Кое-что о еврейских поселенцах в палестинском государстве

В мире
№6 (929)
Возможная перспектива оставить наши поселения в пределах будущего палестинского государства, оказавшаяся внезапно в центре внимания СМИ, взбудоражила израильское общество. 


Провокационной показалась сама идея, высказанная Биньямином Нетаниягу, прижатым к стенке в поисках такого компромиссного решения, которое позволило бы ему продолжать мирные переговоры, не разрушая при этом коалицию и не рискуя властью. А предложил он любопытный вариант: не выкорчевывать поселения с корнем, а сохранить их на местах, пусть и при палестинской власти.


Предложение показалось кое-кому абсурдным, если не сказать неслыханным. Нафтали Бенет обвинил Биби в отсутствии моральных ценностей и иронически предложил попросить “Аль-Каиду” взять на себя в будущем обеспечение безопасности еврейских поселений. Но так ли уж абсурдно это предложение премьера и действительно ли оно ни на чем не основано? “Новости недели” решили проверить ситуацию. 


Некоторое время назад мне довелось побеседовать с Эмуной Элон - поселенкой, писательницей и публицистом. Я задала ей вопрос: каких компенсаций потребуют поселенцы за согласие оставить свои дома в Иудее и Самарии, если того потребует заключение договора с палестинцами, особенно с учетом того, что “расплата” с людьми, выселенными из Гуш-Катифа, оказалась настолько неудачной, что среди них до сих пор имеются неустроенные семьи.

 
- Я не думаю, что именно компенсации будут играть для поселенцев решающую роль, - ответила мне Эмуна. - Дело не в деньгах. Уже несколько раз проводились опросы на тему, согласимся ли мы покинуть свои дома, если нам предложат хорошие компенсации. 


В одном из опросов - его проводила газета “Маарив” - 78% поселенцев сказали, что они не согласятся оставить свои дома ни за какую компенсацию. Поселенцы - люди, преданные идее, для них прежде всего дорого наше пребывание на еврейской земле. И мне лично такая позиция понятна. Люди преданы своему дому и земле, на которой эти дома стоят. Некоторые даже говорили, что готовы остаться в своих домах, даже если территории отойдут к палестинцам.


Мы считаем, что это наш дом и готовы остаться в нем, даже если он окажется за пределами Государства Израиль. С другой стороны, поселенцы уважают свою страну, свое государство, поэтому если страна прикажет, они подчинятся, хотя и с болью в сердце. В этом все противоречие. 


- Но в одной из своих речей вы сказали, что человеческая жизнь представляет для вас большую ценность, чем земля. 

- Да, это так. Мы очень преданы земле Израиля, мы осваивали ее, строили на ней дома, растили детей. Эрец-Исраэль - важнейший краеугольный камень представлений о смысле нашей деятельности. И тем не менее, самое главное для евреев - защита человеческих жизней, поэтому ради защиты жизни мы готовы поступиться многим, в том числе и еврейской землей, если тем самым действительно гарантировано спасение жизней. Проблема, однако, в том, что не гарантировано. Мы все видели это на примере ликвидации поселений Гуш-Катифа.


- То есть идея остаться в своих домах реально существует? 

- Конечно, существует, особенно среди очень религиозных людей, для которых Эрец-Исраэль свята. Понятно, что за таким вариантом будут стоять трудности и лишения, но поселенцы - народ бывалый, способный выдерживать непростые ситуации.


- Во время одного из публичных обсуждений правые активисты спросили вас, зачем вы предлагаете оставить палестинцам Бейт-Эль, этот райский уголок? 

- Я прожила в Бейт-Эле практически всю свою жизнь, здесь родились шестеро моих детей. Я люблю этот действительно райский уголок, присутствующий в еврейской истории, и мне больно представить, что он может быть разрушен так же, как Гуш-Катиф. Поэтому и возник вариант его сохранения даже при палестинском суверенитете.


- Существуют ли предположения, каким образом можно реализовать существование еврейских поселений под палестинским суверенитетом?

