"You are in army now"
«...Мы добровольцы
все - никто сюда не гнал,
Мы сами выбрали -
сыграли, как сумели...»
(Строчки из стихов Ильи Басюка – участника войны в Ираке.
Более неудачного заголовка для рассказа о солдатах американской армии придумать просто невозможно. Служат в армии в основном ребята молодые. Что такое винтовка M16, автомат М16А2, гранатомет, ракета и пр. вооружение - знают, а вот ружье... Антиквариат, наверное...
Ладно, не в заголовке дело. И даже не в ружье. Все дело в тех, в чьих руках это ружье, то бишь оружие. И против кого это оружие направлено...
С двумя такими людьми – старшим сержантом Армии США (Staff Sergeant US Army) Ильей Басюком и рядовым Ильхомом Абзаловым я провел несколько часов на балконе нашей редакции. Мы курили, пили кофе, и я пытался раскрутить ребят на откровенный разговор.
(Информация для справки: «Русский базар» когда-то публиковал отрывки из дневника Ильи о его службе в Европе, а потом в Ираке. Сейчас, дослужившись
до старшего сержанта, он выполняет достаточно ответственное задание в Нью-Йорке. Вместе с Ильхомом он забежал по старой памяти в редакцию, где я их обоих и зацепил...)
Честно сказать, я мыслил, что напишу о безыдейности и бездуховности американской армии, о почти поголовном осуждении вторжения в Ирак, о стрессах от враждебности населения и вообще «оттопчусь» на парнях и на доблестной армии в полной мере. Так сказать, не поднимая задницы с удобного кресла около компьютера и не отрываясь от привычной чашки кофе.
Тем более что одним из заданий Ильи было рекрутирование «молодых неопытных» для пополнения личного состава.
Как? Заманивать в армейское ярмо? Рисковать жизнью ради демократии в Ираке и в Афганистане? Во имя чего?!
Короче, сами понимаете, каким мой настрой «акулы пера», разинувшей утыканной перьями пасть в предвкушении легкой и аппетитной армейской добычи.
Как разинул, так и захлопнул.
Нет, разумеется, можно интерпретировать слова о присяге, о долге, о чести, о дружбе в нечто анахроничное, устаревшее и полностью бессмысленное. Особенно в преломлении бессмысленной и неподготовленной, на мой взгляд, войны.
Но у моих собеседников – другое мнение. Может, продиктованное оптимизмом молодости, может, чем-то иным, мне непонятным..
Поэтому, ничего не прибавляя и не убавляя (только иногда комментируя и смягчая непарламентские выражения...), рассказываю о нашем разговоре.
Что касается комментариев, то это будут НЕ МОИ комментарии. Это будут отрывки из армейского дневника самого Ильи Басюка, который он вел с марта 2002 по ноябрь 2003 года, находясь в Ираке. Выдержки из этого дневника, были опубликованы в «Русском базаре» в 2003 году.
- Парни, начну с основного, - не жалеете о своем решении идти в армию?
- Нет! (практически хором...)
- Другого ответа я и не ожидал... А если не под диктофон, а так, честно, как мужчины мужчине, посоветовали бы своим родным братьям подписать армейский контракт?
- Илья. Сложный вопрос... Смотря, в каком положении брат... Если у родителей куча бабок на колледж, на развлечения, на покупку ему автомобиля, если его одевают и кормят, если у него всегда в достатке карманных денег, то вряд ли... На фиг ему нужно чего-то добиваться, когда ему все и так, как на подносе...
- Ильхом. А я бы и в этой ситуации посоветовал. Если бы у меня был такой «крутой», в смысле родителей, брат и если бы он захотел понять, чего стоит он сам по себе, без папиных денег... Смотри сам, Леонид, Илья служит уже несколько лет. Закончился один контракт, покрутился на гражданке и подписал второй. Я же только окончил то, что в Российской Армии называли «учебкой». Гоняли меня по полной катушке. Потом – учился, чтобы попасть в десантуру. Прыжки с парашютом и все такое... До армии я пахал на кар-сервисе. Выматывался не меньше, про нервотрепку уже вообще молчу, а зарабатывал копейки. Сам знаешь, что такое кар-сервис... В армии я понял разницу между «обслуживать» и «служить».
- Звучит достаточно пафосно. Как у классика – «служить бы рад, прислуживаться тошно...» Здесь, в Америке, каждый кого-то обслуживает. Водитель кар-сервиса или пилот авиалайнера – пассажиров, врач и лоер – водителей кар-сервиса, парикмахер – всех, кто сядет в его кресло... Мы все обслуживаем друг друга и ничего унизительного я здесь не вижу...
- Илья. Все правильно. Пару дней назад у нас с Ильхомом была увольнительная, и мы зашли в ресторан... Захотелось чего-то этакого, благо зарплата позволяет. Так вот, там, в туалете, тоже один мужик работает. Салфетки подает, мыло – сам знаешь. Типы – не меньше доллара. Тоже обслуживает... Только, обслуживание лоера в суде и этого мужика в туалете – разное обслуживание...
Я иду по улице в форме, ко мне отношение другое.
Я сам к себе по-другому отношусь!
Из дневника: 8 марта 2003 года, 09:00, день 4. Кувейт.
«Вчера пытались восстановить нашу гигантскую палатку при сильнейшем ветре с песком. Замучались до полной одури. Потом вкусили армейского идиотизма - после того, как мы устроились, нас выгнали из палатки, пришлось все снова собирать и упаковывать, тащить неизвестно куда, искать местечко на полу в чужой палатке. Утром пришлось все тащить в третье место. Что-то я подзамучался.
Война - тяжелая работа. Кто не прошел - не поймет этого».
- Хорошо, Илья, все понятно... Самоуважение и все такое... Хотя, на мой взгляд, «отказники» в бывшем СССР, которых поперли с работы и они шли истопниками и дворниками, заслуживали уважения не меньше, а намного больше, чем иные генералы. Поговорим о твоей службе в Ираке. С кем там воюет американская армия? С кем ты, Илья Басюк, воевал в Ираке и кого защищал? И от кого защищал?
- Илья. Я тебе просто скажу – меня это, по большому счету, не интересует. Меня послала в Ирак Америка.
Из дневника: 9 марта 2003 года, 16:45, день 5.
«...Когда же все-таки начнется война? Ждать и догонять - самое плохое. Если Саддам не начнет садить ядерным или химическим оружием, то мы его сделаем быстро. Если начнет - всем будет хреново. Бог даст все закончится благополучно».
- Знаешь, Илья, у Булата Окуджавы есть песенка с такими словами:
«А если что не так – не наше дело:
Как говорится, «Родина велела».
Как славно быть ни в чем не виноватым
Совсем простым солдатом, солдатом...»
- Илья. Наше дело – защищать! А, от кого, против кого, где и каким образом – решают Америка, ее Конгресс, Сенат, Президент. Мы честно делаем то, что нам поручено. Мне не в чем упрекнуть ни себя, ни своих товарищей.
Из дневника:
20 марта 2003 года, 09:22, день 16. Ирак.
«...Всю ночь ждали начала войны.
15:25 Мы ударили по Багдаду и другим точкам ракетами и перешли границу. Иракцы гвозданули, в свою очередь, по нашим базам в Кувейте и по Кувейт-Сити (я там был неделю назад). Реакция мира неоднозначная (удалось посмотреть телик немного в штабе.
...Никто ничего толком не знает. Когда это все закончится, люди будут думать, что поступать нужно было так-то и сяк-то, будут подгонять основания под уже прошедшие события, сейчас же никто ничего не знает толком, история творится сейчас. Посмотрим, чем это все закончится».
- Обидно, наверное, рисковать жизнью, даже не попытавшись разобраться, во имя чего рискуешь...
- Илья. Что касается того, что мы там рискуем жизнью, то посмотри статистику – риск попасть под автомобиль или зацепить СПИД во много раз выше, чем быть убитым в Ираке или Афгане. По крайней мере, меня там прикрывают мои товарищи, точно так же, как я прикрываю их. А здесь? Каждый сам за себя... Я там стал бойцом, мужчиной! Вы здесь – лапки вверх перед любым отморозком, который нацелился на твой бумажник... Хотел бы я посмотреть, кто рискнет у меня потребовать мои деньги...
Из дневника: 18 марта 2003 года, 17:50, день 14. Ирак.
«...Самое главное, чтобы Ирак не начал использовать химическое-биологическое-ядерное оружие. Вторая опасность на данный момент - это СКАДы, 50 км для них ерунда. А все их сбить на подлете не удастся. Я верю в судьбу».
21 марта 2003 года, 11:39, день 17. Ирак.
«...Было два близких взрыва. Все умотали в бункера. А если ядерные заряды, то мы уже трупы.
