится балериной. К сожалению, Сомова, хотя и танцует сейчас в Мариинском театре ведущие партии, настоящей балериной не стала. В фильме это отчетливо видно: туры крутит плохо, тело непластичное, руки, вытянутые вверх, как гусиные шеи, только позорят русскую школу. Возможно, работа в последний год с таким опытным педагогом, как Татьяна Терехова, дает свои положительные результаты, но сегодняшний день – вне сюжета фильма. Не выигрышно показана и молоденькая Евгения Образцова. Зачем было снимать интервью с ней, если она ничего интересного сказать не может? Отрывок из «Ромео и Джульетты» выбран неосмотрительно и показывает неосведомленность Нормана в балете. Молоденькая девочка танцует трагическую сцену в спальне - Джульетта решает принять снотворное. Образцова трагедии в музыке не слышит (слишком молода), а потому все чувства только изображает. Так, во всяком случае, это выглядит в фильме. Светлана Захарова снята в период своего становления. С тех пор танцовщица значительно выросла в творческом плане, перешла в Большой театр и стала мировой звездой. Правда, с ней связан один из забавных, на мой взгляд, моментов: показана ее репетиция с педагогом Ольгой Моисеевой и танцовщиком Игорем Зеленским. Такие эпизоды, как споры на репетициях, должны быть интересны зрителям, не допущенным в творческую «кухню» театра. Хорошо снята Диана Вишнева, но материал опять-таки устарел. Балерина говорит о том, как ей хочется, чтобы кто-нибудь из хореографов поставил для нее балет, но за эти годы ее мечта осуществилась - и не один раз. Вишнева рассказывает о своих выступлениях в Берлине и ни слова – об Американском балетном театре, с которым она теперь ежегодно выступает. Лучше других показана в фильме Ульяна Лопаткина. Норман снял в студии знаменитые позы балерины, красоту линий ее аттитюдов и пластики рук. Для меня же самым интересным и неожиданным стало исполнение Лопаткиной монолога Мехмене Бану («Легенда о любви»), снятое Норманом во время спектакля. Лопаткина впервые произвела на меня впечатление в современной хореографии.
Конечно, надо признать, зритель все-таки найдет в фильме кое-что интересное: например, выступления Вишневой и Лопаткиной, отбор детей приемной комиссией Академии балета им. А.Я.Вагановой. Но съемки на уроках классического танца могли бы быть менее мимолетными. Серьезно рассматривать фильм «Балерина» как законченный нельзя. Это - кинозарисовки, сделанные не очень сведущим в балете режиссером.
Фильм «Джири Килиан на экране» должен привлечь всех любителей современного танца: в него включены и хорошо сняты три балета знаменитого хореографа-модерниста. Особенно большое впечатление производит «Бессонница». В фильме минимум разговоров, это спектакль: смотрите и решайте сами. «Джири Килиан на экране» – один из вариантов удачных съемок танцев в кино.
Фильм об испанском «короле танца фламенко» Антонио Гадесе, созданный в 2007 году после смерти Гадеса, напротив, может служить образцом, как НЕ надо снимать фильм о танцовщике. Постановщик Джоан Кано Ареха построил весь фильм как интервью с испанскими критиками, любителями балета, партнершами и дочерью артиста. Испанская речь не прерывается в течение 56 минут! Только-только начинают показывать записи выступлений Гадеса, как очередное словоизвержение заглушает музыку, а бегущий по экрану текст на английском языке (перевод) перекрывает ноги танцовщика. Все рассказывают, какой Гадес был великий. Так покажите нам его танец! Словом, если вы никогда не видели выступления Гадеса, то, посмотрев фильм, не сможете составить о нем представление.
Фильм, вызвавший наибольший интерес зрителей, - «Американские Мастера: Джером Роббинс», создан в 2008 году режиссером Джуди Кинберг, шестикратной обладательницей премии «Эми». Джером Роббинс (1918 – 1998) - американский танцовщик и великий хореограф. Кинберг следовала книге-бестселлеру Аманды Вайл, написавшей его биографию. Этот фильм о жизни и творчестве Роббинса, снятый с огромной любовью к хореографу. В то же время он рассказывает без жеманства и недомолвок о трагических поворотах в его судьбе. Прежде всего – о его увлечении в молодости коммунистическими идеями. С началом «маккартизма» Роббинс, вступивший в коммунистическую партию, подвергся преследованию. Его вызвали в Сенат и предложили назвать других членов компартии. В противном случае, обещали обнародовать его гомосексуальные наклонности. В те времена это означало конец артистической карьеры. Роббинс не устоял и назвал несколько имен... Этот поступок лежал камнем на его совести всю жизнь.
Роббинс действительно сделал карьеру, достойную его гения. Он стал выдающимся хореографом на Бродвее (танцы к спектаклям «Скрипач на крыше», «Король и я» и другие), танцевал, а затем и ставил балеты для труппы Джорджа Баланчина. В фильме среди других уникальных съемок показаны кадры, запечатлевшие репетиции «Вестсайдской истории», премьеру этого мюзикла и кадры из снятого по нему знаменитого фильма. Много лет (с перерывами) Роббинс работал в театре, созданном Баланчиным. В фильм включены киносъемки репетиций с такими знаменитостями, как Наталья Макарова и Михаил Барышников, с Питером Мартинсом и другими премьерами баланчинской труппы, съёмки спектаклей, эпизоды из жизни. Например, Питер Мартинс рассказывает о единственной ссоре между Баланчиным и Роббинсом, произошедшей во время репетиции. И ведь кто-то снял этот момент: показана очень четкая и выразительная фотография эпизода! Как говорил Мартинс, Баланчин кричал что-то вроде: «Я дал тебе все: залы, танцовщиков, а ты всем недоволен!» (Привожу текст по памяти). А Роббинс, судя по всему, в процессе работы действительно был все время всеми недоволен, стремясь к идеалу, понятному только ему. Работать с ним было тяжело, признаются танцовщики, но зато, выходя на сцену, они получали удовольствие от исполнения его произведений. Один из критиков в фильме назвал Роббинса единственным подлинным хореографом-гением американского балета.
Кинберг взяла интервью у первой женщины, бродвейской звезды, в которую Роббинс был влюблен. Он хотел на ней жениться и оставить своего любовника, знаменитого актера кино. Актриса рассказывает, как из этого романа ничего не вышло и как Роббинс плакал и говорил ей: «Я хочу любить женщину! Я хочу иметь жену и детей!». Позднее он полюбил женщину. Эта история тоже рассказана в фильме - очень мягко, очень скупо и потому очень трогательно. С ней связана не одна трагедия. Это история о красавице Танакиль Ле Клерк, знаменитой балерине труппы Баланчина, с которой она выступала с 1946 по 1956 год. Оба хореографа, Роббинс и Баланчин, ухаживали за ней. Оба ставили для нее балеты. Ле Клерк выбрала Баланчина, сказав Роббинсу, что очень ценит его дружбу, но любит Джорджа. В 1952 году Баланчин женился на Ле Клерк, Роббинс вскоре покинул «Нью-Йорк Сити балет» и создал свою труппу, с которой гастролировал по миру. Но балерину постигла страшная судьба: в разгар карьеры она заболела полиомиелитом и вынуждена была оставить сцену. Баланчин в конце концов с ней развелся. Но Роббинс преданно навещал Ле Клерк до конца ее дней. В 1968 году он вернулся в «Нью-Йорк Сити Балет», но считал, что после того, как Ле Клерк ушла со сцены, театр Баланчина уже никогда не был прежним. После смерти Баланчина Роббинс одно время стоял во главе труппы вместе с Мартинсом.
«Американские мастера: Джером Роббинс» - пример того, как можно рассказать о творческой и личной судьбе хореографа так, чтобы фильм отражал его творческую жизнь и в то же время был интересен не только балетному зрителю, но и любителям кино. Те, кто сможет увидеть этот фильм 18 февраля по каналу PBS, думаю, в этом убедятся.