“Пришлите еще солдат”

В мире
№51 (922)
Израильская экономика, не найдя должного применения миллиону репатриантов, жаждет нового подкрепления.


Высокие своды этого учебного корпуса университета Бар-Илан слышали разные речи, но древнеримского историка Тита Ливия здесь едва ли когда-то цитировали. В прошлый четверг высокая университетская трибуна была предоставлена не обычным ее завсегдатаям, преподавателям и студентам, а людям, к академической среде отношения вроде бы не имевшим: специалистам в области занятости, экономистам, промышленникам, предпринимателям...  Только в таком могучем составе можно было поднять вынесенный на обсуждение вопрос, который организаторы односложно сформулировали на плакате при входе: “Интегрировались?!” Наличие одновременно вопроса и восклицания в конце прямо указывало на то, что простого ответа от участников форума организаторы не ждут.


А его и вправду не было. И вряд ли могло быть. Уж очень непростой оказалась задача, которую поставили перед собой организаторы из министерства абсорбции, попытавшиеся разобраться в том, как страна справилась с многогранной проблемой трудоустройства более миллиона репатриантов, в основном русскоязычных, прибывших в Израиль в течение двух с половиной десятилетий.
 

В полный рост
 
Вот так, в полный рост, проблему занятости миллиона новых израильтян, насколько я помню, у нас еще не ставили. Но буквально за три дня до нынешней конференции ее поставил перед нашим премьер-министром главный интервьюер 1-го российского телеканала Владимир Познер. Кто видел его часовую программу неделю назад, наверняка обратил внимание на фрагмент интервью, когда гостя прямо спросили, как использовали в Израиле “эти, так сказать, мозги? Это инженеры, это компьютерные эксперты, это научные люди, это математики и так далее...” И что на это ответил наш премьер? Вот выписка из стенограммы беседы, взятая с нами с портала вышеуказанного канала: “Бесспорно, это было грандиозное вливание интеллектуальных сил. Но, понимаете, одних мозгов недостаточно. Можно иметь умнейших людей, которые будут не у дел, никак не задействованы. А мы создали атмосферу, в которой возникли высокотехнологические компании. Мы привлекли венчурный капитал для инвестиций, угомонили бюрократов... Сочетание всего этого и вливаний из России привело к поразительному результату. Приходишь в такую компанию - слышишь русский. Да у меня в правительстве, в мой премьерский срок... 


Я бы сказал, выходцы из СССР по праву считаются самой успешной группой иммигрантов. Они невероятно успешны в бизнесе, в науке, в технологиях, в образовании, в управлении, в политике...” Ну и так далее. 


Желающие могут самостоятельно изучить этот материал в Сети и в печатном виде: он почти сразу был опубликован несколькими русскоязычными изданиями.


 
С иных позиций 

Но к началу отчетной встречи ее участники, видно, еще не успели ознакомиться с точкой зрения главы правительства на вопросы профессиональной интеграции русскоязычных израильтян и подошли к теме профессиональной занятости новых граждан с несколько иных позиций. Да и задачу свою они видели иначе - не славословить, а критически оценить интеграционную работу, проделанную в стране за два с половиной десятилетия, выдвинуть новые идеи, которые помогут полнее использовать наш потенциал на динамичном израильском рынке труда. 


Что можно сделать, чтобы наши дважды соотечественники смогли пробить простертый над их головами стеклянный потолок? Что должны сделать для этого местные работодатели, предприниматели и специалисты службы занятости? Как репатрианту доказать свою профессиональную пригодность и прочие достоинства местному нанимателю, у которого есть выбор и который может предложить рабочее место любому другому?


Полный рабочий день в университетской аудитории ушел на поиск ответов на эти и другие вопросы. Общая картина из выступлений экспертов вырисовывалась куда сложнее, чем ее изобразил в своем московском интервью Биньямин Нетаниягу. 


Да, Израилю крупно повезло с последней советской репатриацией: за эти два с половиной десятилетия страна приняла более 1,2 миллиона только русскоязычных иммигрантов, обладающих, как правило, высокой профессиональной и общеобразовательной подготовкой и готовых немедленно влиться в трудовую армию своей новой родины. Так, собственно, и произошло, отмечалось на конференции.


