Гадание на дорожной карте
В мире
Казалось бы, наблюдая за внутриполитическими перипетиями, связанными с формированием нового правительства, израильтяне должны на какое-то время оставить вне поля зрения события вне страны. Тем более что пока (тьфу, тьфу, тьфу, не сглазить бы!) в отношениях с ХАМАСом наблюдается некоторое успокоение, или «тахдия», как по-арабски называется временное прекращение враждебных действий, а переговоры с администрацией Аббаса не преподносят никаких сюрпризов. Это, однако, не так. Израильтяне следят и за собственными политиками, и за действиями своих палестинских контрагентов. На это есть свои причины. Если Ципи Ливни не сможет сформировать правительство (а она уже попросила у президента две дополнительные недели), в стране будут объявлены выборы, и чем они закончатся, предсказать не может никто. То же можно сказать и о ситуации в палестинской автономии – никто не знает, что произойдет здесь после того, как в январе закончится каденция Махмуда Аббаса.
Не будем отнимать хлеб у профессиональных политических комментаторов и политических технологов, не будем пытаться предсказывать развитие событий в том случае, если к власти в Израиле придут другие люди. Попробуем, опираясь на то, что правительство Ольмерта еще функционирует, а правительство Ливни, скорее всего, продолжит в общих чертах его курс, подготовить себя к тому, что нас ожидает в ближайшем будущем.
Нет сомнений, что переговоры между Израилем и администрацией палестинской автономии будут продолжены. В этом заинтересованы все. И международное сообщество, и руководители обеих конфликтующих сторон – Израиля и палестинских арабов. По большому счету, в этом заинтересованы и люди, делегировавшие этим руководителям полномочия для переговоров, то есть евреи и арабы. И это несмотря на то, что до сих пор каких-то принципиальных прорывов в переговорах достигнуто не было. Нельзя же назвать прорывом заявление Ольмерта о необходимости отдать арабам все территории, которые Израиль контролирует, начиная с 1967 года. Это заявление совершенно не отражает настроений большинства израильтян и значительной части израильских политиков, и маловероятно, что оно найдет в стране столь мощную поддержку, что может быть реализовано.
И все же переговоры будут продолжены. Кроме факторов, действующих внутри, если можно так выразиться, конфликтующих сторон, есть факторы внешние, и главный среди них – это интрига, связанная с предстоящими президентскими выборами в США. Ни для кого не является секретом, что как минимум два государства, которые, как считается, представляют на Ближнем Востоке деструктивные силы, а именно Сирия и Иран, ожидают эти выборы с надеждой на то, что новая администрация Соединенных Штатов будет придерживаться в отношении них позиции, отличной от той, которую занимает администрация нынешняя. И действительно, как сообщалось в сирийских СМИ, президент этой страны недвусмысленно заявил о том, что непрямые переговоры с Израилем могут перейти в прямые лишь после того, как новая администрация США определится в своих ближневосточных приоритетах. Да и Иран, похоже, лишь ожидает от США какого-либо сигнала о том, что их позиция может быть смягчена. В этом случае Иран вполне может прекратить свои ядерные и ракетные программы, уже почти разорившие страну, и по примеру Ливии начать получать взамен от США, да и от всего мирового сообщества, различные бонусы.
Для того чтобы без потерь дожить до смены власти в США, ни Сирия, ни Иран, ни тем более палестинские вожди не будут делать резких движений. А это и будет означать, что переговоры между Израилем и палестинцами продолжатся.
