Ох ЭТОТ ЛАРИ С ДОЛЛАРОМ в паре
В мире
За последние годы Грузия поражала мир очень многим и неоднократно. Громкие события в ней сменяются, как в калейдоскопе, вызывая то удивление, то восхищение, то возмущение, а то и просто интерес. Неизменным оставалось лишь главное «грузинское чудо» - довольно высокий по отношению к доллару и относительно стабильный курс национальной валюты - лари. Для многих - загадка, почему в государстве, вовсе не отличающемся развитой экономикой, он постоянно выше, чем, скажем, в промышленно развитых Израиле или Украине. Кто-то объяснял это просто: лари поддерживают огромные денежные вливания из-за границы. Ну а грузинские власти говорили иначе: наши реформы вызвали бурный рост зарубежных инвестиций. И хотя жалобы населения на уровень жизни отнюдь не заглушаются в Грузии грохотом станков, официальная статистика приводит потрясающие цифры. Уже 3 года подряд экономика страны растет намного быстрее... российской, ВВП постоянно увеличивается и, по данным на 2007 год, составил за 5 лет в среднем 9,7 %. И вот это благополучие, которое в «верхах» называли реальным, а в «низах» - мнимым, рухнуло в одночасье.
Лари ввели в Грузии с 1 октября 1995 года вместо купонов номиналами в миллионы. В первые 3 года его курс держался на уровне 1,3-1,35 за доллар и существенно девальвировался лишь однажды - перевалил за отметку в $2 после российского дефолта 1998 года. Вслед за приходом к власти Михаила Саакашвили национальная валюта лишь укреплялась, и в нынешнем году, из-за активного притока валюты иностранной курс был 1,39. То есть почти вернулся на отметку 13-летней давности. Правда, за несколько недель до войны с Россией он немного упал, но потом вновь «замер». А когда отгремела война и в мире разбушевался финансовый кризис, стало казаться, что эти коллизии на Грузии никак не отразились. Банки и биржа в ней по швам не трещали. Тысячи людей потеряли работу задолго до кризиса, и новых безработных к ним не прибавлялось. Цены росли, как всегда. А главное, лари успешно противостоял колебаниям доллара, продолжая изумлять иноземцев. И в Национальном банке Грузии поспешили заявить, что «ситуация на мировых рынках не окажет значительного влияния на финансовый сектор страны». А вот местные эксперты дали объяснения, принижающие государственный престиж: «Страна масштабно не интегрирована в мировую экономику, поэтому происходящие в мире процессы напрямую не отразятся на ней». К тому же вдруг выяснилось, что, несмотря на всю гордость зарубежными инвестициями, «в Грузии малое участие иностранного краткосрочного капитала». Ну а главной была исконная надежда на то, что после войны с Россией «Запад нам поможет»: «От международного сообщества обязательно поступит финансовая помощь, которая сегодня имеет скорее политическое, чем экономическое значение».
Аппетит, как известно, приходит во время еды. Сначала министр экономического развития Екатерина Шарашидзе подсчитала, что Грузии необходима международная помощь в миллиард долларов, потом Михаил Саакашвили удвоил эту сумму, а затем грузинское правительство заговорило о 3-х миллиардах. И, наконец, глава входящего в структуру Госдепартамента США Агентства международного развития Генриетта Фор предположила, что окончательно речь пойдет уже о $3,6 миллиарда. Естественно, главные надежды Тбилиси возлагал на Вашингтон. Приехавший в августе в Грузию будущий вице-президент США Джо Байден пообещал запросить у Конгресса миллиард в помощь закавказскому союзнику. Посол Грузии в США поднял эту тему на съезде американских демократов в Денвере, в беседе с несколькими крупными функционерами партии. Позаботиться о выделении денег обещали и побывавшие в Грузии сенаторы - посланники Маккейна, и его супруга Синди, и посетивший Кавказ вице-президент Дик Чейни. Что ж, ни Америка, ни ее партнеры не подкачали. На конференции доноров в Брюсселе 60 стран и международных организаций договорились выделить Грузии на три года $ 4,55 миллиарда. «Это гораздо больше, чем предполагалось. Сумма особенно впечатляет, учитывая нынешние тяжелые времена, - сообщила еврокомиссар по внешним связям ЕС Бенита Ферреро-Вальднер. - Евросоюз выделил 500 миллионов евро, Япония – 200 миллионов, США предложили 1 миллиард, Международный валютный фонд (МВФ) – около миллиарда евро». А еще пообещали «башлянуть» Германия, Швеция, Франция, страны Балтии. Даже Украина, которая у себя в стране, пообещала $20 миллионов. Ну а премьер-министр Грузии Ладо Гургенидзе, поблагодарив доноров, заявил, что только на восстановление инфраструктуры, разрушенной августовской войной, необходимо... уже $5 миллиардов. Однако больше ему не дали, памятуя, что эти суммы - дополнение не только к тому, что уже перечисляется Западом, но и к выделенной МВФ 18-месячной резервно-кредитной линии в $750 миллионов.
Столь значительные подарки стали предметом особой гордости грузинских властей. Но пока они разъясняли народу, что это – свидетельство международного уважения к Грузии, лари катастрофически рухнул. Торги на Тбилисской межбанковской валютной бирже в пятницу, 7 ноября, закрылись на курсе 1,49, а во второй половине субботы «менялы» давали за бакс уже 1,65 лари. Падение курса сразу на 160 пунктов вызвало панику в столице, за выходные дни закрылись многие обменные пункты, исчерпавшие запасы американской валюты. А вкладчики и корпоративные клиенты банков до понедельника оказались лишены возможности конвертировать свои деньги в иностранную валюту. В субботу и воскресенье Нацбанк не работал и потому молчал, так что газеты и информагентства распространили мнение независимых экспертов. И вот что оказалось. Всемирный финансовый кризис конечно же отразился на резком сокращении иностранных инвестиций. А именно благодаря этим «вливаниям», валютные резервы Нацбанка Грузии возросли до $1,5 миллиарда. Но с трагического августа власти были вынуждены использовать эти резервы для поддержания курса лари и израсходовали уже больше миллиарда долларов, тогда как спрос на иностранную валюту в стране постоянно растет. Однако наступил понедельник, и глава Нацбанка Давид Амаглобели сообщил, что для паники нет никаких оснований. “За последние 3 месяца Грузия перенесла два экзогенных шока, а на мировых рынках отмечалось укрепление доллара по отношению ко многим мировым валютам, - объявил он. - Сохранение прежнего курса лари носило бы искусственный характер и создавало бы сложности для конкурентоспособности страны. Мы обсудили различные варианты корректировки курса и лучшим признали одноразовое изменение. Курс будет зафиксирован на отметке в 1,65, и резких изменений не произойдет, так как он достиг точки равновесия и не нуждается в дополнительной корректировке». А Нацбанк продолжит интервенции на валютной бирже, пока не подоспеет зарубежная помощь. Главное же, банкир заверил: «Изменение курса значительно не повлияет на инфляцию, ибо нет экономических предпосылок для роста цен. Отдельные торговые объекты попытаются воспользоваться ситуацией и поднять цены, но для этого не существует никаких реальных причин».
Увы, оказалось, что ценам в Грузии наплевать на экономические обоснования. Или обоснования эти сомнительны. В стране все еще больше подорожало, а особенно медикаменты, сразу на 12%. Мнение по этому поводу не только оппозиции, но и всего населения страны выразила экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе: «Руководство пытается переложить ответственность правительства и Нацбанка на отдельные торговые объекты, обвинив их в неизбежном росте цен. Но процессы, развивающиеся на валютном рынке, могут поставить перед экономической и социальной катастрофой большинство наших граждан. Невозможно, чтобы Нацбанк не знал: в стране, ориентированной на импорт, на фоне резкого снижения инвестиций самое малое несерьезно скрывать, что укрепление курса доллара обязательно воздействует на инфляцию. Если существовала необходимость поиска равновесия, Нацбанк мог достичь его не моментальным скачком, а поэтапно. Применение новой политики не должно начинаться в пятницу вечером и вызывать панику на рынке. Эксперты знают, что подобные операции в пятницу вызывают подозрения, так как в последующие два дня банки не работают. То, что происходит, - либо желание нескольких высокопоставленных чиновников нагреть руки, либо мы являемся свидетелями необдуманной, незапланированной политики. Не видно целенаправленных и обдуманных усилий властей, их реального желания избежать хотя бы катастрофического роста цен».
Сейчас у Грузии отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, впереди – традиционное перед Новым годом повышение спроса на товары и иностранную валюту. Поэтому эксперты считают, что в декабре за доллар могут давать уже 2-2,2 лари. А значит, еще больше вздуются цены: на грузинском рынке реализуется, в основном, импорт, да и в производстве местных товаров его доля тоже высока – сырье, комплектующие и т.д. Политическими кризисами многострадальная страна уже сыта по горло, сейчас ей только экономического кризиса не хватало...
Лари ввели в Грузии с 1 октября 1995 года вместо купонов номиналами в миллионы. В первые 3 года его курс держался на уровне 1,3-1,35 за доллар и существенно девальвировался лишь однажды - перевалил за отметку в $2 после российского дефолта 1998 года. Вслед за приходом к власти Михаила Саакашвили национальная валюта лишь укреплялась, и в нынешнем году, из-за активного притока валюты иностранной курс был 1,39. То есть почти вернулся на отметку 13-летней давности. Правда, за несколько недель до войны с Россией он немного упал, но потом вновь «замер». А когда отгремела война и в мире разбушевался финансовый кризис, стало казаться, что эти коллизии на Грузии никак не отразились. Банки и биржа в ней по швам не трещали. Тысячи людей потеряли работу задолго до кризиса, и новых безработных к ним не прибавлялось. Цены росли, как всегда. А главное, лари успешно противостоял колебаниям доллара, продолжая изумлять иноземцев. И в Национальном банке Грузии поспешили заявить, что «ситуация на мировых рынках не окажет значительного влияния на финансовый сектор страны». А вот местные эксперты дали объяснения, принижающие государственный престиж: «Страна масштабно не интегрирована в мировую экономику, поэтому происходящие в мире процессы напрямую не отразятся на ней». К тому же вдруг выяснилось, что, несмотря на всю гордость зарубежными инвестициями, «в Грузии малое участие иностранного краткосрочного капитала». Ну а главной была исконная надежда на то, что после войны с Россией «Запад нам поможет»: «От международного сообщества обязательно поступит финансовая помощь, которая сегодня имеет скорее политическое, чем экономическое значение».
Аппетит, как известно, приходит во время еды. Сначала министр экономического развития Екатерина Шарашидзе подсчитала, что Грузии необходима международная помощь в миллиард долларов, потом Михаил Саакашвили удвоил эту сумму, а затем грузинское правительство заговорило о 3-х миллиардах. И, наконец, глава входящего в структуру Госдепартамента США Агентства международного развития Генриетта Фор предположила, что окончательно речь пойдет уже о $3,6 миллиарда. Естественно, главные надежды Тбилиси возлагал на Вашингтон. Приехавший в августе в Грузию будущий вице-президент США Джо Байден пообещал запросить у Конгресса миллиард в помощь закавказскому союзнику. Посол Грузии в США поднял эту тему на съезде американских демократов в Денвере, в беседе с несколькими крупными функционерами партии. Позаботиться о выделении денег обещали и побывавшие в Грузии сенаторы - посланники Маккейна, и его супруга Синди, и посетивший Кавказ вице-президент Дик Чейни. Что ж, ни Америка, ни ее партнеры не подкачали. На конференции доноров в Брюсселе 60 стран и международных организаций договорились выделить Грузии на три года $ 4,55 миллиарда. «Это гораздо больше, чем предполагалось. Сумма особенно впечатляет, учитывая нынешние тяжелые времена, - сообщила еврокомиссар по внешним связям ЕС Бенита Ферреро-Вальднер. - Евросоюз выделил 500 миллионов евро, Япония – 200 миллионов, США предложили 1 миллиард, Международный валютный фонд (МВФ) – около миллиарда евро». А еще пообещали «башлянуть» Германия, Швеция, Франция, страны Балтии. Даже Украина, которая у себя в стране, пообещала $20 миллионов. Ну а премьер-министр Грузии Ладо Гургенидзе, поблагодарив доноров, заявил, что только на восстановление инфраструктуры, разрушенной августовской войной, необходимо... уже $5 миллиардов. Однако больше ему не дали, памятуя, что эти суммы - дополнение не только к тому, что уже перечисляется Западом, но и к выделенной МВФ 18-месячной резервно-кредитной линии в $750 миллионов.
Столь значительные подарки стали предметом особой гордости грузинских властей. Но пока они разъясняли народу, что это – свидетельство международного уважения к Грузии, лари катастрофически рухнул. Торги на Тбилисской межбанковской валютной бирже в пятницу, 7 ноября, закрылись на курсе 1,49, а во второй половине субботы «менялы» давали за бакс уже 1,65 лари. Падение курса сразу на 160 пунктов вызвало панику в столице, за выходные дни закрылись многие обменные пункты, исчерпавшие запасы американской валюты. А вкладчики и корпоративные клиенты банков до понедельника оказались лишены возможности конвертировать свои деньги в иностранную валюту. В субботу и воскресенье Нацбанк не работал и потому молчал, так что газеты и информагентства распространили мнение независимых экспертов. И вот что оказалось. Всемирный финансовый кризис конечно же отразился на резком сокращении иностранных инвестиций. А именно благодаря этим «вливаниям», валютные резервы Нацбанка Грузии возросли до $1,5 миллиарда. Но с трагического августа власти были вынуждены использовать эти резервы для поддержания курса лари и израсходовали уже больше миллиарда долларов, тогда как спрос на иностранную валюту в стране постоянно растет. Однако наступил понедельник, и глава Нацбанка Давид Амаглобели сообщил, что для паники нет никаких оснований. “За последние 3 месяца Грузия перенесла два экзогенных шока, а на мировых рынках отмечалось укрепление доллара по отношению ко многим мировым валютам, - объявил он. - Сохранение прежнего курса лари носило бы искусственный характер и создавало бы сложности для конкурентоспособности страны. Мы обсудили различные варианты корректировки курса и лучшим признали одноразовое изменение. Курс будет зафиксирован на отметке в 1,65, и резких изменений не произойдет, так как он достиг точки равновесия и не нуждается в дополнительной корректировке». А Нацбанк продолжит интервенции на валютной бирже, пока не подоспеет зарубежная помощь. Главное же, банкир заверил: «Изменение курса значительно не повлияет на инфляцию, ибо нет экономических предпосылок для роста цен. Отдельные торговые объекты попытаются воспользоваться ситуацией и поднять цены, но для этого не существует никаких реальных причин».
Увы, оказалось, что ценам в Грузии наплевать на экономические обоснования. Или обоснования эти сомнительны. В стране все еще больше подорожало, а особенно медикаменты, сразу на 12%. Мнение по этому поводу не только оппозиции, но и всего населения страны выразила экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе: «Руководство пытается переложить ответственность правительства и Нацбанка на отдельные торговые объекты, обвинив их в неизбежном росте цен. Но процессы, развивающиеся на валютном рынке, могут поставить перед экономической и социальной катастрофой большинство наших граждан. Невозможно, чтобы Нацбанк не знал: в стране, ориентированной на импорт, на фоне резкого снижения инвестиций самое малое несерьезно скрывать, что укрепление курса доллара обязательно воздействует на инфляцию. Если существовала необходимость поиска равновесия, Нацбанк мог достичь его не моментальным скачком, а поэтапно. Применение новой политики не должно начинаться в пятницу вечером и вызывать панику на рынке. Эксперты знают, что подобные операции в пятницу вызывают подозрения, так как в последующие два дня банки не работают. То, что происходит, - либо желание нескольких высокопоставленных чиновников нагреть руки, либо мы являемся свидетелями необдуманной, незапланированной политики. Не видно целенаправленных и обдуманных усилий властей, их реального желания избежать хотя бы катастрофического роста цен».
Сейчас у Грузии отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, впереди – традиционное перед Новым годом повышение спроса на товары и иностранную валюту. Поэтому эксперты считают, что в декабре за доллар могут давать уже 2-2,2 лари. А значит, еще больше вздуются цены: на грузинском рынке реализуется, в основном, импорт, да и в производстве местных товаров его доля тоже высока – сырье, комплектующие и т.д. Политическими кризисами многострадальная страна уже сыта по горло, сейчас ей только экономического кризиса не хватало...
comments (Total: 1)