Несколько ракет сбили возле нашей базы. Многие солдаты испуганы, срываются. Появились первые потери».
31 марта 2003 года, 15:27, день 26. Ирак.
«...Чуть не попали под теракт - самоубийца на джипе взорвал КПП. Пронесло. Костлявая старуха все время где-то рядом».
20 апреля 2003, 06:48, день 47 Ирак.
«...Двое суток в пути. Насмотрелся всякого - и в Кувейте, и в Ираке. По нам стреляли 3 раза в пути, голову натёрла каска...»
14 июля 2003, 20:21, день 132
«Жду, не дождусь, когда мы поедем обратно в Кувейт. Только наша техника не дойдёт. Да и на дорогах по нашим конвоям из гранатомётов лупят партизаны... Каждый день погибают наши солдаты. А иракцев мы и не считаем. От судьбы не уйдёшь. Очень хочется ещё пожить...»
- Все понял! Армия делает из людей мачо и все такое...
- Ильхом. Напрасно иронизируешь. Смотри... (Вытаскивает кучу фотографий и веером раскладывает передо мной.) Вот видишь, это фотки первого дня. Мы все еще в гражданском, вот нас стригут наголо, вот – первое построение... А вот – на плацу, отжимаемся. Этот парень еле-еле, на последнем издыхании, отжимался 20 раз. Теперь – 57! Есть разница? И знаешь, что бы там ни говорили, есть какая-то магия защищенности и силы... Я не журналист и не могу этого объяснить словами. Но когда имеется достаточно большая группа людей, сплоченных одной задачей, одной целью, одинаковыми для всех трудностями, и каждый помогает каждому, то это дает такое ощущение силы и защищенности, которое никогда не почувствуешь на гражданке.
- А как же с дедовщиной? Отношение старослужащих к новобранцам?
- Илья. Если по аналогии с российской армией, то нет и в помине! Там ведь как - «старики» перекладывают на молодых всякие наряды по кухне, забирают посылки, деньги отнимают, заставляют пахать на себя...
В американской армии для подобного просто нет оснований. Не потому, что все такие правильные и законопослушные, а потому, что в этом нет ни смысла, ни выгоды.
Здесь в столовой, смотри сам (показывает фотографии), на стол не ставят бачок с супом на 15 человек. Видишь, все с подносами, все индивидуально, как в хорошей столовой. Всем поровну, всем одинаково, хочешь добавки – сколько угодно. Поэтому никакого мытья котлов и прочего... Солдат в США – солдат, а не «ложкомойка»... Рукоприкладства у нас нет и быть не может! С «MP» – с военной полицией - лучше не шутить... Здесь нет аналога российской «губы» - гауптвахты. Здесь бьют рублем, т.е. долларом.
Я получаю на руки, чистыми, после всех вычетов, более пяти тысяч баксов в месяц. Если в моем подразделении ЧП - мне задерживают очередное повышение, и это сильно бьет по зарплате.
- Это ты получаешь. После нескольких лет в армии. Дослужившись до старшего сержанта. А, новобранцы? Вот у тебя, Ильхом, как с деньгами? Хватает или на гражданке было больше?
- Ильхом. А я, только начав служить, получаю больше полутора штук. Может, работая в ресторане, моя посуду, или в овощной лавке, таская коробки с фруктами, получу не меньше. Но здесь-то я на всем готовом! Жилье, еда, передвижение, одежда – ни на что не тратишь. Где еще без образования и без специальности я буду столько получать? Я уже не говорю о том, что после завершения контракта мне оплачивается обучение в любом, самом приличном колледже. Без всяких лонов и процентов по ним, которые потом нужно погашать черт-те сколько лет.
- Ладно, меня агитировать не надо. Я все равно по возрасту не подхожу... Я уже свое отслужил... Не знаю, как было у Ильи в Ираке, а там где служил я, - всего по две фляжки воды на сутки. Хочешь - пей, хочешь - мойся... и плакат: -«Воин, будь бдителен! Подлетное время равно нулю!» Кстати, Ирак – жаркая страна, вокруг пустыня... Как у вас там с водой было?
- Илья. В Ираке, спрашиваешь? С водой, едой и всем остальным – полный ажур. Из дневника: 14 марта 2003 года, день 10. Ирак.
«...Было построение в 07:45. Перед этим нужно побриться, умыться, зубы почистить (пол-литра воды на все это), почистить автомат, противогаз и ботинки».
17 июня 2002 22:16 День 105
«Вкалывали целый день на жаре. У нас проблемы с водой, - не хватает. Приходится выкручиваться».
- Смотрю на твои фотографии до Ирака и после Ирака... У тебя даже выражение лица поменялось. Что-то изменилось в тебе самом, в психологии, мировоззрении?
- Илья. Сам понимаешь, человек, отслуживший в Ираке, становится несколько иным...
- Вот-вот! Об этом я и говорю – психологический стресс, склонность к суициду...
- Илья. Посмотри на меня. Ты замечаешь у меня стресс? Если и есть какая-то склонность, то только к холодному пиву и к красивым девушкам. А психопаты, они где угодно психопаты.
Из дневника: 21 марта, 2003 года, день 17. Ирак.
«...Один чувак бился башкой о бункер в истерике.
Кругом полнейший бардак и неразбериха. “Кто в армии служил, тот в цирке не смеется”.
22 марта 2003 года, 08:14, день 18. Ирак.
«Армия полна идиотизма и дубизма.
Многие солдаты замыкаются в себе, многие срываются в истерике, во время налетов особенно. Многим здесь нужна психологическая помощь».
22 апреля 2003, 08:50, день 49. Ирак.
«...Наступает момент определённой психологической усталости - некоторые люди раздражают до невозможности. Так и хочется дать кому-то по башке...»
5 мая 2003, 7:30, день 62. Ирак.
«Все стали очень нервными и дёрганными. Многие срываются. Понаехало всякого начальства. Все ходят важные. Как павлины. Это всех раздражает. Они не понимают, что у нас боевое оружие под рукой с патронами, что не надо раздражать людей без надобности. Мы уже торчим в пустыне 3-й месяц, без семей, без любимых.... Не стоит играть с огнём».
- Любая война это всегда экстремальная ситуация. Далеко не все выдерживают подобное напряжение изо дня в день?
- Илья. Есть, конечно, и такие, кому армия противопоказана. Но им на гражданке непросто жить. На мой взгляд, армия - это серия тестов. Тест на умение жить среди людей, тест на самодисциплину и ответственность, тест на самого себя, – кто ты есть на самом деле.
Из дневника:10 июня 2003, 06:30, день 98. Ирак.
«...Проблемы, тяготы, заботы, тяжёлая работа, недосыпание, конфликты - это ежедневная реальность.
30 октября 2003, 7:29, день 240. Ирак.
«... Последние 3 дня нашу базу постоянно атакуют. Взрывают машины и обстреливают из миномётов...».
2 ноября 2003, 20:17, день 243. Ирак.
«...Сегодня сбили наш вертолёт. Много раненых. Двое погибших из нашей роты. Нашу базу постоянно обстреливают. Всё задолбало...»
- Илья. Без ложной скромности могу утверждать, что я эти тесты прошел достойно. Самоуважения – прибавилось, ответственности и самоконтроля – прибавилось, здоровья – прибавилось, знаний – прибавилось, мир – посмотрел... Что касается денег и перспектив, то, поверь, я теперь жених выгодный и надежный. Как говорил поручик Ржевский в «Гусарской балладе», - уж коли я решусь войти в ворота ада - подругой стать любая будет рада!
Из дневника: 5 августа 2003, 21:43, день 154
«...Фред, водитель грузовика, которого я эскортировал месяца 2 назад, взорвался на мине вместе с грузовиком. Хороший был мужик, бывший солдат. Надеюсь, что я живым вернусь домой, Бог даст».
На этом «тематическая часть» нашего общения была завершена. Мы еще потрепались о преимуществах армейских штанов над обычными джинсами, о девушках в армии и об армейских романах, но...
это уже не та тема, которую можно обсуждать публично.
На прощание ребятам подарили футболки с логотипом «РБ», а они пообещали тоже не остаться в долгу и притащить армейские сувениры... Ждем-с...
P.S.
(Из дневника: 24 ноября 2003, 18:59, Германия.
«...Позавчера прилетел в Германию. Летели на грузопассажирском самолёте С-130. С цинковым гробом под флагом. Гроб стоял в метре от моих ботинок. Летели в полной боевой выкладке. Провёл в пустыне 263 дня. Сейчас пытаюсь адаптироваться. Очень не просто. Очень скучаю по Ираку, по войне. Многое злит из окружающего. Пытаюсь привыкать. Родители очень довольны...»
comments (Total: 6)
Согласен с Valery.
P.S.
А в это время,ктото под шумок, в тихую,на халяву нефти по лёгкому срубит.