К чему они могут привести? Известно, что от них ожидается на финише. Это было определено в Аннаполисе. Палестинское государство. Но как этого достичь, пока не знает никто. Слишком много уступок требуется от Израиля. Это и раздел Иерусалима, и согласие на возврат беженцев, и передача арабам территорий, контролируемых с 1967 года. Несмотря на то, что Восточный Иерусалим фактически и так уже давно арабский, юридическое признание этого факта затрагивает один из основополагающих принципов Израиля, согласно которому Иерусалим един, неделим и является столицей страны. Возвращение Сирии Голанских высот больно ударит по стратегической безопасности Израиля. Там же, на Голанах, находятся и источники, питающие озеро Кинерет – основной резервуар пресной воды. Что касается возвращения так называемых палестинских беженцев, то известно, что за десятилетия, прошедшие с того момента, когда появились эти беженцы, их число многократно увеличилось, и на то, чтобы вернуть их в те места, где проживали когда-то их семьи, не решилось бы правительство ни одной страны.
Есть и еще один вопрос, который постоянно муссируется в исламских кругах и который очень трудно разрешить к удовлетворению всех сторон. Это вопрос о мечети Аль-Акса. Несмотря на то, что Израиль обеспечивает ее функционирование в самом центре своей столицы, наиболее радикальные из палестинских религиозных деятелей требуют, чтобы Израиль отказался от контроля над территорией, где расположена мечеть.
В этом вопросе, правда, есть подвижки. В понедельник одна из арабских газет сообщила о том, что в иорданской столице Аммане проходят секретные переговоры, на которых Израиль и Иордания обсуждают возможность создания специального административного органа, состоящего из представителей различных конфессий, который контролировал бы святые места, расположенные в Иерусалиме. Кроме того, пишет газета, этот орган мог бы осуществлять муниципальное управление всем городом. В том случае, если Израилю и Иордании удастся выработать совместный план действий в этом направлении, переговоры между Израилем и автономией могли бы стронуться с мертвой точки.
Ну а что произойдет в том случае, если новые люди в Белом доме будут вести старую политику? Если Иран и Сирия по-прежнему будут ходить в изгоях? В этом случае и их политика останется без изменений. Без изменений в более реалистичном направлении. И тогда эти страны дадут отмашку своим сателлитам, которых они до поры до времени придерживали. Это вызовет активизацию «Хезболлы» и ХАМАСа. «Успокоение» на границе между Газой и Израилем сменится ракетными обстрелами, северная граница Израиля вновь станет неспокойной.
Смена власти в США и окончание срока правления Аббаса в автономии почти совпадают по времени. И здесь важно то, кто первым оценит происходящие изменения или их отсутствие и какие шаги будут в зависимости от этого предприняты. Но, похоже, Махмуд Аббас не собирается покидать свое кресло. В минувший понедельник он заявил: «В соответствии с положением номер 34 палестинской конституции выборы парламента и председателя должны проходить одновременно». В переводе на обыденный язык это означает, что поскольку выборы в палестинский парламент должны состояться в 2010 году, выборы главы автономии будут проведены не ранее этого срока. «Любой другой шаг был бы незаконным. Мы консультировались с шестью египетскими экспертами по правовым вопросам, и все они согласились с тем, что выборы должны проходить в соответствии с палестинским законодательством», - сказал Аббас.
Но Аббас занят не только юридическим обоснованием продления своей каденции. В последние дни он решительно взялся за реорганизацию руководящей верхушки своих служб безопасности. Впрочем, реорганизация эта, скорее всего, вынужденная: на днях стало известно об аресте офицера одного из самых секретных подразделений палестинской службы безопасности. Предполагают, что он сотрудничал с ХАМАСом. «Этот человек пользуется широкой известностью и имеет связи с верхушкой палестинского общества. Его арест стал возможен благодаря информации, переданной палестинцам Израилем и США», - сообщили в службе безопасности автономии. Та реорганизация, о которой упоминалось выше, является реакцией на выявление агентов ХАМАСа и заключается в том, что силовые службы автономии подверглись чистке. Среди тех, кто попался под горячую руку Аббаса, глава службы разведки и руководитель национальной безопасности. И нет никакой гарантии, что события не начнут развиваться по латиноамериканскому сценарию, когда отправленные в отставку военные выводят на улицы своих солдат. Впрочем, думается, что в таком случае Аббас может надеяться на израильскую армию, которая, несмотря на то, что передала часть полицейских функций в Иудее и Самарии палестинцам, по-прежнему осуществляет общий контроль над этими территориями.
Все, о чем мы говорили, справедливо лишь в предположении того, что нынешний курс будет продолжен до плановых парламентских выборов в Израиле. Если же выборы состоятся ранее, то к власти могут прийти совсем другие персоны. И рассуждать о том, какую политику будут проводить они, надо отнюдь не гадая по «дорожной карте», а по их предвыборным программам. И это уже тема для совершенно другого разговора.
Не будем отнимать хлеб у профессиональных политических комментаторов и политических технологов, не будем пытаться предсказывать развитие событий в том случае, если к власти в Израиле придут другие люди. Попробуем, опираясь на то, что правительство Ольмерта еще функционирует, а правительство Ливни, скорее всего, продолжит в общих чертах его курс, подготовить себя к тому, что нас ожидает в ближайшем будущем.
Нет сомнений, что переговоры между Израилем и администрацией палестинской автономии будут продолжены. В этом заинтересованы все. И международное сообщество, и руководители обеих конфликтующих сторон – Израиля и палестинских арабов. По большому счету, в этом заинтересованы и люди, делегировавшие этим руководителям полномочия для переговоров, то есть евреи и арабы. И это несмотря на то, что до сих пор каких-то принципиальных прорывов в переговорах достигнуто не было. Нельзя же назвать прорывом заявление Ольмерта о необходимости отдать арабам все территории, которые Израиль контролирует, начиная с 1967 года. Это заявление совершенно не отражает настроений большинства израильтян и значительной части израильских политиков, и маловероятно, что оно найдет в стране столь мощную поддержку, что может быть реализовано.
И все же переговоры будут продолжены. Кроме факторов, действующих внутри, если можно так выразиться, конфликтующих сторон, есть факторы внешние, и главный среди них – это интрига, связанная с предстоящими президентскими выборами в США. Ни для кого не является секретом, что как минимум два государства, которые, как считается, представляют на Ближнем Востоке деструктивные силы, а именно Сирия и Иран, ожидают эти выборы с надеждой на то, что новая администрация Соединенных Штатов будет придерживаться в отношении них позиции, отличной от той, которую занимает администрация нынешняя. И действительно, как сообщалось в сирийских СМИ, президент этой страны недвусмысленно заявил о том, что непрямые переговоры с Израилем могут перейти в прямые лишь после того, как новая администрация США определится в своих ближневосточных приоритетах. Да и Иран, похоже, лишь ожидает от США какого-либо сигнала о том, что их позиция может быть смягчена. В этом случае Иран вполне может прекратить свои ядерные и ракетные программы, уже почти разорившие страну, и по примеру Ливии начать получать взамен от США, да и от всего мирового сообщества, различные бонусы.
Для того чтобы без потерь дожить до смены власти в США, ни Сирия, ни Иран, ни тем более палестинские вожди не будут делать резких движений. А это и будет означать, что переговоры между Израилем и палестинцами продолжатся.
К чему они могут привести? Известно, что от них ожидается на финише. Это было определено в Аннаполисе. Палестинское государство. Но как этого достичь, пока не знает никто. Слишком много уступок требуется от Израиля. Это и раздел Иерусалима, и согласие на возврат беженцев, и передача арабам территорий, контролируемых с 1967 года. Несмотря на то, что Восточный Иерусалим фактически и так уже давно арабский, юридическое признание этого факта затрагивает один из основополагающих принципов Израиля, согласно которому Иерусалим един, неделим и является столицей страны. Возвращение Сирии Голанских высот больно ударит по стратегической безопасности Израиля. Там же, на Голанах, находятся и источники, питающие озеро Кинерет – основной резервуар пресной воды. Что касается возвращения так называемых палестинских беженцев, то известно, что за десятилетия, прошедшие с того момента, когда появились эти беженцы, их число многократно увеличилось, и на то, чтобы вернуть их в те места, где проживали когда-то их семьи, не решилось бы правительство ни одной страны.
Есть и еще один вопрос, который постоянно муссируется в исламских кругах и который очень трудно разрешить к удовлетворению всех сторон. Это вопрос о мечети Аль-Акса. Несмотря на то, что Израиль обеспечивает ее функционирование в самом центре своей столицы, наиболее радикальные из палестинских религиозных деятелей требуют, чтобы Израиль отказался от контроля над территорией, где расположена мечеть.
В этом вопросе, правда, есть подвижки. В понедельник одна из арабских газет сообщила о том, что в иорданской столице Аммане проходят секретные переговоры, на которых Израиль и Иордания обсуждают возможность создания специального административного органа, состоящего из представителей различных конфессий, который контролировал бы святые места, расположенные в Иерусалиме. Кроме того, пишет газета, этот орган мог бы осуществлять муниципальное управление всем городом. В том случае, если Израилю и Иордании удастся выработать совместный план действий в этом направлении, переговоры между Израилем и автономией могли бы стронуться с мертвой точки.
Ну а что произойдет в том случае, если новые люди в Белом доме будут вести старую политику? Если Иран и Сирия по-прежнему будут ходить в изгоях? В этом случае и их политика останется без изменений. Без изменений в более реалистичном направлении. И тогда эти страны дадут отмашку своим сателлитам, которых они до поры до времени придерживали. Это вызовет активизацию «Хезболлы» и ХАМАСа. «Успокоение» на границе между Газой и Израилем сменится ракетными обстрелами, северная граница Израиля вновь станет неспокойной.
Смена власти в США и окончание срока правления Аббаса в автономии почти совпадают по времени. И здесь важно то, кто первым оценит происходящие изменения или их отсутствие и какие шаги будут в зависимости от этого предприняты. Но, похоже, Махмуд Аббас не собирается покидать свое кресло. В минувший понедельник он заявил: «В соответствии с положением номер 34 палестинской конституции выборы парламента и председателя должны проходить одновременно». В переводе на обыденный язык это означает, что поскольку выборы в палестинский парламент должны состояться в 2010 году, выборы главы автономии будут проведены не ранее этого срока. «Любой другой шаг был бы незаконным. Мы консультировались с шестью египетскими экспертами по правовым вопросам, и все они согласились с тем, что выборы должны проходить в соответствии с палестинским законодательством», - сказал Аббас.
Но Аббас занят не только юридическим обоснованием продления своей каденции. В последние дни он решительно взялся за реорганизацию руководящей верхушки своих служб безопасности. Впрочем, реорганизация эта, скорее всего, вынужденная: на днях стало известно об аресте офицера одного из самых секретных подразделений палестинской службы безопасности. Предполагают, что он сотрудничал с ХАМАСом. «Этот человек пользуется широкой известностью и имеет связи с верхушкой палестинского общества. Его арест стал возможен благодаря информации, переданной палестинцам Израилем и США», - сообщили в службе безопасности автономии. Та реорганизация, о которой упоминалось выше, является реакцией на выявление агентов ХАМАСа и заключается в том, что силовые службы автономии подверглись чистке. Среди тех, кто попался под горячую руку Аббаса, глава службы разведки и руководитель национальной безопасности. И нет никакой гарантии, что события не начнут развиваться по латиноамериканскому сценарию, когда отправленные в отставку военные выводят на улицы своих солдат. Впрочем, думается, что в таком случае Аббас может надеяться на израильскую армию, которая, несмотря на то, что передала часть полицейских функций в Иудее и Самарии палестинцам, по-прежнему осуществляет общий контроль над этими территориями.
Все, о чем мы говорили, справедливо лишь в предположении того, что нынешний курс будет продолжен до плановых парламентских выборов в Израиле. Если же выборы состоятся ранее, то к власти могут прийти совсем другие персоны. И рассуждать о том, какую политику будут проводить они, надо отнюдь не гадая по «дорожной карте», а по их предвыборным программам. И это уже тема для совершенно другого разговора.