- Это сложный вопрос, он никогда не обсуждался в практических деталях, но если уж стороны приходят к диалогу, то почему бы не обсудить и такую возможность?..


Но так ли уж далек израильский истеблишмент от понимания сложностей в будущем устройстве поселенцев после того как поселения будут ликвидированы? В свое время бывший генеральный директор министерства финансов профессор Эзра Садан провел вместе с коллегами серьезное расследование положения бывших поселенцев после эвакуации из Гуш-Катифа. Выяснилось, что программа расселения была составлена из рук вон плохо, что по прошествии двух лет налогоплательщики выплатили на новое обустройство поселенцев 250 миллионов долларов, но и этого оказалось недостаточно. Далее траты составили около 30 миллионов долларов в год, и так в течение почти 9 лет. 


Делает ли история Гуш-Катифа неразрешимой проблему эвакуации значительно большего числа поселенцев Иудеи и Самарии? Представители левого лагеря утверждают, что проблемы Гуш-Катифа искусственно преувеличены именно из стремления создать в обществе ощущение того, что поселения неподъемны. 


- Тот, кто не умеет обращаться с собаками, не должен становиться ветеринаром, - говорит Эзра Садан. - Тот, кто не знает, как договариваться с поселенцами, не должен вступать с ними в переговоры.
Ликвидация поселений Гуш-Катифа была осуществлена без серьезно проработанного плана, было сделано множество ошибок. Но если возникает необходимость в повторении этого опыта, значит, надо не совершать прошлые ошибки. 
Какие бы грандиозные планы ни строил Либерман в отношении обмена территориями и населением, как бы эти планы кому-то нравились или нет, каждый день появляются сообщения, что идеями Либермана в очередной раз восхитился кто-то из крупных израильских руководителей или политических деятелей. Однако факт остается фактом: арабское меньшинство сохранится на территории Государства Израиль и после того как будет подписано соглашение о постоянном урегулировании. Даже в том случае, если Государство Израиль будет в итоге признано еврейским. 


- Но почему бы и палестинцам не согласиться на присутствие ограниченного числа евреев в лице поселенцев? Разъяснения на эту тему теперь постоянно дает генеральный секретарь исполкома ООП Ясир Абед Рабу. Так как же воспринимают палестинцы израильские планы в отношении поселений?

- Прежде всего, мы знаем о желании Израиля завершить строительство разделительного забора и отхватить при этом дополнительные палестинские земли. И это еще до завершения переговоров. Согласно этому плану, Израиль стремится огородить себя с востока. Помимо этого, нам известно о стремлении Израиля признать поселенческими блоками единичные, относительно большие поселения, поскольку в отношении поселенческих блоков продвигается идея, будто они должны остаться за Израилем, даже если находятся в глубине палестинской территории. Это, конечно, очень проблематичный подход, который никак не соответствует чаяниям палестинцев. Высказывались также предложения о долговременной аренде палестинских земель, на которых сохранятся израильские поселения, и к ним будет налажен доступ. Таким образом, поселения, по израильским планам, не будут свернуты и сохранятся даже после создания палестинского государства. То есть мы остаемся в той же ситуации, которая существует уже многие десятилетия. Нас, палестинцев, это никак не устраивает. Долгие годы противостояния, агрессии поселенцев, их постоянные провокации истощили наше терпение. Решение палестинского вопроса может быть достигнуто только после того как на нашей территории будут ликвидированы все еврейские поселения, а поселенцев просто не останется. По этой же причине палестинская сторона не соглашается с теми предложениями госсекретаря США Джона Керри, которые предусматривают периодические экспедиции ЦАХАЛа в Палестину или осуществление связи с поселенцами, оставшимися в глубине наших территорий. Мы хотим по-настоящему свободное государство, без всякого присутствия поселенцев.


Остается спросить: так насколько успешной окажется челночная миссия американского госсекретаря и удастся ли ему решить проблему, которую не хотят решать сами стороны, участвующие в конфликте? 

 “Новости недели”

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir