ИНДЕКС понимания
В мире
До понимания одних нужно подняться, для понимания других - снизойти. Это понимали даже наши далекие предки. Сегодня взаимное понимание требует взаимной лжи. Когда “кассамы” рвались в Сдероте, Николя Саркози спокойно потягивал кофе с ликером в Елисейском дворце. Привычка, говорят, вторая натура. Тони Блэр, говорят, любит яичницу с беконом, а Хавьер Солана - пльзеньское пиво. Сейчас все они дружно устремились на Ближний Восток. Нет, не потому, что “грады” уже рвутся в Ашдоде и Беэр-Шеве. И не для того, чтобы потребовать освобождения Гилада Шалита. Они приехали, чтобы спасти от разгрома ХАМАС. А заодно и собственную репутацию.
В Израиле все еще, похоже, не понимают этого. Поэтому спешно готовят собственные условия “достойного” выхода из войны. Как сообщает газета “Гаарец”, «переговоры о прекращении огня ХАМАСу придется вести с Махмудом Аббасом под египетской эгидой, и если ХАМАС не согласится на предъявленные условия, то заплатит за это высокую цену - еще большей изоляцией». Сам Израиль от прямого диалога с бандитами откажется, но предъявит “дополнительные” требования.
Что же это за требования? Во-первых, Египет обязан пресечь контрабанду оружия и боеприпасов. А поскольку веры Каиру нет, то филадельфийский коридор должны контролировать американские саперные подразделения. Пограничный контрольно-пропускной пункт “Рафиах” предлагается отдать под контроль “гвардейцев” Абу-Мазена и европейских наблюдателей. И, наконец, Израиль пытается добиться, чтобы резолюция Совета Безопасности ООН предоставляла ему право реагировать на любые нарушения этих условий со стороны ХАМАСа.
И обязала бы ХАМАС освободить Гилада Шалита.
Газета “Маарив” назвала эту пока еще гипотетическую сделку “фиксированной договоренностью”. Израиль, дескать, готов подписать международные соглашения со всеми желающими, кроме самого ХАМАСа. «Каждая договоренность должна прежде всего отвечать израильским интересам, - пояснила Ципи Ливни. - Но мы не намерены создавать этот дипломатический продукт с ХАМАСом. Наоброт, он должен быть направлен против ХАМАСа, с тем чтобы ослабить его».
Дипломатический язык хоть и витиеват, но не до такой степени. Ципи Ливни создала немало “дипломатических продуктов”, но почему-то все они оказались “несъедобными”. И новое “меню” обещает быть таким же. Дело в том, что Египет кровно заинтересован в контрабанде оружия в Газу, поскольку постоянные “укусы” ХАМАСа ослабляют врага. А Израиль для него по-прежнему враг, несмотря на дипломатические отношения и мирный договор. Каир против американского контроля на границе с Газой еще и потому, что это стало бы негласным признанием контрабандной поставки вооружений, которую он по-прежнему категорически отрицает.
От европейских наблюдателей, как и от “гвардейцев” Абу Мазена, тоже проку мало: они не захотят стать заложниками ХАМАСа и просто закроют на все глаза. Как ООНские “миротворцы” в Ливане. Зато будут всячески мешать израильской армии. Против иностранного присутствия выступили и так называемые “Комитеты народного сопротивления”, предупредившие, что расценят ввод многонациональных сил в Газу как попытку «лишить палестинцев права на сопротивление». Ну а произраильская резолюция в Совете Безопасности ООН и вовсе вызовет разве что улыбку. ООН никогда не даст Израилю карт-бланша на приведение ХАМАСа в чувство.
Поэтому врага сначала надо уничтожить, а уж затем решать, что делать дальше. Но у “временного” правительства и цели временные. До выборов рукой подать, и сейчас самое время рапортовать о победе, добытой к тому же малой кровью. Посему и задача ставится скромная - не уничтожить ХАМАС, а добиться прекращения ракетных обстрелов. Хотя бы до выборов. Эхуд Ольмерт так и сказал Николя Саркози: «Мы не ставим перед собой цели уничтожить ХАМАС, хотя и можем сделать это». То же самое он подтвердил в телефонных разговорах с Ангелой Меркель и Дмитрием Медведевым.
Обработанные французами хамасовцы, не без основания опасающиеся за свою жизнь, сделали вид, что готовы пойти на мировую (на словах, конечно). Так, Ахмед Юсеф в интервью французскому телеканалу “France 24” заявил, что ХАМАС не выдвигает Израилю никаких условий, кроме немедленного вывода войск. «Мы хотим лишь спокойствия и думаем только о мире», - сказал он. Когда же его спросили, готов ли ХАМАС прекратить ракетные обстрелы, если соглашение будет заключено, Юсеф не моргнув глазом ответил: «За полгода перемирия никаких обстрелов, как вы знаете, не было».
Может быть, французы и поверили, но как убедить в этом жителей израильских приграничных городов? Не думаю, что им понравится туманное французское предложение о «гуманитарном прекращении огня». Как и лицемерное поведение самого французского президента.
Индекс понимания напоминает кривую. И чем ниже уровень, тем вычурней политическая линия. Саркози, между прочим, первым гневно осудил израильскую наземную операцию. И тем не менее встретил в Израиле, куда заехал как бы по пути, горячий прием.
Начал он свой визит с Шарм-Аш-Шейха, где встретился с Хосни Мубараком. Но основной целью поездки назвал посещение французских подразделений, составляющих вместе с итальянцами костяк UNIFIL - временных сил ООН в Ливане, отвечающих за соблюдение резолюции Совета Безопасности ООН № 1701. Намек был более чем прозрачный: мол, после Второй ливанской войны на Израиль не упало ни одной ракеты, и заслуга в этом военнослужащих UNIFIL. А то, что “Хезболла” удвоила свой арсенал, не в счет.
С заоблачных вершин понимания чаще всего воспринимаются только сами вершины. Выступая на пресс-конференции с группой европейских министров иностранных дел во главе с чехом Карелом Шварценбергом, который с 1 января председательствует в Евросоюзе, Ципи Ливни заявила, что «в Газе Израиль ведет борьбу с террором и экстремизмом на всем Ближнем Востоке». Эти ее слова особого впечатления не произвели. Говорить она должна была о другом: почему деньги международного сообщества, оказывающего беспрецедентную помощь палестинскому населению, идут на вооружение и террор?
Солдаты бригады “Голани” рассказали, что почти все дома в Газе превращены в ДОТы. Хамасовцы ведут огонь из подземных бетонированных убежищ, расположенных прямо под жилыми домами, после чего быстро скрываются в туннелях, ведущих из одного здания в другое. Выкуривать их оттуда крайне сложно. Школы, больницы и мечети оборудованы под склады оружия. Они тоже соединены подземными туннелями. Машины “скорой помощи” с гордо развевающимися флагами ООН используются для доставки к месту назначения террористов-смертников.
Правда, и эти ухищрения не спасают. Израильская армия тоже действует нестандартно. Перед вторжением артиллерия “проутюжила” заминированные дороги, уничтожив часть заложенных фугасов и мин. Сидевшие в засадах хамасовцы ждали танков. А вперед пошли инженерные подразделения и пехота, прокладывая новые трассы, по которым и двинулась тяжелая техника. Этот обходной маневр застал боевиков врасплох. Еще одна неожиданность - информационная тишина. Солдаты сдали сотовые телефоны и пейджеры. Во время Второй ливанской войны противник прослушивал телефонные разговоры и был в курсе почти всех оперативных новостей.
Уроки той войны, похоже, пошли на пользу. По сообщению газеты “Маарив”, сразу же удалось наладить бесперебойную доставку пищи, воды и топлива. Впрочем, если даже и возникнут перебои с водой, то на выручку придет специальный фильтр, позволяющий пить воду без риска для здоровья практически из любого источника, включая придорожную лужу. Фильтры способны очищать до 6 литров воды в минуту. Кроме того, к солдатскому пайку добавлены специальные энергетические конфеты, позволяющие обходиться без пищи 24 часа. А специальные кузова для БТР перевозят дополнительные запасы солярки, пищи, воды и боеприпасов.
Кроме того, все боевые вертолеты получили медицинское оборудование, что превратило их, по сути, в летающие госпитали. И медбратья пересели с обычных грузовиков на бронетранспортеры. Это позволяет им оказывать помощь большему числу раненых. Важно также и то, что в ротах появились собственные реанимационные отделения, в распоряжении которых не только необходимое медоборудование, но и вертолеты, непосредственно задействованные в эвакуации раненых. Эти нововведения уже спасли не одну солдатскую жизнь.
Пока армия более-менее успешно выполняет свои задачи, хотя без накладок тоже не обходится. Только бы политики не украли у нее победу. Боевики “Бригад Из ад-Дин аль-Кассам”, получившие приказ сражаться до конца, сдаются в плен десятками. Тем не менее британская газета “The Independent”, постоянно обвиняющая Израиль в отсутствии всякой морали, охарактеризовала ЦАХАЛ как «третьесортную любительскую армию, ни разу не побеждавшую с 1973 года». Этот же упрек можно адресовать и британской армии, не побеждавшей со времен Второй мировой войны (говорить о победе в Фолклендском конфликте язык не поворачивается).
В то же время трудно не согласиться с мнением “Wall Street Journal”, который пишет в редакционной статье, что такая страна, как Израиль, «должна сохранить ауру непобедимости, созданную во время двух последних войн с Египтом». И если Ливанская кампания 2006 года убедила иных арабов и персов, что Израиль “размяк” и его можно одолеть, то нельзя допустить, чтобы и ХАМАС поддержал этот миф. А для этого необходимо постоянно поддерживать уровень “палестинского” зажиточного минимума: «Не до кайфу - быть бы лайфу!». Это тоже своеобразный индекс понимания.
В Израиле все еще, похоже, не понимают этого. Поэтому спешно готовят собственные условия “достойного” выхода из войны. Как сообщает газета “Гаарец”, «переговоры о прекращении огня ХАМАСу придется вести с Махмудом Аббасом под египетской эгидой, и если ХАМАС не согласится на предъявленные условия, то заплатит за это высокую цену - еще большей изоляцией». Сам Израиль от прямого диалога с бандитами откажется, но предъявит “дополнительные” требования.
Что же это за требования? Во-первых, Египет обязан пресечь контрабанду оружия и боеприпасов. А поскольку веры Каиру нет, то филадельфийский коридор должны контролировать американские саперные подразделения. Пограничный контрольно-пропускной пункт “Рафиах” предлагается отдать под контроль “гвардейцев” Абу-Мазена и европейских наблюдателей. И, наконец, Израиль пытается добиться, чтобы резолюция Совета Безопасности ООН предоставляла ему право реагировать на любые нарушения этих условий со стороны ХАМАСа.
И обязала бы ХАМАС освободить Гилада Шалита.
Газета “Маарив” назвала эту пока еще гипотетическую сделку “фиксированной договоренностью”. Израиль, дескать, готов подписать международные соглашения со всеми желающими, кроме самого ХАМАСа. «Каждая договоренность должна прежде всего отвечать израильским интересам, - пояснила Ципи Ливни. - Но мы не намерены создавать этот дипломатический продукт с ХАМАСом. Наоброт, он должен быть направлен против ХАМАСа, с тем чтобы ослабить его».
Дипломатический язык хоть и витиеват, но не до такой степени. Ципи Ливни создала немало “дипломатических продуктов”, но почему-то все они оказались “несъедобными”. И новое “меню” обещает быть таким же. Дело в том, что Египет кровно заинтересован в контрабанде оружия в Газу, поскольку постоянные “укусы” ХАМАСа ослабляют врага. А Израиль для него по-прежнему враг, несмотря на дипломатические отношения и мирный договор. Каир против американского контроля на границе с Газой еще и потому, что это стало бы негласным признанием контрабандной поставки вооружений, которую он по-прежнему категорически отрицает.
От европейских наблюдателей, как и от “гвардейцев” Абу Мазена, тоже проку мало: они не захотят стать заложниками ХАМАСа и просто закроют на все глаза. Как ООНские “миротворцы” в Ливане. Зато будут всячески мешать израильской армии. Против иностранного присутствия выступили и так называемые “Комитеты народного сопротивления”, предупредившие, что расценят ввод многонациональных сил в Газу как попытку «лишить палестинцев права на сопротивление». Ну а произраильская резолюция в Совете Безопасности ООН и вовсе вызовет разве что улыбку. ООН никогда не даст Израилю карт-бланша на приведение ХАМАСа в чувство.
Поэтому врага сначала надо уничтожить, а уж затем решать, что делать дальше. Но у “временного” правительства и цели временные. До выборов рукой подать, и сейчас самое время рапортовать о победе, добытой к тому же малой кровью. Посему и задача ставится скромная - не уничтожить ХАМАС, а добиться прекращения ракетных обстрелов. Хотя бы до выборов. Эхуд Ольмерт так и сказал Николя Саркози: «Мы не ставим перед собой цели уничтожить ХАМАС, хотя и можем сделать это». То же самое он подтвердил в телефонных разговорах с Ангелой Меркель и Дмитрием Медведевым.
Обработанные французами хамасовцы, не без основания опасающиеся за свою жизнь, сделали вид, что готовы пойти на мировую (на словах, конечно). Так, Ахмед Юсеф в интервью французскому телеканалу “France 24” заявил, что ХАМАС не выдвигает Израилю никаких условий, кроме немедленного вывода войск. «Мы хотим лишь спокойствия и думаем только о мире», - сказал он. Когда же его спросили, готов ли ХАМАС прекратить ракетные обстрелы, если соглашение будет заключено, Юсеф не моргнув глазом ответил: «За полгода перемирия никаких обстрелов, как вы знаете, не было».
Может быть, французы и поверили, но как убедить в этом жителей израильских приграничных городов? Не думаю, что им понравится туманное французское предложение о «гуманитарном прекращении огня». Как и лицемерное поведение самого французского президента.
Индекс понимания напоминает кривую. И чем ниже уровень, тем вычурней политическая линия. Саркози, между прочим, первым гневно осудил израильскую наземную операцию. И тем не менее встретил в Израиле, куда заехал как бы по пути, горячий прием.
Начал он свой визит с Шарм-Аш-Шейха, где встретился с Хосни Мубараком. Но основной целью поездки назвал посещение французских подразделений, составляющих вместе с итальянцами костяк UNIFIL - временных сил ООН в Ливане, отвечающих за соблюдение резолюции Совета Безопасности ООН № 1701. Намек был более чем прозрачный: мол, после Второй ливанской войны на Израиль не упало ни одной ракеты, и заслуга в этом военнослужащих UNIFIL. А то, что “Хезболла” удвоила свой арсенал, не в счет.
С заоблачных вершин понимания чаще всего воспринимаются только сами вершины. Выступая на пресс-конференции с группой европейских министров иностранных дел во главе с чехом Карелом Шварценбергом, который с 1 января председательствует в Евросоюзе, Ципи Ливни заявила, что «в Газе Израиль ведет борьбу с террором и экстремизмом на всем Ближнем Востоке». Эти ее слова особого впечатления не произвели. Говорить она должна была о другом: почему деньги международного сообщества, оказывающего беспрецедентную помощь палестинскому населению, идут на вооружение и террор?
Солдаты бригады “Голани” рассказали, что почти все дома в Газе превращены в ДОТы. Хамасовцы ведут огонь из подземных бетонированных убежищ, расположенных прямо под жилыми домами, после чего быстро скрываются в туннелях, ведущих из одного здания в другое. Выкуривать их оттуда крайне сложно. Школы, больницы и мечети оборудованы под склады оружия. Они тоже соединены подземными туннелями. Машины “скорой помощи” с гордо развевающимися флагами ООН используются для доставки к месту назначения террористов-смертников.
Правда, и эти ухищрения не спасают. Израильская армия тоже действует нестандартно. Перед вторжением артиллерия “проутюжила” заминированные дороги, уничтожив часть заложенных фугасов и мин. Сидевшие в засадах хамасовцы ждали танков. А вперед пошли инженерные подразделения и пехота, прокладывая новые трассы, по которым и двинулась тяжелая техника. Этот обходной маневр застал боевиков врасплох. Еще одна неожиданность - информационная тишина. Солдаты сдали сотовые телефоны и пейджеры. Во время Второй ливанской войны противник прослушивал телефонные разговоры и был в курсе почти всех оперативных новостей.
Уроки той войны, похоже, пошли на пользу. По сообщению газеты “Маарив”, сразу же удалось наладить бесперебойную доставку пищи, воды и топлива. Впрочем, если даже и возникнут перебои с водой, то на выручку придет специальный фильтр, позволяющий пить воду без риска для здоровья практически из любого источника, включая придорожную лужу. Фильтры способны очищать до 6 литров воды в минуту. Кроме того, к солдатскому пайку добавлены специальные энергетические конфеты, позволяющие обходиться без пищи 24 часа. А специальные кузова для БТР перевозят дополнительные запасы солярки, пищи, воды и боеприпасов.
Кроме того, все боевые вертолеты получили медицинское оборудование, что превратило их, по сути, в летающие госпитали. И медбратья пересели с обычных грузовиков на бронетранспортеры. Это позволяет им оказывать помощь большему числу раненых. Важно также и то, что в ротах появились собственные реанимационные отделения, в распоряжении которых не только необходимое медоборудование, но и вертолеты, непосредственно задействованные в эвакуации раненых. Эти нововведения уже спасли не одну солдатскую жизнь.
Пока армия более-менее успешно выполняет свои задачи, хотя без накладок тоже не обходится. Только бы политики не украли у нее победу. Боевики “Бригад Из ад-Дин аль-Кассам”, получившие приказ сражаться до конца, сдаются в плен десятками. Тем не менее британская газета “The Independent”, постоянно обвиняющая Израиль в отсутствии всякой морали, охарактеризовала ЦАХАЛ как «третьесортную любительскую армию, ни разу не побеждавшую с 1973 года». Этот же упрек можно адресовать и британской армии, не побеждавшей со времен Второй мировой войны (говорить о победе в Фолклендском конфликте язык не поворачивается).
В то же время трудно не согласиться с мнением “Wall Street Journal”, который пишет в редакционной статье, что такая страна, как Израиль, «должна сохранить ауру непобедимости, созданную во время двух последних войн с Египтом». И если Ливанская кампания 2006 года убедила иных арабов и персов, что Израиль “размяк” и его можно одолеть, то нельзя допустить, чтобы и ХАМАС поддержал этот миф. А для этого необходимо постоянно поддерживать уровень “палестинского” зажиточного минимума: «Не до кайфу - быть бы лайфу!». Это тоже своеобразный индекс понимания.