С первых же лет пребывания в Израиле новое пополнение этой армии помогло стране к концу десятилетия в буквальном смысле слова удвоить национальный продукт. Темпы роста экономики в первой половине 1990 годов подскочили с 0,9 процента в 1991-м до 4-5 процентов в последующие годы. 


Потом они стабилизировались, но объем ВВП, произведенного репатриантами, по оценкам экономистов, к 2000 году достиг почти 19 миллиардов долларов! И далее, во втором десятилетии и до наших дней, этот показатель не снижался.
 

Неуместный восторг 

Казалось, чего еще желать! Увы, сами новички не разделяют восторги по поводу своего вклада в израильскую экономику. Им от этого роста практически ничего не перепало. Лишь немногие профессиональные группы выходцев из бывшего СССР смогли завоевать себе место под солнцем на местном рынке труда. Чаще всего упоминают в этом ряду врачей, педагогов, отчасти инженеров и прочих технических специалистов. 


Но и у наших врачей не все так прекрасно, и у учителей, тем паче у инженерно-технических кадров. Врачи зарабатывают более-менее прилично в основном за счет ночных дежурств и на приеме в больницах и поликлиниках. Учителей-предметников по физике и математике в школах ценят, но остальным приходится годами доказывать, что они чего-то стоят, и далеко не всегда удачно...


Наш премьер воодушевленно рассказывал об успехах репатриантов в высокотехнологических областях… Иначе оценивает их положение видный экономист д-р Борис Дубсон. Да, в сфере высоких технологий наших земляков трудится немало - по его данным, не менее 20 тысяч человек или около 47 процентов всех занятых в этой области. Но чем наши рабочие и специалисты, занимаются в своих высокотехнологичных компаниях? Да, кое-кому удалось занять заметные позиции, выдвинуться на руководящие посты, однако абсолютное большинство выполняет, как правило, простейшие операции и задачи, работает на поточных линиях, подчас в три смены, а порой “в интересах” производства по 12-15 часов подряд, на сборочных участках, уступая наиболее интересные и оплачиваемые функции местным старожилам, которых руководители фирм в подавляющем большинстве случаев предпочитают брать вместо “русских”.

 
Парадоксы занятости
 
Об этих парадоксах трудоустройства репатриантов на конференции упоминалось тоже, но как-то вскользь. Спор шел, в основном, о том, кому лучше доверить продвижение новичков на рынке труда - государству, сиречь чиновникам, или частному сектору - предпринимателям и посредническим фирмам? 


В этом споре, по мнению главного ученого министерства абсорбции д-ра Владимира Ханина, принимавшего участие в дискуссии, отразились два противоположных подхода к современной экономике, в том числе и к решению проблемы занятости. Еврейскому государству, принимающему в последние годы нескончаемый поток иммигрантов, передавать заботу об их профессиональной интеграции в руки частника небезопасно, полагает ученый. У частного посредника, даже честного, в голове совсем иные резоны, нежели интересы каких-то русскоязычных иммигрантов, пусть и обладающих завидной квалификацией и большим опытом. Было время, когда в государственной политике, в частности, в сфере трудовой интеграции, преобладал второй подход. Но сейчас акценты меняются. Министерство абсорбции, организовавшее этот примечательный съезд, показывает коллегам в других отраслях, что пускать трудоустройство новых граждан страны на самотек недопустимо. Нет-нет, чиновники не намерены забирать это дело у частников, хотя по традиции соответствующие отделы и управления включатся в эту работу с еще большей энергией, говорили изобильно представленные на съезде сотрудники министерства. 
 


Первые шаги

Влиять на процессы трудоустройства оно намерено иначе - материально поощряя работодателей и предпринимателей к приему на работу новых репатриантов. Речь идет о сравнительно небольших суммах, и пока еще не во многих областях, но первый шаг в этом направлении, судя по выступлению на конференции министра абсорбции Софы Ландвер и ее подчиненных, сделан.


Шаг первый, но не последний, уверяют наши интеграторы. Их подталкивает к этому новая ситуация, складывающаяся на местном рынке профессиональных услуг в самое последнее время. Выясняется, что рынок этот пустеет с пугающей скоростью. Занимавшие эту нишу израильские кадры, в том числе и присоединившиеся к ним в последние полтора-два десятка лет русскоязычные специалисты, уходят - кто на пенсию, кто в расчете на более сытную долю, - а смена запаздывает. Точнее, о чем прямо говорилось с академической кафедры, смена на горизонте пока не просматривается. Есть неясные признаки того, что она где-то на подходе, но в каком количестве и качестве, непонятно. 


На собственные израильские кадры, на местных университетских выпускников наша экономика, похоже, не рассчитывает. Иллюзий по поводу того, что в течение нескольких лет удвоится, к примеру, выпуск инженеров, программистов и прочих классных профессионалов, никто из экспертов не питает. Выход видится там же, где и вход. Точнее, въезд - въезд в Израиль специалистов из других мест. Или, как альтернатива этому процессу, вывод трудоемких и наукоемких предприятий и целых отраслей из страны. Именно так “ушли” в 90-е годы к соседям израильские текстильные и швейные предприятия. Теперь дело идет к тому, что за рубеж могут быть выведены производители промышленной и бытовой электроники, приборов связи и элементной базы к ним. Словом, государство дает своим компетентным сионистским органам срочный наказ: даешь стране больших и малых специалистов самого разного профиля! 
 


Французский вариант
 
Вот только как обеспечить его выполнение? Участники нашей конференции уделили этой теме тоже немало своего времени. Варианты привлечения специалистов-репатриантов изучались на примере иммигрантов из Франции. 
Многочисленная и уважаемая в Израиле “французская” еврейская община в последние годы стала смотреть в сторону еврейского государства с заметно растущим интересом. Этот интерес, не скрывают “французы”, тесно увязан с кризисными процессами, резко усилившимися за это время на европейском континенте, а во Франции и в других странах Южной Европы особенно. Французам приходится искать нестандартные решения своих профессиональных проблем. Французские евреи традиционно ищут их в наших, израильских пределах. Ищут и не находят, говорили участники дискуссии на “полях” конференции. 


Причин тому несколько. Есть причины технического сорта, когда дипломы, выданные французскими вузами и колледжами, “не стыкуются” с дипломами израильскими. Есть и другие сложности. Открыть бизнес во Франции, как выясняется, и проще, и менее накладно, чем в Израиле. А перенести его сюда много сложнее. Получить лицензию на работу здесь французскому кулинару, аптекарю или косметологу тоже нелегко. Иными словами, нашим чиновникам необходимо предпринять определенные усилия, чтобы переход из одной деловой атмосферы в другую протекал гладко и не вызывал удушья.
 


Методика Ганнибала

Особую роль в этом процессе участники дискуссии отвели общественным организациям выходцев из Франции в Израиле. Их здесь предостаточно, и каждая организация рвется за своих земляков в бой. Вот бы нам, русскоязычным израильтянам, такая боевая поддержка! 


Пока же уповать приходится лишь на “свое” министерство. Оно очень старается, не жалея сил, чтобы быть полезным землякам, но силы эти сравнительно невелики, что уж тут скрывать. Не скрывает этого и глава министерства, твердо намеренная перетянуть на свою сторону коллег-министров, от которых решение вопроса занятости репатриантов зависит не меньше, чем от нее. Надеется Софа привлечь к этому делу и премьер-министра, да после московского интервью, боюсь, сделать это будет непросто. Если с профессиональной интеграцией у нас все так гладко, зачем нужны еще усилия?.. 
Но они нужны, очень нужны! Потому что для закрепления успеха, как считали еще древние римляне, сил требуется порой не меньше, чем для победы. И не зря один начитанный сосед на конференции процитировал в этом месте историка Ливия, который, в свою очередь, цитирует одного из полководцев Ганнибала: “Я истребил вражеское войско, пришлите мне новых солдат...” А тут и присылать не надо - сами едут. 

 “Новости недели”

comments (Total: 5)

Вроде как нефть и газ Штаты у Израиля не покупали и прежде.
А что, будущее России для ее жителей имеет большую гарантию безопасности, чем безопасность Израиля ?
Я как-то сомневаюсь.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
У Штатов была любовь по расчёту с Израилем. Напряга с нефтью и газом нет - конец любви Штатов с Израилем и Саудовской Аравией. Что-то будет!!!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Если бы я был евреем, то сейчас, просто, побоялся бы ехать в Израиль - будущее этой страны весьма опасно для жизней их жителей.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Уезжает гораздо больше чем приезжает.Приезжают откровенные лузеры,или пенсионры.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Пишите честно - нужны новые рабы, т.к. старые закончились.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir